ВСУЧИТЬ АМЕРИКЕ АЛЯСКУ

Nov 27, 2016 22:29



Только на взятки американским сенаторам ушло 165 000 долларов.
Именно такую сумму потратил российский посланник в Вашингтоне Эдуард фон Штёкль (или фон Стекль, как говорили в России, или Стекл, как говорили в Америке) на окончательное уламывание покупателей.

То есть продать хотели и торопились.
Купить - не очень.
Представители Вермонта, несмотря все на хлопоты посланника, таки проголосовали в Сенате против. Мол, Гражданская война только что закончилось, расходов и без Аляски хватает.

Но со своей задачей фон Стекль справился.
Он даже сбыл Аляску не за 5 млн. долларов, как планировали в Петербурге первоначально, а за 7, 2 млн.
За это он получил от императора Александра II Орден Белого Орла, 25 тыс. рублей единовременно и пожизненную пенсию в 6 тыс. рублей ежегодно.
Однако, вскоре подав в отставку, фон Стекль отбыл за границу, потому что, несмотря на царскую щедрость, был непопулярен в русском обществе.
Даже в высшем.
Где считали - вот парадокс! - что он подкуплен американцами.

Не вдаваясь в споры, насколько острой была необходимость негоции фон Штёкля, и тем более в тонкости споров и интриг тогдашних энтузиастов и противников этой продажи, попробуем понять, кто, кроме фон Стекля, получил выгоду.
И сколько стоила Аляска.
Понятно, у Америки появился новый штат, и до сих пор тут ничего не изменилось.
Покупка обошлась недорого.


Обычно приобретение Аляски Штатами за 7,2 млн. долларов (2 доллара за гектар) сравнивают с затратами штата Нью-Йорк в те же годы на 3-этажное здание Нью-Йоркского окружного суда, «Твидов суд» (более 12 млн. долларов).

Однако и оговорённую сумму американцы выплачивали России со скрипом.
Так, уже вступив в права владения, целых десять месяцев Конгресс обсуждал, стоит ли вообще платить России какие-то деньги.
В качестве повода для отказа были использованы претензии вдовы американского авантюриста Перкинса, который брался поставить России порох в период Крымской войны, но ничего не сделал.
Через 10 лет после войны алчная вдовушка заявила, что поставки таки были, и потребовала возместить 800 тыс. долларов. Если удастся с России эти деньги получить, вдова обещала щедро вознаградить конгрессменов. Сторонники вдовы стали пробивать выполнение её требований в счёт оплаты за Аляску.
Именно тут особенно активно подключился со своими взятками фон Стекль.
Деньги России были наконец выплачены.

А что же Россия?
Что она приобрела, потеряв Аляску?

И сейчас у нас полно рьяных сторонников версии, что это было крайне выгодное для России предприятие.
Аргументы?

1.Мол, избавились от бесполезной земли, пребывание на которой несло одни убытки.

В самом деле, правительство Александра II не слишком заботилось о заселении и освоении Сибири и Дальнего Востока.
Отношение к этим землям было совершенно как в XVI веке - «восточнее Перми очень холодно, и оттуда привозят пушнину».

Между тем американцы, тоже недалеко ушедшие от этих представлений, только за 20 первых лет владения Аляской вывезли оттуда мехов, золота и серебра, китового жира и уса (корсеты!), мамонтовой кости на 75, 2 млн. долларов.
Сейчас одно краболовное судно с Аляски за один выход в море зарабатывает до 400 тыс. долларов.
Однако прогнозировать будущее - это то, что у людей всегда получается хуже всего.

2. Удержание Аляски, мол, всё равно было невозможно.
Не Америка, так Англия захватили бы её.
А так США стали большим другом России.

В самом деле, в период Крымской войны англо-французский десант пытался высадиться даже на Камчатке. Но был отбит!
Ко времени продажи Аляски отношения с Англией и Францией давно уже вошли в обычные мирные рамки.
Более того, Россия чувствовала себя на Дальнем Востоке настолько уверенно, что в Гражданской войне в США поддержала северян - присутствием своего флота у восточных берегов Северной Америки. После чего англичане и французы отказались от планов интервенции в США в поддержку южан.
Речь тогда вообще шла о единстве США как государства.
В Адресе Александру II от имени американского народа (1866 г., автор М. Твен) говорилось:

«Америка обязана России во многих отношениях… Только безумец может вообразить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе враждебным высказыванием или действием»…

Нет ничего более непрочного в международной политике, чем дружба и благодарность.

3. И наконец, железный аргумент - вырученные от продажи Аляски деньги пошли на благое дело строительства российских железных дорог.

Вспомним: Россия за Аляску выручила 7,2 млн. долларов золотом (около 321 млн. долларов теперешних).
Или около 11 млн. рублей.
Что составило около 3% годового российского бюджета. Не так уж много.

Продажа Аляски не была решением Совета Министров, не вызывалась внутренними потребностями.
Её протолкнула и заполучила согласие самодержца небольшая кучка придворных. Особенно усердствовали великий князь Константин Николаевич и его креатура министр финансов М.Х Рейтерн.

Итак, по документам Государственного казначейства «аляскинские» деньги ушли на покупку за границей оборудования для новых Курско-Киевской, Рязанско-Козловской и Московско-Рязанской железных дорог.

Эти дороги строило не государство, а частные лица.
Но как к ним попали деньги от продажи Аляски?

Выдающийся государственный деятель С.Ю.Витте так описал тогдашний процесс постройки железных дорог:

«…за невозможностью разместить облигации в частные руки правительство оставляло их за собой. Таким образом, фактически железные дороги строились на государственные средства или средства, гарантированные государством, которое из-за этого вошло в громадные долги, управление же всем железнодорожным делом отдано было частным предпринимателям почти в бесконтрольное владение».

По подсчётам тогдашних экономистов, из каждого государственного рубля лишь 20 копеек шло в самом деле на строительство (как при этом «заботились» о рабочих, все помнят по стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога»).
80 копеек шли в карман дельца.

Поэтому железнодорожные магнаты были сказочно богаты.

Однако чтобы заполучить концессию на постройку дороги, нужно было потрудиться - то есть дать взятку какому-нибудь высокому лицу.
Какому?
На этой ниве орудовали (т.е. брали взятки) уже упоминавшийся министр финансов Рейтерн, великие князья (особенно Николай Николаевич-старший) и любовница императора княжна Е.М. Долгорукая, о которой столько сюсюканья в нынешних монархических кругах.

Взятки были громадными.
«Железнодорожный король» Самуил Соломонович Поляков однажды заплатил княжне Долгорукой миллион рублей - и получил концессию на постройку очередной «железки» вопреки мнению Совета Министров.
Одна взятка - десятая часть стоимости Аляски!
Игра стоила свеч - доходы с лихвой покрывали такие траты дельцов.
Но даже видавший виды Поляков был смущён тем, что практически дал взятку самому Александру II (ведь именно император переиграл решение своих же министров).
И император взял.

Однако вернёмся к «аляскинским» деньгам.
Кто же воспользовался ими по приведённой Витте схеме? Кто получил железнодорожные концессии «на чрезвычайно льготных условиях» и набил карманы?

Близкий, ещё лицейский товарищ министра финансов Рейтерна П.Г. фон Дервиз (вспомним, что сам Рейтерн был протеже вел.кн. Константина Николаевича), магнат К.Ф. фон Мекк и близкий родственник княжны Долгорукой С.А. Долгорукий.

Круг замкнулся.
Те, кто продавал Аляску, и получили деньги за её продажу через своих доверенных людей.

История не знает сослагательного наклонения, и потому нелепо теперь судить-рядить, что было бы, если бы…
Аляска продана, и точка.

Однако уроков истории никто не отменял.
В последнее время то и дело возникают невнятные толки, загадочные обещания и туманные намёки насчёт Курильских островов.

Поэтому следим за руками!

коррупция, Аляска, Александр II, деньги

Previous post Next post
Up