Воображение

Aug 30, 2010 16:27

Раньше воображение мне представлялось свободным пространством в зазорах между шлакоблоками правил (пол года назад я бы добавил «и условностей»).

Правила определяют нормы и последовательность действий для самых разных ситуаций и я не буду сейчас устраивать тут настольные бунты, призывая бороться с правилами. Они действительно нужны чтобы делать все правильно. Другое дело, что правильно - не значит «хорошо» или, тем более - «наилучшим способом». И еще - правила нужны тем, у кого нет воображения. Если вас задела эта фраза, значит вы попали в мой капкан. Так вот - я вовсе не превозношу воображение. Я лишь пытаюсь отдать ему должное в меру сил (или воображения).

Я никогда не придавал особого значения этому «дару». Как я уже сказал, мне оно казалось необязательным, хотя и приятным дополнением к жизни, вроде трехсекундной тишины в начале песни или синих шнурков на кедах. Я думал, это побочный эффект мироустройства - если стеклянный стакан доверху наполнить металлическими шариками, между ними неизбежно останутся пустоты - не было такого умысла, но они остались. В общем, у меня был комплекс неполноценности, потому что, единственное чем я обладал, было воображение. Естесственно, если считать воображение лишь степенью свободы, необходимой для выбора другой пряжки для ремня, тут нечем особо гордиться. Но однажды я понял - воображение это не просто дребезг жизни на кончике ножа мясника, это нечто большее. Более того, это необходимый инструмент выживания. Как минимум.

Если рассматривать все в плоскости социальной интеграции и выживания, я бы сказал: воображение - это способность человека действовать в не регламентированных правилами обстоятельствах. Это чтобы вы почувствовали утилитарную ценность воображения. Вообще я думаю, что в компьютерных играх к характеристикам персонажа - силе, наблюдательности, уму, выносливости, харизме и удачливости, вполне можно добавить «воображение».

Я не хочу сейчас рассуждать о ценности его для писателя или художника. Для них это не только скальпель но и плоть. По крайней мере, так принято думать. Так вот. Я не знаю ничего о заповедях для писателей, но я совершенно точно уверен в одном - нельзя пользоваться общеупотребительными выражениями - дым коромыслом, багровый закат, спертый воздух и прочее, сами дополните список. Но я не совсем (или совсем не) понимал почему. Ну, то есть, я считал это просто пошлостью и признаком плохого вкуса. Все немного сложнее - пользуясь такими клише, автор лишает воображение пищи. Прежде всего, конечно речь идет о воображении читателя. Хотя, это с какой стороны посмотреть. Его собственное воображение так же со временем вполне может если не атрофироваться, то облениться и уйти в отпуск. Мы уже выяснили, что воображение - это способность действовать в нерегламентированных обстоятельствах. Не обозначенных, или не ограниченных, кому как больше нравится - правилами.

Для чего нужны правила? Безусловно, прежде всего, чтобы упорядочить не- или разупорядоченное. Но это не единственное их предназначение. Правила нужны еще и для того, чтобы облегчить нам жизнь - зачем изобретать свою форму написания деловых писем, если за нас об этом уже кто-то позаботился? Конечно, современные так называемые «бунтари» и «креативные личности» не пользуются правилами, потому что «это не круто». Но дело вот в чем - человеческий разум так устроен, что регулярно выполняемые действия он стремится упростить, оптимизировать и - правильно - автоматизировать. Никому не надо объяснять, что автоматизированные действия совершенно не откладываются в памяти и не сопровождаются мыслительным процессом.
Так вот, пользуясь общеупотребительными выражениями, писатель услужливо прорубает туннель в действительности, пусть даже и вымышленной и совершенно закономерно, что читательское воображение может так и не понадобиться в прогулке по этому тоннелю. Соответственно, книга и все что хотел сказать автор - выветрится из головы уже через неделю. И, возможно, в следующий раз он не возьмет его с собой.

Воображение, а не автора.
Next post
Up