ДВУМЯ РУКАМИ

Sep 06, 2024 23:41



Чужие грехи заметнее собственных.

Цирюльник Мариинского театра брил выдающегося певца Петрова.
Не в первый раз брил - и таки порезал клиенту щёку.
Руки мастера бритвы заметно подрагивали.

- Это всё от пьянства! - возмутился Петров, имея в виду цирюльника, которого давно и хорошо знал.

- Ваша правда. От пьянства, известно, кожа грубеет и портится, - отвечал цирюльник, имея в виду певца, которого давно и хорошо знал.

Историю рассказывал сам О.А.Петров (1806-1878 г.г.).

Это первый великий русский бас.
Хотя судьба его поначалу не предвещала такой удачи.

Петров был "породы греческой".
То есть грек из Елисаветграда.
Сын рыночной  торговки, а позже помощник дяди, который держал винный подвальчик.

В таком вот подвальчике на побегушках и вырос будущий великий певец:



Феноменальный голос и абсолютная музыкальность  -  зачем всё это кабатчику?

Дядя тоже так считал.
Сам он музыки терпеть не мог, ходить в театр запрещал, отпускал племянника петь только в церковь, а за прочие музыкальные моменты лупил нещадно.

Тем не менее Осип не только пел, но и тайком выучился отменно играть на кларнете.
А ещё на гитаре, которая тогда переживала бум популярности:



Неудивительно, что когда дядя уехал по делам и оставил на хозяйстве племянника, тот пригрел во вверенном ему кабачке бродячую актёрскую труппу и щедро её угощал.
В кредит.
Который погашать, разумеется, никто не собирался.

Дядя вернулся и незадачливого племянника прогнал.

Тогда Осип прибился к другой труппе и начал колесить с ней по городам и весям.
Оказалось, что на сцене этот весёлый грек как рыба в воде.

Привал странствующей труппы на картине Леонида Соломаткина:



Такие труппы обычно тешили публику нехитрыми "музычно-драматычными" пьесками с куплетами.
Так что Осип Петров со своим голосом и природным актёрским куражом сразу заблистал:



В те времена консерваторий не было.
Откуда же в императорских театрах брались классные певцы?

Инспекторы театров отыскивали уже готовые таланты повсюду, разъезжая по России.
Один из инспекторов в такой поездке и услышал пение Осипа Петрова.

Бас вообще голос очень редкий.
А бас Петрова был на удивление силён и красив.

Инспектор тут же отправил Петрова в Петербург - и через два месяца тот уже пел Зороастро в "Волшебной флейте" Моцарта.

Это очень эффектная роль - Зороастро не кто иной, как Заратустра, великий маг.
Тут он выезжает на упряжке львов:



Петров поразил публику не только мощным голосом, но и живой игрой.
Удивил тем, что "даже  в жестах действовал двумя руками".
Ведь актёры классической школы держались заученных поз и орудовали в основном правой рукой:



Итак, новичок справился даже с Моцартом.
Самородок!
Хотя учиться старался всюду, где мог.

Потом пел Петров на императорской сцене ещё целых 50 лет - 131 роль освоил.
Вот он в расцвете карьеры:



И тут же, в театре нашёл Петров своё счастье.

Анна Воробьёва тоже была настоящим самородком - и очаровательной женщиной:



У неё тоже был очень сильный, красивый и редкий голос.
Самый редкий из женских.

Если самый низкий мужской голос это бас, то самый низкий женский - контральто.

Именно такой был у Анны Воробьёвой.
Причём редкой бархатной глубины и звучности.

Но пела она чаще… мужские партии.
Таковы уж были каноны старинной оперы - у героини должно быть высокое сопрано.
А вот лирические мужские партии некогда поручались кастратам.

Таким, как знаменитый Фаринелли:



Но в XIX веке кастратов уже не было.
Потому юношей в операх пели дамы-контральто.

Анна Воробьёва, например, просто блистала в роли Ромео в опере Беллини "Капулетти и Монтекки", особенно в дуэте со знаменитой гастролёршей Джудиттой Пастой, которая пела Джульетту.



Женские партии специально для контральто тоже писали.
Но были они глубоко второго плана, часто возрастные или отрицательные.
Как говорят современные контральто, они поют "ведьм, сук и бриджи".

"Бриджи" - это как раз те самые юноши в полудлинных штанишках.
Актриса надевает перед спектаклем кюлоты/бриджи:



Но пела Анна Воробьёва бесподобно.
Карл Брюллов был её большим поклонником и написал её портрет.

Вот эта чисто брюлловская красавица на сцене изображала ведьм и парней:



А вот русских опер ещё не было.
Ни с бриджами, ни без.

Первая отечественная опера ещё только готовилась.
"Жизнь за царя", известная нам как "Иван Сусанин".
Русская опера №1!

И писал свою оперу Глинка с расчётом на звёзд  императорского театра - Осипа Петрова и Анну Воробьёву.

В роли Сусанина Глинка никого, кроме Петрова, и представить не мог.
И верно, на сцене это был самый настоящий русский крестьянин:



Великий в своей жертвенности и трагическом одиночестве перед лицом смерти:



Хотя и с греческим профилем:



Петров был единственным Сусаниным  русской сцены многие годы.
Он спел в этой опере 293 раза.
Никакого иного Сусанина публика видеть просто не желала.
Когда всё-таки 30 лет спустя в спектакль был введён другой певец, пресса под давлением зрителей возмущённо обрушилась на дирекцию.

А вот для Анны Воробьёвой Глинка сочинил в той же опере традиционные "бриджи" - трогательную партию мальчика-сироты  Вани, приёмыша Сусанина.
Эта роль певице очень удалась:



А вот Ваня уже ХХ века - знаменитое меццо-сопрано (этот голос чуть повыше контральто), звезда советского Большого театра Тамара Синявская:



Вскоре после премьеры "Жизни за царя" Петров и Воробьёва поженились, и это был очень удачный  брак.

А Глинка работал над новой оперой.
Русской оперой №2.

Партию Руслана в "Руслане и Людмиле" он тоже писал для своего любимого артиста Осипа Петрова.
Потому у него главный герой-любовник оперы неожиданно и вопреки оперной традиции - не тенор.
И даже не баритон.
Бас.
Богатырь!

Как у Пушкина:



Петров безмерно восхищался Глинкой.
Руслана пел.

Но ему - артисту темпераментному и склонному играть яркие и противоречивые характеры -  куда больше нравился совсем другой герой оперы.
Тоже бас и тоже богатырь..
Это хвастливый, но трусоватый Фарлаф.

Потому скоро Осип Петров стал Фарлафом
А уже Фарлаф с лёгкой руки Петрова стал популярнейшим персонажем оперы, одно появление которого на сцене зрители встречали овацией.
:



Вкусы Петрова разделял позже другой великий русский бас - Фёдор Шаляпин.
Он тоже предпочитал Руслану Фарлафа.

Портрет работы А.Головина - Шаляпин в гриме Фарлафа:



А тут Шаляпин-Фарлаф в рост - с ватными толщинками на животе и толстым носом из гумоза:



А что же приготовил Глинка в новой опере для Анны Воробьёвой-Петровой?
Естественно, очередного юношу.

Это "младой хазарский хан Ратмир" - юный, изнеженный, томный восточный красавец.
Партия писалась с учётом редкого голоса и внешности Петровой.

Вообще же младые хазарские ханы Ратмиры в театре XIX века бывали весьма корпулентны (это А. Крутикова, 1870-е):



Современные Ратмиры выглядят несколько иначе.
Злата Булычёва, Мариинский театр:



Увы, через два сезона после премьеры "Руслана и Людмилы" Анна Петрова ушла из театра - таки сорвала свой удивительный голос на труднейшей мужской партии.

Зато в русской опере №3 - "Русалке" Александра Даргомыжского - вновь блеснул Осип Петров.
Его Мельник стал главной удачей спектакля.
И сделал оперу очень популярной:



Для  Осипа Петрова - уже годы спустя - Мусоргский  написал партию Варлаама в "Борисе Годунове".

Так выглядел Петров в поздние годы - далеко не Руслан уже, конечно.
Но вполне Варлаам:



Петров был блистателен и очень живописен  в этой роли.
Снова всё по Пушкину: "лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое":



Странствующий монах - могучий, бесшабашный, упрямый.
Варлаама в исполении Петрова называли русским Фальстафом:



И, конечно, Варлаам весёлый бражник.

Как говорили в старину, "от водки бас крепчает, а баритон разогревается".
Так что и певец Петров абсолютным трезвенником не был.
Но не злоупотреблял: пел он часто по 24 спектакля в месяц, чего пьянице не никак осилить.

А вот насчёт безвестного цирюльника  - остаётся поверить байке.

контральто, О.А.Петров, бас, судьба человека, русская опера

Previous post Next post
Up