Мальчик, который выжил
Мальчик-с-пальчик
Прежде чем перейти к сказочным секретам успеха супергероев Марвел и айдолов современной поп-культуры, прослушайте занудное вступление.
Отечественные психологи часто придерживаются традиционной точки зрения, что трудности укрепляют характер, испытания закаляют личнось, взросление невозможно без кризисов. Да и в целом, как говорил Достоевский, "страдание очищает душу". Что находится в радикальном противоречии с точкой зрения большинства западных коллег, которые считают даже возрастные кризисы признаком дисгармонического развития.
Не будем спорить, кто из них прав. Посмотрим лучше на то, что освещают обе эти точки зрения с разных сторон.
Мне очевидно, что виктимизирующая точка зрения связана, с психоаналитическим взглядами. Ортодоксальные психоаналитики говорят о травме, как "результате столкновения с реальностью". Отсюда и разговоры о "травме рождения", которую никто не выдерживает, все умирают как-то все таки удается преодолеть людям дожившим до половой зрелости. Но я не буду уходить в такие глубины.
И хочу поговорить об архетипическом мире травмы.
Если обычного человека спросить, что такое психическая травма, он обычно назовет событие, которое ее вызвало. Как в пресловутой травме рождения или потери. Но травма по латыни - это рана. И болит именно она, когда само событие могло давно прекратиться. Что же произошло в душе, что сохраняет эту боль, иногда долгие годы?
Глубинная психология считает, что не выдерживая эмоционального напряжения детская душа раскалывается на палача и жертву или демона и узника. Но иногда узник сбегает.
И с этого все начинается ….
В частности взросление. В трансакционном анализе довольно много говриться о фигуре Демона (Ребенке в Родителе), часто служащим причиной расщепления. И гораздо мненье о Маленком профессоре (частице Взрослого в Ребенке).
https://t.me/psyabuse/3008