Процитировать классика или вкрапить что-то такое в стихотворение-личное послание вовсе не грех! Сам Пушкин использовал такие вещи вполне открыто, начиная с знаменитого "морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (оказывается, образ из Вяземского, и оба поэта это знали и были довольны). Набоков в своих комментариях с "Онегину" таких примеров у Пушкина набрал море - взятое и из русских авторов, и особенно французских.
Базаров и Волохов, конечно, похожи - как очень похожи Кирсановы и Райский. Человеческих психологических типов, как и сюжетов, не так много. При ближайшем рассмотрении все всё-таки совсем разные. Базаров практикующий медик и учёный, а чем занимался или занимается Волохов, неясно. Думаю, и автору тоже было это неизвестно. Почему - другой вопрос.
Ну, у меня было точно не цитата. Потому что я то стихотворение Пушкина не знала и никогда не читала. Что касается "Онегина", то это известный постмодернистский прием - вкрапливать цитаты из известных произведений или немного их переиначивать. Осел был самых честных правил... (дедушка Крылов) - у всех на слуху были эти строчки. Онегин так изящно дядю назвал. :)
Конечно, разница героев Гончарова и Тургенева видна. Но их общий нигилизм, а главное - отношение к женщине и любви - это их ставит рядом с очевидностью. Таких героев в русской литературе больше нет. К тому же, независимо от занятости и талантов Базарова, от ничего неделания Волохова - результат был одинаков - крушение личной жизни, счастья и ненужность социуму. "Я нужен России? Нет, видно, не нужен". Это ведь и Волохов понимал, причем раньше Базарова.
Это Тургеневу, который в самом деле не мог представить другого сюжета, кроме того, как кто-то к кому-то приехал в гости, казалось, что Базаров никому не нужен и зачахнет, как лопух, среди вековых клумб дворянских усадеб.
История показала, что всё развитие России, очень бурное - от индустрии до науки - дело Базаровых. Как и подвижничество в деле образования и медицины, массовое. Тургенев и сам это понимал и гордился, что рассмотрел это явление (дожил до 1883 года, когда всё стало ясно - кто нужен, кто уходит в прошлое).
Что такое Волохов - в отличие от Базарова - не вполне ясно - кто он, откуда, чем занят, на что живёт, чего хочет. "Ничего не хочет, танцует" - как сказано в "Мимино". Гончаров, кажется, вообще не общался с людьми этого плана, просто со стороны они ему не нравились.
Написала камент - он неведомо где. :) Такие "новые" люди были в"Современнике", там их наши писатели подглядели. Время Базарова не пришло, оно чуть позже наступит. Его единомышленники крайне редки, они еще только наливаются силой, все эти народники и пропагандисты с террористами. Он, как и Чацкий, - первая ласточка явления, которому суждено замерзнуть. Неважно, чем он занят - ведь в романе не раз говорится, что прославится ему суждено не на поприще медицины, а на общественном. Он революционер, ниспровергатель всяческих идолов и авторитетов. В этом смысле Волохов, возможно. честнее: отказываясь заниматься хоть чем-нибудь, он так же показывает свое несогласие с нынешним миром.
Они оба видят несовешенство устройства жизни, оба от нее отстранены. Пока. Им не на кого опереться, круг таких людей очень узок.
Всё просто: чтобы ничем не заниматься (даже в знак протеста), надо иметь средства. У Базарова и отец служил, так что варианта просто "искать себя", думаю, даже не рассматривалось. По темпераменту просто дорогим доктором быть, как Ионыч, Базаров вряд ли бы смог. Медики его поколения (действие в 1859 году) организовывали земскую медицину и медицинское образование. В романе Базаров много практикует как врач - и умирает как врач.
Любопытно, что некий нигилизм свойственен и другому врачу -"скептику и материалисту" доктору Вернеру из "Героя нашего времени". Вполне убедительные образы медиков.
Кстати, Гончаров, отказавшись от наследства в пользу сестёр, всю жизнь служил.
"Чтобы ничем не заниматься, надо иметь средства" - вообще-то если мало хотеть, то и средств хватит. Волохов не страдает, когда ужинает в чужих домах, причем иногда это вовсе плохо или с упреками, у него нет сменных брюк, он ворует яблоки (ах, как поэтично!), ночует в разных местах. И ничуть не страдает.
Базаров, очевидно, учился на медные деньги, у его родителей всего два десятка крепостных, отец его лечит мужиков теперь уже бесплатно - в этом доме был культ науки, а не денег.
Конечно, Базаров с его высокой философией - нужен он России или не нужен - совершенно не мог стать Ионычем. Ибо тот изначально мелок, недалек и нацелен на узко мещанское. Их даже рядом ставить нельзя.
Reply
Сам Пушкин использовал такие вещи вполне открыто, начиная с знаменитого "морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (оказывается, образ из Вяземского, и оба поэта это знали и были довольны). Набоков в своих комментариях с "Онегину" таких примеров у Пушкина набрал море - взятое и из русских авторов, и особенно французских.
Базаров и Волохов, конечно, похожи - как очень похожи Кирсановы и Райский. Человеческих психологических типов, как и сюжетов, не так много.
При ближайшем рассмотрении все всё-таки совсем разные. Базаров практикующий медик и учёный, а чем занимался или занимается Волохов, неясно. Думаю, и автору тоже было это неизвестно. Почему - другой вопрос.
Reply
Что касается "Онегина", то это известный постмодернистский прием - вкрапливать цитаты из известных произведений или немного их переиначивать.
Осел был самых честных правил... (дедушка Крылов) - у всех на слуху были эти строчки. Онегин так изящно дядю назвал. :)
Конечно, разница героев Гончарова и Тургенева видна. Но их общий нигилизм, а главное - отношение к женщине и любви - это их ставит рядом с очевидностью. Таких героев в русской литературе больше нет.
К тому же, независимо от занятости и талантов Базарова, от ничего неделания Волохова - результат был одинаков - крушение личной жизни, счастья и ненужность социуму.
"Я нужен России? Нет, видно, не нужен". Это ведь и Волохов понимал, причем раньше Базарова.
Reply
История показала, что всё развитие России, очень бурное - от индустрии до науки - дело Базаровых. Как и подвижничество в деле образования и медицины, массовое.
Тургенев и сам это понимал и гордился, что рассмотрел это явление (дожил до 1883 года, когда всё стало ясно - кто нужен, кто уходит в прошлое).
Что такое Волохов - в отличие от Базарова - не вполне ясно - кто он, откуда, чем занят, на что живёт, чего хочет. "Ничего не хочет, танцует" - как сказано в "Мимино". Гончаров, кажется, вообще не общался с людьми этого плана, просто со стороны они ему не нравились.
Reply
Такие "новые" люди были в"Современнике", там их наши писатели подглядели.
Время Базарова не пришло, оно чуть позже наступит. Его единомышленники крайне редки, они еще только наливаются силой, все эти народники и пропагандисты с террористами.
Он, как и Чацкий, - первая ласточка явления, которому суждено замерзнуть.
Неважно, чем он занят - ведь в романе не раз говорится, что прославится ему суждено не на поприще медицины, а на общественном. Он революционер, ниспровергатель всяческих идолов и авторитетов.
В этом смысле Волохов, возможно. честнее: отказываясь заниматься хоть чем-нибудь, он так же показывает свое несогласие с нынешним миром.
Они оба видят несовешенство устройства жизни, оба от нее отстранены. Пока. Им не на кого опереться, круг таких людей очень узок.
Reply
Reply
У Базарова и отец служил, так что варианта просто "искать себя", думаю, даже не рассматривалось.
По темпераменту просто дорогим доктором быть, как Ионыч, Базаров вряд ли бы смог.
Медики его поколения (действие в 1859 году) организовывали земскую медицину и медицинское образование. В романе Базаров много практикует как врач - и умирает как врач.
Любопытно, что некий нигилизм свойственен и другому врачу -"скептику и материалисту" доктору Вернеру из "Героя нашего времени". Вполне убедительные образы медиков.
Кстати, Гончаров, отказавшись от наследства в пользу сестёр, всю жизнь служил.
Reply
Волохов не страдает, когда ужинает в чужих домах, причем иногда это вовсе плохо или с упреками, у него нет сменных брюк, он ворует яблоки (ах, как поэтично!), ночует в разных местах. И ничуть не страдает.
Базаров, очевидно, учился на медные деньги, у его родителей всего два десятка крепостных, отец его лечит мужиков теперь уже бесплатно - в этом доме был культ науки, а не денег.
Конечно, Базаров с его высокой философией - нужен он России или не нужен - совершенно не мог стать Ионычем. Ибо тот изначально мелок, недалек и нацелен на узко мещанское.
Их даже рядом ставить нельзя.
Reply
Leave a comment