ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. СТРАХ ВЫСОТЫ (1975)

Oct 07, 2024 22:51



Этот фильм никак нельзя назвать выдающимся.
Скорее он типичный.
А типичное так же любопытно, как и редкое, уникальное, исключительное.

Бывает, что эпоха в такой вот не вполне прозрачной капле - одной из многих - отражается столь же явно, как и в самом драгоценном зеркале.

Жизнь в 1975 году, возможно, и не была такой, как это кино.
Но вот кино 1975 точно было именно такое.
Таким его хотели видеть.

Здесь есть буквально всё, что так любила интеллигенция расцвета застоя (бывает же у каждой эпохи расцвет, как её ни назови).

Так вот, тут - в этом "Страхе высоты" - всё желаемое как по заказу.

Например, советская интеллигенция очень любила детективы.

Причём не отечественные кондовые - про какую-нибудь кражу драпа со склада, про приписки мёртвых душ к платёжным ведомостям или про мордобой по пьянке.

Нравилось что-то в духе Агаты Кристи.

Чтобы никаких уголовников, только загадочные мужчины и красивые женщины.
Многозначительные разговоры, сложные отношения.
Обширные поместья, стильные интерьеры.

Потому много тогда снимали экранизаций западных детективов с прибалтийскими актёрами, которые казались заграничными штучками.
Вот что-то такое:



Хотелось и на своём материале чего-то в этом вкусе.

"Страх высоты" как раз такой детектив:



Детектив этот нет, не про воришек со склада.
Он с подзаголовком "психологический".
То есть про сложные отношения.

Понятно, что в СССР не было ни поместий, ни лордов, ни леди.
Откуда же взяться загадочным мужчинам и красивым женщинам?

Естественно, из интеллигентной среды.
Из учёных и деятелей культуры.

В этом кино они и действуют.

Сюжет хоть и детективный, но без особых причуд.
Погиб перспективный молодой учёный Антон Тихомиров (Андрей Мягков):



Погиб в расцвете сил и карьеры - выпал из окна собственной квартиры с  …надцатого этажа.

Что  это - несчастный случай?
Самоубийство?
Или же убийство?

На этот вопрос и должен ответить мудрый следователь Игорь Мазин (Анатолий Папанов):



Следствие потихоньку идёт.
И не как ему бы положено идти, а так, как нравилось советской интеллигенции.

То есть по заветам Агаты Кристи.

Скрупулёзное исследование места происшествия и состояния тела, поиски следов борьбы (либо их отсутствия) и предсмертной записки, а также вопрос, откуда и как именно падал учёный - всё это Мазина не интересует.

Он с головой уходит в подробности личной жизни покойного и бесконечно беседует с его знакомыми.
Вот они тут все:



Беседует следователь с ними вдумчиво, в самых разных неожиданных местах и без протокола:



И думает, думает, думает.
Думает в служебной машине:



Думает в троллейбусе:



В конце концов он подобно Эркюлю Пуаро собирает из всех в одной комнате, чтобы организовать напряжённую сцену а ля Агата.

То есть с бесконечными взаимными претензиями фигурантов, вспышками страстей и внезапными откровениями.

В финале следователь, кажется, догадывается, как было дело:



И нам это дело даже показывают задним числом.

Хотя как следователь обо всём догадался и как собирается доказывать эту версию - неведомо.
А ведь он не Эркюль Пуаро, он должен официально отчитаться.

Всё, конец фильма.

Хотя дело закрыто юридически абы как, зритель с лихвой вознаграждён тем, о чём я сразу предупреждала.

То есть тем, что любила интеллигенция той поры.

Например, "психологичность" имеется.
Это считалось хорошим тоном, так что тут психологичности хоть отбавляй.

Вот главный герой, Антон Тихомиров.
Он хоть и скопище всевозможных пороков, но демонически обаятелен:



Во всяком случае, женщины от него почему-то без ума:



Наверное, на них так действовала его boyish smile, воспетая во множестве дамских романов:



Улыбаясь этой дивной улыбкой, Антон - парвеню, мальчик "из простых" - втирается в профессорскую семью и завладевает бесценной рукописью умершего профессора, гения неясно в какой области знаний.

А всё потому, что он влюбил в себя дочку этого профессора, красавицу Инну (Ирина Мирошниченко):



Воспользовавшись рукописью почившего гения, Антон блестяще защищает диссертацию.
Но не цепляется при этом за профессорскую дочку, а напротив, всячески её гнобит и унижает:



Такая вот он сложная натура. Амбивалентная, как тогда принято было писать.
Такой вот психологизм.

Советская интеллигенция любила не только Агату Кристи, но и фильмы Тарковского.
Они её пленяли своей завораживающей смурной атмосферой.

Потому создатели фильма (режиссёр Александр Сурин) решили и в свой детектив подмешать немного тарковщинки.
И вот непонятно отчего и зачем мы видим в начале фильма какое-то загадочное болото, никак не связанное с сюжетом.

А свои встречи со знакомыми погибшего следователь проводит почему-то на разных художественно обшарпанных задворках:



Тарковскость придаёт фильму и суровая грязновато-буроватая и мутновато-сероватая цветовая гамма всего и вся.
Чему немало способствовали съёмки на плёнке Свема Шосткинского завода:



Для сравнения - Ирина Мирошниченко в той же декорации и в том же платье, только снятая на другую плёнку:



Неожиданно, да?

Ещё одна тарковская нотка фильма - музыка.

С музыкой, как часто бывало в советском кино, тут всё хорошо.
Загадочно и меланхолично булькает не только неизвестно откуда взявшееся болото, но и электронная музыка Эдуарда Артемьева.

Музыку советская интеллигенция вообще очень любила, особенно под настроение "погрустить бы".
Моцарт на старенькой скрипке играет, но при этом не убирает ладони со лба. Нравилось такое.

В фильме на скрипке играет не Моцарт, а Ирина Мирошниченко.
В оркестре.
Что прибавляет шарма  её героине.

Вообще необходимые для психологически-светского детектива красивые женщины тут есть.
Их целых три!

Это Инна (Ирина Мирошниченко) - трепетная и жертвенная интеллигентка в нескольких поколениях.
Это раз.



Есть ещё красивая сельская учительница Ирина (Жанна Прохоренко) - простая цельная натура.
На ней амбивалентный АнтонТихомиров зачем-то женился - и бросил  с ребёнком.
Это два.



И вдобавок имеется восторженная юная студентка Светлана (Ирина Резникова).
Она  теперешняя невеста  потерпевшего.
Это три.



Однако даже больше, чем красивые женщины, советского интеллигента занимала тема защиты диссертации.

Эта тема встречается в застойных советских фильмах так же часто, как высадка инопланетян в Нью-Йорке или в Лос-Анджелесе - в американских.

Кражи идей, плагиаторы, подсиживание и подгаживание на кафедрах, склоки в НИИ - всё это очень любило наше кино.
Но если бы не эти склочные НИИ, откуда взялись бы потом герои  приватизации и прочих славных дел?

Вот и Антон Тихомиров ужасен - и диссертацию списал у покойного профессора, и друзей предавал, и женщин обижал, и вообще шёл по головам:



Но его украденная диссертация произвела фурор.
За которым последовал банкет (к большому удовольствию массовки):



И никто не смог его раскусить, даже мудрый профессор Дягилев (Владимир Зельдин):



Но дорвавшемуся до бесплатного выскочке противостоит благородный  молодой учёный Илья Рождественский  (Альберт Филозов):



Он, как и Инна, профессорский сын, потому тих, честен, доверчив и деликатен.
Однако он таки бросает Тихомирову в глаза обвинение в плагиате, когда встречается с ним в туалете:



Но Антона на фуфу не взять:



Он покидает туалет в полной уверенности, что ничто ему не угрожает:



И вдруг через несколько часов погибает загадочным образом…

Такой вот психологический детектив.



В котором есть бонус: фильм снят в Ростове-на-Дону.
Тем, кто с городом знаком, интересно посмотреть, каким он был полвека  назад:



Кто же в Ростове не бывал, увидит просто типичное кино 1975 года.

эпоха застоя, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков, психологический детектив, советское кино

Previous post Next post
Up