РАЗИНЯ ПАЗУХИ

Dec 03, 2018 23:32

Когда Пётр Великий с жаром принялся насаждать в России европейские науки и европейские моды (только это; политика у него была своя собственная), картина получилась весьма живописная.

Переход на европейские наряды - как нарочно! - случился, когда в ходу была версальская мода.
А она  была  максимально вычурная, неудобная и  манерная.
Огромные парики.
Никаких бород.
Камзолы с бесчисленными пуговками.
Чулки и туфельки с пряжками на мужчинах.
Тугие корсеты и высокие чепцы у дам.

Всё это должно было и изумлять, и отвращать русскую публику.
Но раз приказано - надо носить.
И дворяне обзавелись "немецким платьем".
А ещё должны они были ездить на ассамблеи с танцами.

Надо сказать, что петровские асамблеи мало напоминали роскошные и тщательно организованные версальские празднества.
Всякая церемонность - как старомосковская, так и европейская - Петру была противна.
Сам он вёл себя крайне непринуждённо. Всегда.
Голландский кабачок в духе Яна Стена был ему всего милее.
Выпить любил, пошутить самым дурацким образом.
На ассамблеях  гости не только общались и танцевали, но и играли в карты, шахматы и шашки, закусывали, выпивали.
И нещадно курили.

Вот и новая российская молодёжь, нарядившись по немецкой моде, веселилась на балах, как умела.

Кое-чему выучились очень быстро.
Например, старый русский костюм веками не знал декольте.
Однако декольте как могучее средство обольщения было тут же усвоено особами нестрогого поведения.
Да и поведение их стало ещё нестроже.
Что даже для весёлого и нецеремонного царя было чересчур.

"Непорядочная девица со всяким смеётся и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поёт блудные песни, веселится и напивается пьяна.  Скачет по столам и скамьям, даёт себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва".

Подчёркивает свою сексуальность, как сказали бы теперь некоторые.

Описание скверной девицы в чрезмерном декольте взято из знаменитого "Юности честного зерцала".
Сочинение было составлено по личному приказу Петра (к делу приложил руку и шотландец Яков Брюс - но он скорее всего отвечал за арифметический раздел и издание этого труда).

Начала письма и счёта, нравоучения и правила светского обращения были собраны под одной обложкой.
Это всё надо было донести до каждого недоросля и каждой девицы.

Так появилась в 1717 году эта небольшая книжица.
Она бесконечно переиздавалась не только в петровские времена, когда сведения  этикете были в новинку, но и позже .
До самого конца XIX века!
Конечно, к этому времени дворяне манерам выучились, а вот купцы и мещане "Зерцало" изучали с почтением.

К тому же книжка не только поучительная, но и занятная.
Считается, что сам Пётр её редактировал, подсказывая темы и обороты.
Его экспрессивный и лихой слог можно прочувствовать во многих деталях.

Такова живая картина ассамблеи и образ удалого беспардонного кавалера, который принялся на балу "верхоглядом смотря, надев шляпу, яко бы приковану на главе имея, прыгать".
Шляпу - с головы долой!

К тому же  невоспитанный кавалер явился на бал в сапогах.
Ведь нельзя "в сапогах и острогах (шпорах - С.) быть и тако танцовать, для того, что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов".
Туфли, только туфли!

Хотя во многих - не только российских - сериалах художники по костюмам очень увлекаются именно бофтортами.
Царские и королевские приёмы просто кишат господами в сапожищах.
Актёры, конечно, выглядят в них мужественнее, чем в тапочках, но это "неправда жизни" и совсем непарадная обувь.

Однако главной проблемой молодых кавалеров, по мнению царя и авторов "Зерцала", были ... носы!
Никак не удавалось этим носам вести себя прилично.

А ведь благовоспитанный "породный отрок" соплей "в нос не втягает, подобно как бы часы заводил, а потом гнусным образом оные вниз глотает".
Нет, он сопли аккуратно, достав платок, "испражняет и вывергает".
И не шумит при этом: "сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, яко бы в трубу трубит".

Платок, впрочем, тоже не всегда выручал в неумелых руках.
Так бывало, "когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал". Тем более прилюдно.
Ай-яй-яй! Нельзя.

А ещё тогдашние молодые люди так и норовили плюнуть.
Куда-нибудь не туда.
А куда надо?
"В круг (где публика - С.) нельзя, а на сторону"  - можно.
"Ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок... а не мечи на пол, чтоб другим оттого не згадить".

Так что лучше отойти в сторонку и уж там плюнуть.
"Или за окошко выброси... дабы никто не видал".
А если плюнул в помещении - "подотри ногами так чисто, как можно".

Как только молодой человек обучится сморкаться и плевать, он может и в люди выйти.
Если на танцы, то не в сапогах..
Может пригласить даму на модный менуэт или аллеманду.
И быть " смел, отважен и неробок".

история костюма, правила жизни, Пётр Великий, мелочи жизни, ассамблея

Previous post Next post
Up