Этот гениальный одесский анекдот очень бородатый и довольно заезженный.
Но я не виновата, что именно он лучше всего подходит к ситуации с новым кино "Онегин".
Поскольку Пушкин в Одессе живал, одесский анекдот тут ничуть не вольность.
Анекдот вот этот:
- Вы таки знаете, шо у великого Карузо нет ни голоса, ни слуха?
- А вы слышали великого Карузо?
- Таки нет, но Рабинович спел мне весь его репертуар.
Конечно, всякий, кто берётся за экранизацию, автора перепевает - интерпретирует.
Но! В одном случае Карузо интерпретирует Верди, в другом Рабинович что-то там поёт.
А у него ни слуха, ни голоса.
У нас как раз последний случай.
Пушкина перепел плодовитый и неутомимый Сарик Андреасян.
И знаете, многим понравилось.
Если кто-то предпочитает стихам Пушкина нехорошую прозу Алексея Гравицкого (сценариста сериала "Чикатило"), вам туда.
Многим ещё нравится, что в фильме снялось много красивых деревьев:
Красив и постер, на котором некто пытается поджечь свой сюртук и штаны:
Но к чему бесплодные споры "нравится - не нравится"?
Есть дела поважнее. Прямо насущные.
Ведь многие утверждают, что хоть стихи в фильме и похерены, но пушкинский сюжет бережно сохранён.
Чем ещё заняться Рабиновичу, как не сюжет пересказывать, как умеет?
И потому наши дети смело могут отправляться сдавать ЕГЭ, посмотрев кино Андреасяна и заучив пару цитат из учебника.
О, не верьте! Провалятся с треском такие дети.
Сюжет пропет нашим Рабиновичем такой: Онегин (Виктор Добронравов) отправляется получать дядино наследство в компании Владимира Вдовиченкова:
"Не Пушкин ли это, раз стихами Пушкина говорит?" - забеспокоились было зрители по поводу Вдовиченкова.
И начали напряжённо отыскивать в кадре курчавые бакенбарды.
Но это оказался не Пушкин, и поэзия на этом как таковая закончилась. Пошла проза.
Вообще-то эта пара - Добронравов+Вдовиченков - зачем-то взята Андреасяном прямиком из знаменитого спектакля Римаса Туминаса "Евгений Онегин" (который, между прочим, до сих пор идёт, и Добронравов до сих пор там играет):
Закавыка в том, что Вдовиченков у Туминаса был отставным пьющим гусаром, а Добронравов играл "модного тирана" и комического болвана Онегина.
Тогда как Онегин с "сердцем и умом" - Сергей Маковецкий:
"Прошли годы".
И Вдовиченков появился у Андреасяна. Гусар бросил пить? Или нет? Или это не гусар?
Бакенбарды имеются:
Кто же это - что даже в спальне у Онегина торчит?
И по привычке всё долбит, что его добрый приятель - молодой повеса.
Но приятель этот - уже сильно битый жизнью дядька.
Ему, что называется, под полтос:
В чём тут дело? Откуда взялись эти немолодые персоны?
Дети (6+) не могли читать интервью Андреасяна, в которых он объявлял, что специально сделает героев Пушкина много старше романных.
Да и старше самого Пушкина (до возраста Добронравова и Вдовиченкова поэт не дотянул).
Так что не будет вам никакой истории взросления, столь востребованной в современном кино. Взросления деревенской девушки, столичного франта и самого А.С Пушкина.
В фильме заняты только люди солидного возраста.
Сарик Гарникович Андреасян почему-то решил, что в старину аристократы очень рано изнашивались, а косметических кабинетов не посещали.
Потому прямо с детства выглядели пенсионерами.
Ведь мазурки танцевать - не мешки ворочать и не за сохой ходить.
Поседеешь тут, покроешься преждевременными морщинами:
Вот и покойный дядя Онегина…
А дядя этот загадочная личность.
Не скромный провинциал, что у Пушкина "лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел да мух давил".
Он - в пересказе Рабиновича - фантастически богатый и могущественный сверхчеловек.
Во всяком случае, он смог пинками выгнать из Елагина дворца царскую семью и сам там поселиться.
Теперь это дядины хоромы:
Дядя обеспечил Онегина несметными богатствами на 50 лет вперёд (автор"Чикатило" не даст соврать) и умопомрачительной роскошью:
Раньше-то Онегин пешком шмыгал по всяким непрезентабельным закоулкам:
А теперь даже сидит скучает исключительно в просторных, прекрасно декорированных помещениях и в окружении шикарных слуг:
Он на коне! Правда, верхом уже не скучает, а откровенно мучается.
И зачем ему этот конь:
Но тут вообще все загадочные.
Угадайте, что за эффектная осанистая дама с офисной причёской, активным макияжем и в халате забралась в камыши?
Это юная, трепетная, неопытная Татьяна.
Первая и потому безрассудная любовь настигла её только к 30 годам.
Бывает, конечно.
Но перед ЕГЭ не забудьте сказать детям, что Онегин (в кадре он в смазных сапогах) с Татьяной не любезничал по беседкам.
Про это наш Рабинович наврал - иначе к чему бы ей писать своё письмо:
Хотя в фильме показана могилка Ленского с датами 1803-1821, этот герой волей киношников лишён не только положенных ему по сюжету кудрей и учёности плодов (совсем уж глуп).
Он явно скрывает настоящую дату рождения:
Какие же это 18 лет:
"Богат, хорош собою" Ленский - но если этот хорош собою, то даже вообразить страшно, кто тогда нехорош.
А вот кто!
Татьяна таки выходит замуж, причём за очередную загадочную личность.
Это просто граф Монте Кристо какой-то. Нет, берите выше!
Правда, Андреасян за что-то разжаловал этого героя из генералов.
Князь, просто князь.
Зато он не просто стар, а супер стар.
Пребывает в возрасте Сороса (93 годика на вид):
Если "в сраженьях изувечен", то разве что Семилетней войны (1756-1763).
Князь, как и дядя Онегина, с царской семьёй расправился, как повар с картошкой.
То есть бесцеремонно выдворил из Большого Гатчинского дворца и засел там:
Доставалось же царям от дядь!
Поскольку главные молодые герои староваты и не слишком эмоциональны, внимание зрителей привлекают всякие левые особы:
И если дети станут сдавать ЕГЭ по Андреасяну, то напишут, что один из самых главных персонажей романа - причём привлекательный внешне, невероятно мудрый и очень душевный - вовсе не однообразно-бесстрастная Татьяна.
Или столь же бесстрастная Ольга.
А их мама.
Кто бы мог подумать:
Мама к тому же без конца организует замечательные обеды и чаепития и делится рецептом крыжовенного варенья (обратим внимание на хвалёную грацию Ольги; она крайняя слева):
Странно, но почему-то этой маме не 90 лет.
Она явно выбивается из возрастного ансамбля.
Непорядок.
Где тяжкие следы износа? Столь заметные у прочих лиц?
Ведь не зря, вдохновившись всем увиденным, Леонид Агутин специально написал для этого фильма песню "Мне 225 лет":
Те, кому 225 ещё не стукнуло, могут вместо Рабиновича послушать Карузо (в несовершенной записи).
И почитать Пушкина.
Многие - про себя. Наизусть.