ЛИРИКА

Jan 14, 2024 23:59



Мода существовала всегда - даже тогда, когда, как нам кажется, её и в помине не было.
Так, неприметные мелочи менялись.

Но иногда мода налетала, как шквал.
И устраивала переполох не только в мире оборок, бантиков и кудряшек.

Она требовала, чтобы человек внешне изменился радикально.
И изменил всё вокруг себя.

А иногда даже требовала, чтобы он душой перенёсся в другие миры и века.
И занялся, как теперь говорят, косплеем.
Так случилось на излёте Великой французской революции, когда взбаламученная страна порвала с недавним надоевшим прошлым и обретала новое лицо.

Какое?

Идеал был давно известен: античность:



Свобода, демократия, героика, гармония, красота!

В идеале, конечно.
До неидеальных сторон этой красоты - вроде рабства - никому дела не было.

Собственно, со времён Ренессанса влияние античной культуры было более чем мощным.

Три грации на римской фреске:



Римская копия греческой скульптуры трёх граций:



Три грации Рафаэля:



Похожи?

Однако тогда это влияние не касалось ни одежды, ни быта.
Новая же Франция решилась косплеить античность во всём.

И за дело взялись женщины.

Они расстались с прежними нарядами, которые представляли собой громадные вороха тканей и кружев.
Расстались с тугим корсетом и с обширным каркасом для юбки:



Теперь на красавицах не осталось никакой одежды, кроме простой белой туники:



Совсем лёгкой и прозрачной:



Чересчур лёгкой даже для древних - те всё-таки одевались основательнее:



Заболеть "муслиновой болезнью"?
То есть простудой после прогулки на ветру в платье из тонкого муслина?
Пусть!



"Красота требует жертв". Это же давно известно.

Поработали и с волосами.
Сложные причёски сначала основательно растрепали:



А потом и вовсе свели к небрежным прядям и узлу на макушке:



Чем проще, тем лучше:



Теперь никакого отличия от греческой нимфы:



Возглавили движение прекрасных почти нимф первые красавицы эпохи.
Светские львицы.
Иконы стиля, как сказали бы теперь.

Как смогли, так они и возглавили. Каждая в меру своих способностей.

Леди Гамильтон славилась грацией и пластикой.
Потому она придумала танец с шалью в античной тунике:



У подружек Терезы Тальен и Жозефины Богарне таких талантов не было.
Потому они сосредоточились на новомодных нарядах.

Разве Тереза Тальен не точь-в-точь нимфа - в венке и в лёгких тканях, едва схваченных почти античными фибулами:



Жозефина Богарне была большой любительницей драгоценностей.
Она щеголяла в античных драпировках и роскошных украшениях с камеями (тоже в античном вкусе):



Мадам де Талейран брала скульптурностью форм и смелым, вполне античным умением их показывать:



За светскими львицами, приятными во всех отношениях, подтянулись дамы и просто приятные. Они тоже надели белое и причесались без затей:



А вот красавица и умница мадам Рекамье была не просто легконогой нимфой.

Она стала Аспазией Франции, собрав вокруг себя - в своём салоне - самые блестящие умы и характеры.

Одевалась и причёсывалась она вполне модно, по-античному:



Салон её был обставлен, разумеется, тоже  в античном духе.

Хозяйка, принимая гостей, возлежала  на кушетке, сработанной по образцам из Помпей и Геркуланума, раскопанных не так давно:



Когда великий Давид собрался писать мадам Рекамье, он очистил пространство вокруг неё от тривиальной бытовой обстановки.
Оставил лишь кушетку.
Поставил рядом античный светильник.

И получилось великолепное подобие античной фрески:



Гениальный косплей.

Хотя мадам Рекамье больше понравился портрет работы Жерара, где она скорее соблазнительна, чем похожа на гордую римскую богиню:



Однако и портрет работы Давида, и кушетка стали знамениты.
Кушетками обзавелись все модницы.

Ведь косплеить античность можно было только в новых интерьерах.
И с новой мебелью.

Потому такие вот старорежимные диваны с прихотливыми завитушками рококо отправились в чуланы:



Новая мебель следовала античным оригиналам.

Она была строга, плавных простых форм и украшена фигурками из мифологии.
Вот тут довольно неожиданно под подлокотниками кресла примостились сфинксы:



Здесь в той же роли подлокотников лебеди Леды.
Бархатные подушки в античном вкусе обязательны:



А этот солидный диван с античными венками, героическими профилями и бараньими головами попал на картину уже в 1830-е годы.
Когда ампирная мебель вышла из моды.
Теперь на ней резвятся детишки:



Итак, всё есть для косплея античности - и обстановка, и наряд.

Осталось только подобрать звуковое оформление.

Это особенно важно, если помнить: Европа в XVIII веке переживала бурное увлечение музыкой.
Тогда не только творили великие композиторы, а на сцене царила опера.
Домашнее музицирование тоже стало невероятно популярным.

Но на чём могла играть парижская нимфа, облачившись в муслиновый хитон и усевшись на стул со сфинксами или грифонами?
Разумеется, на чём-нибудь античном.

Свирели и флейты всех родов отпадают - дамы тогда не жаловали дудки.

Они больше играли на разнообразных фортепьяно, чего у древних не водилось:



Также стремительно входила в обиход ничуть не античная гитара:



Но особенно популярной была арфа:



Ещё перед революцией всякая уважающая себя дама или девица освоила игру на арфе.
Вот урок сразу двум ученицам:



Наша русская арфистка, смолянка Глафира Алымова:



Тон в моде на арфу задавала королева Мария-Антуанетта, ученица великого Глюка:



Это тоже она и тоже с арфой.

Обратим внимание на зачатки косплея античности - на столик и вазу с благовонными курениями в античном вкусе.
Но одеться нимфой время ещё не пришло:



Впрочем, королева и на спинете неплохо играла:



Именно арфы звучали особенно нежно и очень гармонировали с изящным женским обликом.
Однако ничего античного в виде арфы нет.
Не то!

Как же быть?

Известно, что древние играли на таком давно забытом инструменте, как лира:



Стихи древние не читали, а пели под аккомпанемент лиры. Отсюда  слово лирика.

Видов лиры когда-то было много.
Это вот кифара:



Если вы подумаете, что эта музыкантша с могучими руками не только красавица, но и спортсменка, мастер боёв без правил, то ошибётесь:



Это известный мастер игры на лире бог Аполлон.

Античные одежды в известном смысле представляли собой унисекс, а Аполлон ещё и носил причудливую и сложную причёску из длинных волос "узел Аполлона".
Хотя был гетеросексуалом.

А здесь римская дама, сидя на кушетке, настраивает лиру:



В общем, для косплея требовалась лира.

И дамы лиру получили!

Мастера музыкальных инструментов мигом сориентировались и начали изготовление лир по рисункам на вазах и прочих древних памятниках.

Получалось у них разное.

Вот кифара знаменитой певицы Изабеллы Кольбран, супруги Россини:



Тоже она, а лира здесь попроще - возможно, реквизит для сцены:



Эта лира тоже простенькая, всего четыре струны:



Вот лира гитароподобная:



Вот тоже лира-гитара, только монументального размера:



Ещё одна гитара, замаскированная под роскошную лиру - и переучиваться не надо:



Вот лира в виде какого-то стульчика:



У Гортензии Богарне лира совсем смешная:



А это лира как лира, по лучшим образцам.
С лирой русская дама  - Екатерина Салтыкова:



Эта музыкантша тоже из наших - Марина Гурьева:



Писательница Жермена де Сталь - тут уж всё совсем-совсем античное:



Лира самого высшего класса (и кушетка, разумеется, самая модная, то есть "древняя"):



С лирой на прогулке, в лирическом настроении:



То есть всяких лир наделали множество.

Элегантные реконструкторши античного быта были счастливы, перебирая струны инструмента, канувшего в Лету тысячу лет  назад.

Впрочем, мода быстротечна.

Скоро лиры и кифары вновь погрузились в волны Леты, теперь уже навсегда.
А гитары и арфы до сих пор звучат!

Остался один вопрос: а что же мужчины?

Они тоже косплеили античность? Ведь то была повальная мода.

Мужчины как раз показали характер: они подражали доблести древних, зачитывались Плутархом и записками Цезаря, старались изрекать литые лаконичные фразы и даже писать гекзаметром.

Но в античные одежды и в муслин переодеться они так и не рискнули.
Не тот климат, не те обстоятельства.

Конечно, великий трагик Тальма - у которого Наполеон учился  многозначительным гримасам и героическим позам - всем канонам античности вполне соответствовал:



Но это на сцене.
Даже он, выходя на улицу, надевал фрак.
И штаны, разумеется:



Ничего античного в мужской наряд так и не просочилось.

И военные мундиры ничуть не подражали спартанцам или легионерам Цезаря.

Генерал Жан-Батист Сирю Аделаид де Тимбрюн де Тьембронн:



Иоахим Мюрат:



Лишь Наполеон, когда сделался императором, захотел -  в особо торжественных случаях - надевать нечто особое.
Имперско-римское.
Чтобы не лезли в глаза вульгарные штаны.

Получилось вот это - мантия и императорская туника:



Правда, древние считали обилие золота дурным тоном, а алансонских кружев не знали вовсе.
На Наполеоне всё это имелось:



Зато рисунок этого золотого шитья античный - пальметты.

Кумир предыдущего века, Дени Дидро, говорил:
"В области моды  безумцы издают законы для умных, куртизанки - для честных женщин, и ничего лучшего не придумаешь, как следовать им".

Но мужчины XIX века к модным безумцам прислушиваться почти перестали.
Потому и не стали одеваться, как древние.

Зато на лирах они играли!

Это Жозеф Доминик Фабри Гарат, довольно известный музыкант - певец и композитор.
Он не в тунике, но с модной лирой:



Понятно, что с таким инструментом особенно ему удавались романсы (а ещё масонские гимны).
Он их и сочинял, и сам пел, играя на лире (да и на прочих инструментах тоже).

Некоторые его романсы становились довольно популярными.
Названия  их сентиментальны - "Весна и любовь", "Вечерняя звезда" и пр.
А ещё "Элиска или русская".
Любопытно, что это такое?

лира, музыкальные инструменты, косплей, мода, ампир, Жак-Луи Давид

Previous post Next post
Up