ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. МУЖЬЯ И ЖЁНЫ (1992)

Jun 17, 2024 22:33



Да, это Вуди Аллен. Его 22-й фильм.

Как всегда у Вуди, это авторское кино в чистом виде.
Не в том смысле, что снято оно всего лишь для нескольких продвинутых эстетов, что на пятой минуте зрителя стошнит или начнёт клонить в сон.

Нет, отлично смотрится!
Но это создание главным образом одного человека - автора.
Его уникальный способ жить и мыслить: снимать, снимать, снимать кино.

Таких очень немного.
Вот Годар тоже мыслил фильмами (только совершенно о другом, нежели Аллен).
Потому оператор Рауль Кутар говорил, что в идеале работа  с ним должна выглядеть так: плёнка запихивается ему в рот и выходит  из задницы  уже проявленной.

А уж когда появилась цифра…

Непрерывный процесс.
Пока автор жив.

Как хорошо, что Вуди Аллен всё снимает и снимает кино. До сих пор!
Будет, что посмотреть в воскресенье.

Удивительно, но фильм "Мужья и жёны" считают мелодрамой  и находят пессимистичным и даже депрессивным.
Вот почему?



Тогда что, и сама жизнь депрессивная мелодрама?
У Вуди Аллена-то?
Не может быть. Нет.

Это всегда трагикомедия.
То есть смешно.
Снова смешно.
Но так жить нельзя.
Нет, можно! Но не очень хорошо.
А вот и хорошо. Но грустно. И т.д.



В этом кино прямо с первых кадров, с места в карьер супружеская пара после многих лет брака объявляет о разводе.

Неужели жизнерадостный Джек (Сидни Поллак - оскароносный режиссёр не отказывался от возможности сыграть у других режиссёров и "пошпионить за ними") и категоричная -  у нас таких называют правдорубами - и  полная энергии Салли (Джуди Дэвис) - больше не вместе?



Их старые друзья, тоже супруги, шокированы.
Только собрались пообедать вчетвером в китайском ресторане, и вдруг такое.

Писатель Гейб Рот (Вуди Аллен), огорчён, но понимает: чего не бывает в жизни:



А вот его жена - трепетная, заботливая серая мышка  Джуди (Миа Фэрроу) - настолько  расстроилась, что даже кушать не может, причём в буквальном смысле слова:



Но, собственно, почему бы паре и не развестись?
Когда былая страсть улеглась, а мириады противных мелочей только раздражают и наводят тоску?

Пересказывать фильмы Аллена бессмысленно.
Они сделаны из материи, слишком чувствительной к любым отдирающим лоскутки посторонним режущим предметам.

Опять же спойлеры для многих нож острый.

Но это одна их самых ладно скроенных и убедительно сшитых историй Вуди Аллена.
Хотя история очень простая.

Но - парадокс - производит она впечатление сложного причудливого кружева.
То есть искусного переплетения сюжетных нитей и прихотливого мерцания сиюминутных эмоций.

Тут будет всё: душевные терзания, сомнения и потаённые мечты:



Нелепые сцены выяснения отношений, которые только всё запутывают:



Будут новые лица, которым суждено вклиниться в привычную геометрию привычных чувств, спутать все карты и перевернуть всё с ног на голову.

Редактор Майк (Лиам Нисон) - переходящий приз для разочарованных женщин:



Будет новый роман Джека с молоденькой красоткой и новая жизнь назло прежней, с которой покончено и  которая (кажется) накрепко забыта:



Будет настоящая женская дружба, что пожертвует самым сокровенным ради подруги -  но тут же заставит об этом пожалеть.
Это если организовать роман подружки с коллегой, в которого сама влюблена:



Будет мужская дружба, которая не исключает горячих споров:



Разумеется, будет ещё хороший джаз - это же Вуди Аллен - и Нью-Йорк.
Вуди Аллен снимает сцену фильма "Мужья и жёны" на улице:



На съёмках почему-то светит солнце, но в кино солнца нет.
Совсем.
Солнце только в воспоминаниях о том, что давно прошло:



Теперь же  вокруг лишь осенний, влажный, притихший Нью-Йорк.
Ни разу луч солнца не пробьётся к героям сквозь непроглядные тучи.

Жухлая трава, мокрые тротуары, голые ветви, смятение чувств и кружение сердца:



Сумрачные улицы и тёплые куртки:



Кризис среднего возраста настигает героев и бьёт наповал.
Осенний марафон.

Что такое любовь: брак, секс, привязанность, дети, взаимопонимание, быт, верность?
Всё вместе.
Но это крепкая цепь, которая связывает двоих.
Когда одно звено её выпадает, можно споткнуться.
А когда два и больше - придётся упасть, и будет больно.

Вставай и иди дальше!
Пусть даже куда-то резко в сторону.
И будь что будет.

Так и получается.
Результат самый неожиданный. Совсем не тот, что мы изначально предполагали.
Но это уже в финале.

Смотреть на всё это интересно.
Не зря по этому сценарию Константин Богомолов поставил в МХТ спектакль:



Фильму уже больше 30 лет.
За это время брак из необходимой формы устройства жизни превратился во всё более призрачный вариант нормы.

Но люди по-прежнему хотят любви и счастья.
Только непонятно, откуда оно берётся и куда девается.

Не стоит ждать от жизни слишком многого. Стоит ждать смешного.
Вот оно случится обязательно.

Теперь из самого знаменитого смешного и странного в этом фильме.
Писатель Гейб/Вуди Аллен охмуряет юную студентку умными  разговорами о том о сём.
Он вообще поговорить любит:



Например, вот его мнение о русской классической литературе:
- Толстой это сытный обед. Тургенев это шикарный десерт. Я бы их так охарактеризовал.
- Достоевский?
- Достоевский это сытный обед с добавлением витаминов и зёрен проросшей пшеницы.

Кто бы мог подумать!



о любви, Вуди Аллен, трагикомедия, кино

Previous post Next post
Up