Часть четвертая. Мертвое море и Западный берег
Географи не были бы географами, если бы остались три дня смотреть Иерусалим. Вот мы и не остались. Наш путь лежал к Мертвому морю. Вообще мы планировали там заночевать, а вечером встретить закат в пустыне, побродить по национальному паркуи посмотреть на горных баранов. Но бараны (не горные, а вполне себе равнинные) не дали нам это сделать: персонал кемпинга не смог нам забронировать номера по телефонному звонку и внятно объяснить, как к этому кибуцу проехать. Ну и хрен с ними, решили мы, переночуем в опостылевшем хостеле в Иерусалиме, но на Мертвое море все равно ехать надо.
Нашли двух таксистов арабской национальности, и поторговавшись с ними часок, сошлись на N шекелей за маршрут Иерусалим - Кумран - Эйн-Геди - Масада, потом обратно через Иерихон в Иерусалим. В общем, поехали...
После Иерусалима дорога резко пошла вниз, причем так резко, что аж уши закладывало. За пару десятков километров она спустилась с примерно 800 метров над уровнем моря до почти -400. Время от времени на дороге мелькали блок-посты, напоминая, что места это все-таки неспокойные. Красноватые скалы сменялись какими-то песками и солончаками, изредка перемежавшимися рощами пальм на орошаемых землях. Красиво в общем, но жить здесь я бы наверное не стал.
Первым пунктом был Кумран. Здесь в 11 пещерах найдено около 40 тыс. фрагментов рукописей - остатков примерно 600 произведений: библейских книг, апокрифов и собственных сочинений кумранской общины. Правда, самих свитков в музее нет, туристам показывают лишь фильм о них, причем почему-то на русском языке (наверное есть и другие версии, но поскольку большая часть зрителей была чехами, то местные решили, что русский им всяко ближе. В общем, пока все ходили за гидом и что-то внимательно слушали, мы полезли на гору к ближайшей пещере (нельзя же приехать в Кумран и не побывать в пещере!).
Кумранские ландшафты
До пещеры мы не долезли буквально 2 метра - остался склон почти 90 градусов, и никакого смысла ломиться на эту отвесную скалу не было (не Подмосковье все-таки). Зато с горы открылся потрясающий вид на окрестности, освещенные заходящим солнцем. Красные скалы, глубокое ущелье вади с зеленоватым озерцом на дне, белесые пески на побережье моря. Митяй даже успел сделать несколько кадров "я на фоне ...". Однако нас заждались таксисты, так что надо было ехать дальше.
Приехав в Эйн-Геди и недолго, но эмоционально подискутировав, стоит ли ехать в Масаду, мы поехали. Оказалось, что не стоит. Крепость оказаась закрыта, вернее, не сама крепость, а подъемник к ней. Вообще Масада считается символом еврейского боевого духа - именно здесь был последний оплот повстанцев во время Иудейский войны, которая закончилась в 73 году н.э. именно с падением асады перед войсками Тита Флавия. Но память о героической обороне осталась в веках. Крепость расположена на скале, и добраться к ней быстро (т.е. не за несколько часов) можно на подъемнике, который, как оказалось, работает только до 16. Возвращаемся в Эйн-Геди.
Это небольшой курортный городок на побережье, в котором кроме того делают косметику и прочеи радости жизни с использованием морских минералов. Впрочем, нас это интересовало мало, большинство желало окунуться в эту пересоленную лужу, которую незадачливые жители Палестины называют "морем".
Паша и Эйн-Геди
Окунулись в море. Поехали дальше.
А дальше наш путь лежал в палестинские территории, в славные город Иерихон. На израильском КПП таксист сказал, что везет американцев, на арабском через несколько сот метров - что русских. Нехитрая местная дипломатия - заключили мы. Дорога сразу стала хреновой. Нет, для российской федеральной трассы - в самый раз, но после Израиля с его многополосными хайвеями это был разительный контраст. Вообще, территория палестинского самоуправления очень напоминает южноафриканские бантустаны - то там,то здесь раскинуты они на Западном берегу Иордана. Понятно, почему арабы никак не хотят с этим мириться - мне бы тоже не понравилось жить вместо единой страны в изолированных гетто. Впрочем, ни слова о политике - и те, и другие хороши.
Оказалось, что в Иерихоне в 8 вечера уже темно. Причем очень темно - фонарей немного и светят они неярко. Единственный музей под открытым небом оказался закрыт (чего и следовало ожидать), поэтому Митяй сделал несколько ритуальных кадров на фоне развалин за забором и успокоился. Повели нас в местный ресторан, в котором мы оказались единственными посетителями за вечер. Таксисты, получив свою долю добычи едой и кальяном, сели обсуждать с хозяевами заведения нелегкую арабскую жизнь. Нам же ничего не оставалось, как заняться тем же самым.
Отдельно пару слов о местной пище. Сплошное разочарование, как оказалось, хотя может мы не там ели. Любимое блюдо арабов в Израиле - шаурма (т.е. мясо на гриле) с картошкой фри, разбавляемое многочисленными, но не очень вкусными салатами. Как можно такое жрать больше одной недели - не понимаю. Еврейской кухни как таковой нет, есть сборная солянка из блюд европейских народов, причем готовить это явно не умеют (наверное, умеют, но в дорогих ресторанах, хотя в целом даже посредственный общепит весьма недешев). Причем во вполне приличной кафешке в Иерусалиме мы с Пашей умудрились отравиться пастой (хотя 4 дня ели в арабских забегаловках - и нормально). Вот и в Иерихоне - шаверма, фри и куча салатов и какой-то суп из морепродуктов (правда, получилось примерно по 350 р. на человека- очень даже выгодно).
Возвращаемся в Иерусалим. Поездка оказалась долгой, интересной, но малорезультативной. Окончание следует...