Когда денег очень-очень-очень много, во все времена возникало желание потратить их как-то необычно, с выдумкой.
И чтобы для души.
И чтобы другим завидно было.
Но что тут можно выдумать оригинального?
Завести такую громадную яхту, какая не во всякую гавань влезет?
Купить английскую футбольную команду?
Или целый остров в тропиках?
Да, теперь это так.
В старину тоже имелись проверенные способы спустить состояние.
Только немного иные.
В разные эпохи существовали - обязательно! - модные способы сорить деньгами.
Тщеславие и предрассудки у богатых всегда были свои, особенные.
В Средние века приличнее всего было потратить состояние на вклады в монастыри:
Монастыри это, конечно же, приветствовали.
А если богатый человек уходил в монастырь на покой, но жадничал и маловато обители отписывал, могли и отказаться поминать его после смерти.
А это верующих пугало.
Ведь речь шла о спасении души, об аде или рае:
Позже богачи стали больше потакать своим собственным капризам и фантазиям.
Разумеется, хороший способ потратиться - носить дорогие наряды стоимостью в несколько деревушек:
И не только дамы этим грешили.
Кавалеры тоже являлись в свет в шелках, в золотом шитье, в бриллиантовых пуговицах и с букетами на груди:
Вице-канцлер Александр Куракин был известен в обществе как бриллиантовый князь - настолько любил ордена, драгоценности и роскошные костюмы:
Вот его наряд более скромного дизайна, но тоже тонкой работы и не без блеска драгоценностей (каждая пуговица - произведение искусства):
Однажды любовь к роскоши даже спасла элегантному князю если не жизнь, то здоровье.
Его костюм был настолько густо расшит золотом, что во время внезапно вспыхнувшего пожара не загорелся, как у других.
И расфуфыренный Куракин избег смертельных ожогов:
Куда ещё можно было швырнуть бешеные деньги?
У французских аристократов модно было назначать любовницам огромные пожизненные ренты:
Именно так спустил немалые доходы, заработанные устройством лотереи, небезызвестный Казанова.
Русские же баре стали заводить крепостные театры.
Граф Николай Шереметев построил в Останкине великолепный театр по последней европейской моде:
Это его же театр в усадьбе Кусково:
Спектакли эти роскошно оформлялись.
В труппе знаменитого театра графа Николая Шереметева трудилось около 200 подневольных талантов.
Среди них и настоящий самородок - прекрасная певица, дочка деревенского кузнеца Параша Ковалёва, по сцене Жемчугова (всем актёрам Шереметев менял фамилии на "благородные", по названиям драгоценных камней).
Параша в роскошном сценическом одеянии:
Ещё один театральный образ Параши:
В конце концов граф женился на этой талантливой крепостной девушке, чем навлёк на себя неудовольствие высшего света.
Другие просвещённые богачи с жаром собирали произведения искусства.
Вот коллекция живописи и редкостей Ивана Шувалова - последнего фаворита императрицы Елизаветы Петровны.
Есть тут, разумеется, и портрет владельца собрания - свеженаписанный, ещё на подрамнике:
Вот этот, кисти Жана Луи де Велли.
Где красавец-фаворит демонстративно предпочитает золоту и бриллиантам книги и глобус (именно Шувалов - друг Ломоносова - "пробил" учреждение Московского университета и стал его первым куратором):
А можно было быть проще - и бесконечно устраивать пиры:
Или давать роскошные балы:
Да, бросаться деньгами умели не только в Европе.
Золотой век русского дворянства был веком отчаянного мотовства.
Дорогие прихоти отличали не только юных щеголих и лихих вертопрахов.
Возник и тип богатой привередливой барыни, которая не жалеет средств на собственные причуды:
Е.П. Янькова вспоминала о своём знакомстве в 1790-е годы с помещицей А.И. Сабуровой, урождённой княжной Оболенской:
"Авдотья Ивановна была очень богата, имела прекрасное столовое бельё - голландское, и опасаясь, чтоб его не испортили, два раза в год посылала его стирать в Голландию.
Можно представить, чего это тогда стоило".
Роскошное столовое бельё (и роскошная посуда) той эпохи:
Голландское полотно вообще столетиями считалось самым лучшим.
Сорочки иключительно из него носил не только кумир лондонских денди Красавчик Браммел, но и российский пройдоха, бывший нечистый на руку таможенник Павел Иванович Чичиков:
Льняное белоснежное полотно с изящным тканым узором называлось дамаст и высоко ценилось:
В эпоху ампира модное столовое бельё было уже без рисунка, лишь идеально гладкое и белое:
Но возить бельё для стирки в Голландию?
Неужто голландские водоёмы были чище российских?
Или в Европе знали какие-то небывалые хитрости стирки:
Скорее это была просто мода и расточительство.
Не стоит думать, что голладская стирка - экзотическая привычка одной богатой аристократки.
Нет, подобное - посылка белья голландским прачкам - в те времена было распространённой практикой:
Причём не только в России, но и во Франции, и в Англии.
Правда, Россия от Голландии много дальше, чем Франция.
Считалось, раз в Голландии ткут лучшее полотно, то и с его стиркой там справляются лучше всего:
Сын Л.Н.Толстого Андрей записал со слов отца сведения о деде писателя, Илье Андреевиче Толстом (1757-1820):
Граф Илья Толстой - барин широкого размаха - тоже практиковал голландскую стирку:
"Про него папа рассказывал по преданиям, что он посылал стирать бельё в Голландию; для этого специально у него снаряжались подводы, которые возили это бельё туда и обратно несколько раз в год".
Этот любитель голландской стирки - не кто иной, как отец Наташи Ростовой (вернее, прообраз этого персонажа):
Не правда ли, в фильме его сделали даже внешне очень похожим на деда Льва Толстого:
Впрочем, автор великого романа считал своего предка не только милым и добродушным, но и "бестолково-мотоватым".
Граф Илья Толстой не знал удержу в тратах:
"Он всех закармливал и запаивал и на своём веку прожил огромное состояние своей жены(урождённой княжны Горчаковой)":
Но в следующем поколении аристократов такое широкое расточительство вывелось.
Несметные богатства имелись (у тех же Юсуповых), но швырять их на заграничных прачек стало моветоном.
Оказалось, что и дома бельё отлично стирают:
Исчезли в поместьях крепостные балеты и орды приживалок, а обоз в Голландию с грязными домашними скатертями стал казаться смешным излишеством.