ЕГО ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Mar 19, 2019 00:00


Ещё немного о Гончарове.
Об авторе неспешного "Обломова", о выносливом и наблюдательном путешественнике, об усердном чиновнике и спокойном, даже несколько флегматичном человеке.
Который смотрел на мир с умной, мягкой, отчасти скептической улыбкой.

Однако всякий человек устроен так сложно, что и у самых светлых и незлобивых найдутся  свои странные тени, свои  диковатые причуды, внезапно выглядывающие из потаённых уголков души.

Иван Александрович Гончаров  тоже имел свою неотвязную тень, свой пунктик.
Это всем нам известный Иван Сергеевич Тургенев.
Тоже классик.

Правда, когда писатели познакомились и начали дружески общаться, они не были ещё классиками, но оба уже начали писательскую карьеру. И мощно начали!
Тогда все авторы молодого "Современника" часто собирались за чайным столом и бесконечно говорили о жизни и литературе.

Один из таких разговоров ок. 1855 года стал роковым.
Его запомнил Гончаров.
Он потом утверждал, что рассказал Тургеневу сюжет своего будущего романа: молодой человек приезжает в сельское поместье, встречает прелестную девушку, внучку старосветской колоритной старушки. Молодой человек в девушку влюбляется, но роман не задаётся. Влюблённые расстаются. Героиня, кажется, собирается уйти в монастырь. Или выходит замуж за другого?

Вечер завершился, писатели разъехались.
А в 1858 году вышел в свет роман Тургенева "Дворянское гнездо", вызвавший восторг публики.
Гончаров, прочитав роман, пришёл в ужас - Тургенев использовал его сюжет! Он негодяй! Он плагиатор!

Надо сказать, что собственный роман на похожий сюжет (это "Обрыв") Гончаров ещё далеко не закончил, и публика его не знала.
Но гневу писателя не было предела.
Он выступил против Тургенева с обвинениями в литературной краже.
Тургенев опешил.

Надо сказать, что, несмотря на мягкость характера и светские манеры, Тургенев умудрился перессориться и разойтись со многими знакомцами молодости - и с Некрасовым, и со Львом Толстым (дело дошло до вызова на дуэль), и с Достоевским.

И вот теперь взорвался возмущением Гончаров.
Во всеуслышание он заявил:
"Не зёрнышко взял он у меня, а взял лучшие места, перлы и сыграл на своей лире; если б взял он содержание, тогда бы ничего, а он взял подробности, искры поэзии, например, всходы новой жизни на развалинах старой, историю предков, местность сада, черты моей старушки - нельзя не кипеть".

Кипение дошло до того, что сын купца Гончаров решился вызвать Тургенева на дуэль!
Тургенев, враг архаичного и нелепого обычая дуэлей (чего не скрывал и в своих произведениях), совсем не желал стреляться.
И вины своей не признал - давний разговор с Гончаровым помнил слабо, подробности тем более изгладились из памяти.
А если что-то случайно запомнилось или совпало, то неудивительно: сюжет уж очень распространённый.

Литературный мир тоже был шокирован претензиями Гончарова.
Насмешкам и пересудам не было конца.

Однако Гончаров упорно настаивал на наказании и остракизме плагиатора.
И - к барьеру!
Обескураженный и изумлённый Тургенев вместо дуэли согласился подвергнуть свои прегрешения  разбирательству третейского суда писателей.
Заседание суда состоялось в 1860 году.

Судьями стали писатели Анненков и Дружинин и критики Никитенко (кстати, близкий друг Гончарова) и Дудышкин.
Слушалось дело "Иван Гончаров против Ивана Тургенева".

Решение суда оказалось весьма разумным: никто не виноват, оба писателя крупные мастера прозы, и все совпадения в их произведениях не более чем выражение типичных коллизий тогдашней российской жизни.
Даже странно, что судьи не вспомнили, что похожий сюжет был ещё у Пушкина в "Евгении Онегине" (я называю такую распространённую сюжетную схему "приехал-уехал").

Решение третейского суда Гончарова разочаровало и обидело.
С Тургеневым он не только прервал дружеские и любые иные отношения, но даже не раскланивался при случайной встрече.

С годами уверенность в том, что Тургенев его обокрал, приобрела у Гончарова явно патологические формы.
В нём укрепилось убеждение, что Тургенев вообще все свои вещи списал у него и не только сам пользуется, но и свои приятелям - европейским писателям - сбывает гончаровские идеи.

Вот образчик его - не побоимся этого слова -  бреда:

"Если б я не пересказал своего "Обрыва" целиком и подробно Тургеневу, то не было бы на свете - ни "Дворянского гнезда",  "Накануне", "Отцов и детей" и "Дыма" в нашей литературе (это всё романы Тургенева - С,), ни "Дачи на Рейне " в немецкой ( роман немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха) , ни "Madame Bovary" и "Education sentimentale" во французской (т.е. "Мадам Бовари" и "Воспитания чувств" Флобера - С.), а, может быть, и многих других произведений, которых я не читал и не знаю".
Даже так!

В этом дичайшем убеждении Гончаров оставался всю жизнь.
Во всех остальных отношениях он был вполне разумным и здравомыслящим человеком.

Тургенев в самом деле много общался с французскими, немецкими и английскими литераторами. Ничего ни у кого не воровал, ничего им не передавал, а в 1878 году был даже избран вице-президентом Международного конгресса литераторов в Париже.
Главной темой обсуждений конгресса (и вообще забот и тревог писателей) была проблема охраны авторского права.
Тогда только закладывались основы этого важного дела.

Но спор Тургенева и Гончарова - вообще имел ли он смысл?
И имеет ли теперь, когда существует международное законодательство по авторскому праву?

Ни малейшего!
Сюжет объектом авторского права не является.
Плагиатом признаётся полное текстуальное совпадение даже небольших фрагментов текста. И всё.
А сюжеты - кстати, их много меньше, чем писателей - каждый имеет право изложить, как умеет, как считает нужным.
Т.е. "сыграть на своей лире", что и делал Тургенев (даже если бы рассказ Гончарова произвёл на него сильное впечатление).

Иначе главным ворюгой был бы признан Шекспир.

сюжет, русская литература, авторское право, Иван Тургенев, Иван Гончаров, плагиат

Previous post Next post
Up