Oct 02, 2012 04:50
Систематическая метафоризация музыкальных категорий в средневековой аллегорике открывает для словесного искусства новую возможность: уже не отдельные образы, а целые сюжеты воссоздаются в музыкальных терминах: словесная музыка становится "сплошной", весь рассказ разворачивается как музыкальный процесс.
Французский книжник Гуго де Фольето (12 век) всю историю грехопадения и спасения представляет как череду музыкальных событий: "Песня (cantus) дьявола - жадность (cupiditas), песня первого человека - сладострастие (voluptas), песня второго человека - любовь (charitas). В песне дьявола - три фальшивых голоса, в песне первого человека - три диссонанса (dissonae et discordes). В песне же дьявола первый голос - голос гордыни, второй - внушения, третий отчаяния. Сходным образом и в песне первого человека первый голос - услаждение, второй - согласие, третий - уклонение. Из этих шести голосов состоит песня дисгармонии (discordiae cantus). Музыка дьявола началась с более высокого голоса; ибо запел он на небесах антифон гордыни, говоря: вознесу престол мой на краю севера и буду подобен Всевышнему. Таким образом, он начал выше, чем ему следовало. (...) Низвергшись же с неба, запел в раю антифон внушения, а в аду - отчаяния.
Музыка Христа отлична от музыки дьявола: эта начинается с голоса более высокого, высокомерного (sublimiori), та же - с более низкого, смиренного (humiliori) (...) В музыке Христа шесть голосов, согласных и консонирующих между собой. Первый голос согласия - смирения сердца, второй - умерщвления плоти, третий - сострадание, четвёртый - утешение, пятый - молитва, шестой - самопожертвование (devotio)".
(с) из книги того же Махова.
quotes,
прекрасное,
music