НЕ СПУТНИК И НЕ ПОГРОМ

Feb 26, 2024 23:49



Не так уж много русских слов вошло в международный оборот.
Обычно говорят про sрutnik и pogrom.

И про что-нибудь из еды и питья.
Vodka!

Между тем есть очень интересная вещь (и русское слово, её означающее), что прочно пребывает в арсенале мировой моды.
Невзирая на смену времён и политических настроений.

Международным слово это стало не очень давно, ближе к ХХ веку.
Все его знают.

Kokoshnik.

Сам-то предмет этот очень древний и некогда очень привычный глазу.

Фантастически красивый головной убор русских женщин сразу замечали путешествующие иностранцы:



Носили его до времён Петра женщины всех сословий и возрастов.
Молодые:



И в почтенных летах:



Боярыни и царицы:



И крестьянки:



А потом целых два века - лишь крестьянки да провинциальные купчихи.

Дворянки же - не говоря о царицах и царевнах -  быстро переоделись в европейское платье под грозным взором царя/императора.

Правда, репрессий против любительниц старины Пётр не устраивал.
Это их мужьям он бороды стриг и нещадно штрафовал, коли не брились.

Женщины сами были склонны к компромиссам.

Вот европейский наряд Марьи Строгановой.
Но и на старинный русский он похож - никаких декольте и корсета.

А модный чепец-фонтанж очень смахивает на кокошник:



Для сравнения: правильное тогдашнее "немецкое" платье и правильный фонтанж для корпулентной дамы в летах:



Но скоро кокошник совсем был выброшен модными красавицами на свалку истории.

Он украшал лишь особ низших сословий.
Однако там он дожил до самого начала ХХ века!

Великолепные подлинные кокошники были в коллекции меценатки Н. Л. Шабельской:



В самых настоящих старинных нарядах (они передавались из поколения в поколение и надевались по большим праздникам) в конце XIX века  позировали дочери собирательницы этих редкостей:



Например, костюм и кокошник из Архангельска:



Красота!

Любопытно, что интерес к русской старине и старинному костюму в модном мире России поначалу насаждался сверху.

В послепетровской России первой из светских  дам кокошник надела немка - Екатерина Великая:



Ей - умной и дальновидной - очень уж хотелось привить высшему свету вкус ко всему русскому.

Были сделаны русские наряды и маленьким внучкам императрицы:



Но затея успеха не имела.
Не прижилось.

У дам на уме была исключительно французская мода.
По ней на голове надо было иметь вот такое:



Зато внук Екатерины, Николай I, известный своим крутым нравом, взялся за то же самое дело куда решительнее.

Он просто обожал мундиры.
И даже придумал, как сделать невозможное - обмундировать ещё и дам.
Причём под любимым девизом "православие, самодержавие, народность".

По его указу с 1834 года все фрейлины и статс-дамы двора на официальных мероприятиях были обязаны быть в "русском платье" - их придворном мундире:



Ничего особенно русского в таком платье не было:



Самое русское, что в нём имелось - кокошник.

Невестка Императора Мария Александровна в придворном наряде:



А это супруга Николая, Александра Фёдоровна, в придворном "русском платье" и в кокошнике:



Разумеется, громадные драгоценные камни на этом впечатляющем головном уборе самые настоящие.

Но если в музыке русский стиль постепенно пробивал себе дорогу, в прочих искусствах - включая моду - дело всё равно шло туго.

Попытки сшить что-то в русском духе - но не придворное - встречались градом насмешек.
И справа, и слева.
Как квасное, официозное и фальшивое.

Так что император Александр III сколько угодно мог поощрять русскую живопись и русскую музыку.
Однако супруга его Мария Фёдоровна одевалась исключительно по последней парижской моде:



Тем удивительнее, что благодаря именно ей понятие  kokoshnik внезапно и навсегда вошло в лексикон ювелирного искусства.

На официальных мероприятиях Мария Фёдоровна являлась одетой, естественно, по уставу - в кокошнике.
Но в особенном - из бриллиантовых лучей (франж-тиара, "алмазная бахрома"):



Сестра Марии Фёдоровны, английская королева Александра, настолько была сражена красотой этого убора, что захотела и себе нечто подобное.

К 25-летию свадьбы она это получила - в подарок от "светских дам" (жён 365 пэров Англии):



Эта тиара-кокошник одна из самых знаменитых в сокровищнице королевской семьи, и она стала образцом для бесчисленных подражаний:



Тиары в форме кокошника быстро вошли в моду.
Они теперь классика.

Кокошник леди Гревилл на принцессе Евгении:



Шведский аквамариновый кокошник на принцессе Мадлен:



Кокошник герцогини Вестминстерской:



Тут стоит объяснить, чем тиара-кокошник отличается от просто тиары.

Тиара надевается как венок:



Тиара-кокошник в идеале должна обрамлять лицо подобно нимбу (или щиту, как виделось Владимиру Далю).

Великая княгиня Мария Павловна носила свою знаменитую тиару именно как кокошник:



Та же  Владимирская тиара (её купила у эмигрировавшей великой княгини королева Мария) уже на Елизавете II - и манера ношения несколько иная:



Интерес к кокошнику не только как к идее для ювелиров несколько подогрел знаменитый Русский бал:



Это помпезное мероприятие прошло в Зимнем  дворце в феврале 1903 года.

Вся знать во главе с царской семьёй была наряжена в старинные русские костюмы.
Такие, какие уже поражали в Москве на сцене МХТ в спектакле "Царь Фёдор Иоаннович".

Когда Чехов впервые увидел и тут же влюбился в свою  будущую жену Ольгу Книппер, она была как раз в кокошнике:



Великосветские дамы, готовясь к балу, наконец-то изучили русские кокошники.
 Каждая заказала себе вот такую роскошь (колоризация фото современная):



Не знаю, насколько весёлым был тот бал и что там танцевали.
Ведь старинная русская пляска не предполагает парных фигур - только хоровод и перепляс.

Не вальсировали же гости в таких нарядах:



Да и не учили аристократов русским танцам.

Так что блеснули и поплясали тогда лишь те немногие, кто это уже хорошо умел. Например, великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

И грациозная Зинаида Юсупова (которая безбожно приталила и заузила свой наряд на парижский лад, но плясала отменно):



В 1911 году по материалам этого русского бала даже выпустили колоду карт Русский стиль.
Думаю, все её видели.

Заказали русскую колоду, разумеется, во Франкфурте-на Майне.

Лучшие костюмы Русского бала украсили колоду.
Но лица на картах условные, не похожи на владелиц нарядов - те дамы были куда краше.

Просто посмотрим на кокошники.

Дамой пик стала улыбчивая Зинаида Юсупова:



А это она в костюме для бала:



Трефовая дама - ещё одна искусная плясунья, великая княгиня Елизавета Фёдоровна:



Она же в реале:



Дама червей - ещё одна великая княгиня, Ксения Александровна, сестра царя:



И она на Русском балу:



Дамам света полюбилось щеголять в сказочных русских кокошниках.
Княгиня Ольга Орлова в кокошнике:



Да, это та самая спесивая модница с портрета Серова:



Но если не все аристократки умели плясать русскую, то звёзды русского балета делали это блестяще.

Именно ошеломившие Европу Русские сезоны положили начало моде на всё русское.

И на кокошник особенно.

Лучшие русские художники придумывали невероятные по красоте и экстравагантности наряды для балерин.

Вот звезда русского балета №1 Анна Павлова в русском танце.
Костюм по эскизу Ивана Билибина:



Павлова - настоящая сказочная царевна, загадочная и прекрасная:



У неё был ещё и такой русский костюм:



И такой:



Тамара Карсавина в авангардном русском наряде, сочинённом для неё Натальей Гончаровой:



Балерина Александра Балашова
Кокошник вдохновлён Врубелем, картиной "Царевна-Лебедь":



Полагают, что это Ида Рубиншейн:



Она такая, она могла:



А это кто у нас тут в русском наряде?
Матильда Кшесинская:



Удивительно ли, что в кокошники захотели нарядиться все актрисы и все модницы Запада.
Ведь это так красиво!

И точно нарядились.
В 1920-30-е это было повально.

Кокошник благополучно проник в моду:



Или такой вот вечерний туалет:



Жемчужные и бриллиантовые поднизи кокошника - сетки и подвески - и сами по себе вдохновляли ювелиров:



И так:



И так тоже:



Ирина Юсупова в украшениях собственного дизайна:



Мода есть мода.
Потому в кокошниках застаём самых разнообразных дам той поры - от аристократок до звёзд бурлеска.

Графиня Агнес Эстерхази, по совместительству звезда немого кино и муза Имре Кальмана ("Сильва, ты меня не любишь, Сильва, ты меня погубишь"):



Скандальная любительница секса и драгоценностей герцогиня Аргайл:



Флоренс Терел, леди Александер, в русском костюме:



Английская пианистка Харриет Коэн:



Что уж говорить об актрисах!

Они красовались в кокошниках и на экране - в условных фильмах из русской жизни. Под развесистой клюквой:



Джанет Макдональд (из таких фильмов кокошник перекочевал в реальную свадебную моду):



Долорес Кастелло, бабушка Дрю Бэрримор:



Русский стиль женщины-вамп Полы Негри:



Марлен Дитрих примеряет кокошник:



А ещё актрисы  часто надевали кокошники для фотосессий в модных туалетах.

Американка Мэрион Дэвис:



Тоже американка, Флоренс Видор:



Одна из самых ярких звёзд Голливуда 1930-х Мирна Лой:



Красавица-мексиканка Долорес дель Рио:



Француженка Югетт Дюфло:



Кокошник  мог  неожиданно появиться в весьма пикантной фотосессии.
Барбара ла Марр:



Ещё более пикантный снимок Кэрол Ломбард, любимой жены Кларка Гейбла:



Да что уж там!
Кто только не надевал кокошника. До абсурда.

Эльза Крюгер, секретарь и любовница Мартина Бормана:



С тех самых пор кокошник и обосновался в моде.
Он всякий раз является миру, когда нужно создать нечто из ряда вон нарядное, необычное и роскошное.

Теперь - кокошники от выдающихся дизайнеров.
Понимают они нас или нет?

Карл Лагерфельд и его русская сказка:



Джона Гальяно вдохновили героини картины Василия Сурикова "Боярыня Морозова":



Кокошник Эли Сааб:



Дольче и Габбана: кокошник+наушники:



А что у нас?
Ульяна Сергеенко работает в русском стиле:



Тут прямо как в сказке:

Что молчишь, мил-друг Федот,
Как воды набравши в рот?
Аль не тот на мне кокошник,
Аль наряд на мне не тот?

Русский бал, русский стиль, история красоты, кокошник, история моды

Previous post Next post
Up