Мода существовала всегда - даже тогда, когда, как нам кажется, её и в помине не было.
Так, неприметные мелочи менялись.
Но иногда мода налетала, как шквал.
И устраивала переполох не только в мире оборок, бантиков и кудряшек.
Она требовала, чтобы человек внешне изменился радикально.
И изменил всё вокруг себя.
А иногда даже требовала, чтобы он душой перенёсся в другие миры и века.
И занялся, как теперь говорят, косплеем.
Так случилось на излёте Великой французской революции, когда взбаламученная страна порвала с недавним надоевшим прошлым и обретала новое лицо.
Какое?
Идеал был давно известен: античность:
Свобода, демократия, героика, гармония, красота!
В идеале, конечно.
До неидеальных сторон этой красоты - вроде рабства - никому дела не было.
Собственно, со времён Ренессанса влияние античной культуры было более чем мощным.
Три грации на римской фреске:
Римская копия греческой скульптуры трёх граций:
Три грации Рафаэля:
Похожи?
Однако тогда это влияние не касалось ни одежды, ни быта.
Новая же Франция решилась косплеить античность во всём.
И за дело взялись женщины.
Они расстались с прежними нарядами, которые представляли собой громадные вороха тканей и кружев.
Расстались с тугим корсетом и с обширным каркасом для юбки:
Теперь на красавицах не осталось никакой одежды, кроме простой белой туники:
Совсем лёгкой и прозрачной:
Чересчур лёгкой даже для древних - те всё-таки одевались основательнее:
Заболеть "муслиновой болезнью"?
То есть простудой после прогулки на ветру в платье из тонкого муслина?
Пусть!
"Красота требует жертв". Это же давно известно.
Поработали и с волосами.
Сложные причёски сначала основательно растрепали:
А потом и вовсе свели к небрежным прядям и узлу на макушке:
Чем проще, тем лучше:
Теперь никакого отличия от греческой нимфы:
Возглавили движение прекрасных почти нимф первые красавицы эпохи.
Светские львицы.
Иконы стиля, как сказали бы теперь.
Как смогли, так они и возглавили. Каждая в меру своих способностей.
Леди Гамильтон славилась грацией и пластикой.
Потому она придумала танец с шалью в античной тунике:
У подружек Терезы Тальен и Жозефины Богарне таких талантов не было.
Потому они сосредоточились на новомодных нарядах.
Разве Тереза Тальен не точь-в-точь нимфа - в венке и в лёгких тканях, едва схваченных почти античными фибулами:
Жозефина Богарне была большой любительницей драгоценностей.
Она щеголяла в античных драпировках и роскошных украшениях с камеями (тоже в античном вкусе):
Мадам де Талейран брала скульптурностью форм и смелым, вполне античным умением их показывать:
За светскими львицами, приятными во всех отношениях, подтянулись дамы и просто приятные. Они тоже надели белое и причесались без затей:
А вот красавица и умница мадам Рекамье была не просто легконогой нимфой.
Она стала Аспазией Франции, собрав вокруг себя - в своём салоне - самые блестящие умы и характеры.
Одевалась и причёсывалась она вполне модно, по-античному:
Салон её был обставлен, разумеется, тоже в античном духе.
Хозяйка, принимая гостей, возлежала на кушетке, сработанной по образцам из Помпей и Геркуланума, раскопанных не так давно:
Когда великий Давид собрался писать мадам Рекамье, он очистил пространство вокруг неё от тривиальной бытовой обстановки.
Оставил лишь кушетку.
Поставил рядом античный светильник.
И получилось великолепное подобие античной фрески:
Гениальный косплей.
Хотя мадам Рекамье больше понравился портрет работы Жерара, где она скорее соблазнительна, чем похожа на гордую римскую богиню:
Однако и портрет работы Давида, и кушетка стали знамениты.
Кушетками обзавелись все модницы.
Ведь косплеить античность можно было только в новых интерьерах.
И с новой мебелью.
Потому такие вот старорежимные диваны с прихотливыми завитушками рококо отправились в чуланы:
Новая мебель следовала античным оригиналам.
Она была строга, плавных простых форм и украшена фигурками из мифологии.
Вот тут довольно неожиданно под подлокотниками кресла примостились сфинксы:
Здесь в той же роли подлокотников лебеди Леды.
Бархатные подушки в античном вкусе обязательны:
А этот солидный диван с античными венками, героическими профилями и бараньими головами попал на картину уже в 1830-е годы.
Когда ампирная мебель вышла из моды.
Теперь на ней резвятся детишки:
Итак, всё есть для косплея античности - и обстановка, и наряд.
Осталось только подобрать звуковое оформление.
Это особенно важно, если помнить: Европа в XVIII веке переживала бурное увлечение музыкой.
Тогда не только творили великие композиторы, а на сцене царила опера.
Домашнее музицирование тоже стало невероятно популярным.
Но на чём могла играть парижская нимфа, облачившись в муслиновый хитон и усевшись на стул со сфинксами или грифонами?
Разумеется, на чём-нибудь античном.
Свирели и флейты всех родов отпадают - дамы тогда не жаловали дудки.
Они больше играли на разнообразных фортепьяно, чего у древних не водилось:
Также стремительно входила в обиход ничуть не античная гитара:
Но особенно популярной была арфа:
Ещё перед революцией всякая уважающая себя дама или девица освоила игру на арфе.
Вот урок сразу двум ученицам:
Наша русская арфистка, смолянка Глафира Алымова:
Тон в моде на арфу задавала королева Мария-Антуанетта, ученица великого Глюка:
Это тоже она и тоже с арфой.
Обратим внимание на зачатки косплея античности - на столик и вазу с благовонными курениями в античном вкусе.
Но одеться нимфой время ещё не пришло:
Впрочем, королева и на спинете неплохо играла:
Именно арфы звучали особенно нежно и очень гармонировали с изящным женским обликом.
Однако ничего античного в виде арфы нет.
Не то!
Как же быть?
Известно, что древние играли на таком давно забытом инструменте, как лира:
Стихи древние не читали, а пели под аккомпанемент лиры. Отсюда слово лирика.
Видов лиры когда-то было много.
Это вот кифара:
Если вы подумаете, что эта музыкантша с могучими руками не только красавица, но и спортсменка, мастер боёв без правил, то ошибётесь:
Это известный мастер игры на лире бог Аполлон.
Античные одежды в известном смысле представляли собой унисекс, а Аполлон ещё и носил причудливую и сложную причёску из длинных волос "узел Аполлона".
Хотя был гетеросексуалом.
А здесь римская дама, сидя на кушетке, настраивает лиру:
В общем, для косплея требовалась лира.
И дамы лиру получили!
Мастера музыкальных инструментов мигом сориентировались и начали изготовление лир по рисункам на вазах и прочих древних памятниках.
Получалось у них разное.
Вот кифара знаменитой певицы Изабеллы Кольбран, супруги Россини:
Тоже она, а лира здесь попроще - возможно, реквизит для сцены:
Эта лира тоже простенькая, всего четыре струны:
Вот лира гитароподобная:
Вот тоже лира-гитара, только монументального размера:
Ещё одна гитара, замаскированная под роскошную лиру - и переучиваться не надо:
Вот лира в виде какого-то стульчика:
У Гортензии Богарне лира совсем смешная:
А это лира как лира, по лучшим образцам.
С лирой русская дама - Екатерина Салтыкова:
Эта музыкантша тоже из наших - Марина Гурьева:
Писательница Жермена де Сталь - тут уж всё совсем-совсем античное:
Лира самого высшего класса (и кушетка, разумеется, самая модная, то есть "древняя"):
С лирой на прогулке, в лирическом настроении:
То есть всяких лир наделали множество.
Элегантные реконструкторши античного быта были счастливы, перебирая струны инструмента, канувшего в Лету тысячу лет назад.
Впрочем, мода быстротечна.
Скоро лиры и кифары вновь погрузились в волны Леты, теперь уже навсегда.
А гитары и арфы до сих пор звучат!
Остался один вопрос: а что же мужчины?
Они тоже косплеили античность? Ведь то была повальная мода.
Мужчины как раз показали характер: они подражали доблести древних, зачитывались Плутархом и записками Цезаря, старались изрекать литые лаконичные фразы и даже писать гекзаметром.
Но в античные одежды и в муслин переодеться они так и не рискнули.
Не тот климат, не те обстоятельства.
Конечно, великий трагик Тальма - у которого Наполеон учился многозначительным гримасам и героическим позам - всем канонам античности вполне соответствовал:
Но это на сцене.
Даже он, выходя на улицу, надевал фрак.
И штаны, разумеется:
Ничего античного в мужской наряд так и не просочилось.
И военные мундиры ничуть не подражали спартанцам или легионерам Цезаря.
Генерал Жан-Батист Сирю Аделаид де Тимбрюн де Тьембронн:
Иоахим Мюрат:
Лишь Наполеон, когда сделался императором, захотел - в особо торжественных случаях - надевать нечто особое.
Имперско-римское.
Чтобы не лезли в глаза вульгарные штаны.
Получилось вот это - мантия и императорская туника:
Правда, древние считали обилие золота дурным тоном, а алансонских кружев не знали вовсе.
На Наполеоне всё это имелось:
Зато рисунок этого золотого шитья античный - пальметты.
Кумир предыдущего века, Дени Дидро, говорил:
"В области моды безумцы издают законы для умных, куртизанки - для честных женщин, и ничего лучшего не придумаешь, как следовать им".
Но мужчины XIX века к модным безумцам прислушиваться почти перестали.
Потому и не стали одеваться, как древние.
Зато на лирах они играли!
Это Жозеф Доминик Фабри Гарат, довольно известный музыкант - певец и композитор.
Он не в тунике, но с модной лирой:
Понятно, что с таким инструментом особенно ему удавались романсы (а ещё масонские гимны).
Он их и сочинял, и сам пел, играя на лире (да и на прочих инструментах тоже).
Некоторые его романсы становились довольно популярными.
Названия их сентиментальны - "Весна и любовь", "Вечерняя звезда" и пр.
А ещё "Элиска или русская".
Любопытно, что это такое?