ДЕДОВЩИНА АРИСТОКРАТОВ

Jul 15, 2023 00:09



Это было, наверное, всегда.
Не только в России.
Хотя приходилось читать, что эту штуку породил "совок".
Враньё!

Только новое название появилось.
"Дедовщина" - что это такое, знают все, потому объяснять не буду.

А раньше это называлось цук.

В закрытых однополых сообществах цук в той или иной форме возникает всегда.

Как всегда скисает молоко или всегда на огне закипает вода.
И повезёт, если таким кипятком не обварит.

Даже набоковская Лолита цукала свою толстую школьную подружку.
Так и написано (перевод на русский автора, потому ошибка исключается):



В воспоминаниях Д.В.Григоровича очень красочно описан цук в Главном инженерном училище.
Где учился тогда же ещё один будущий писатель.

Не кто иной, как  Фёдор Достоевский:



Достоевский, которого вечно воображают дохлым неврастеником, вообще-то был очень мужественным человеком.
И с цуком он справился - как позже справился с тяготами каторги.
Это дорогого стоит.
Характер!

Был и мягкий девичий цук - в пансионах и институтах благородных девиц.
Хорошо описан у Лидии Чарской.

Младшая ученица "обожала" кого-то из старших и всячески услужала той.

Вот такие малышки выбирали себе кумира:



Обожали, старались сделать что-то приятное своей избраннице, были у неё на посылках.

Старшие, вполне взрослые красавицы, охотно принимали и восторги. и услуги:



До грубых издевательств старших над младшими тут, конечно,не доходило.
Но сути дела это не меняет.

У мальчиков всё всегда было жёстче.
Разные формы цука до сих пор процветают в закрытых аристократических школах.
Традиция!

Английский король Карл III с ужасом вспоминает своё пребывание в престижной школе Гордонстоун, где его всячески унижали, осмеивали, лупили подушками и тапками:



Но почему у нас это называлось "цук"?
Цук - понуканье лошади рывком узды:



Стало быть, термин кавалерийский, придумали его военные.
И именно кавалеристы.

Юнкера-кавалеристы на занятиях:



Ещё и так эти парни могли:



И этак тоже:



Они-то и славились самым ядрёным цуком.

Как же это выглядело в благословенные времена, которые обычно изображают в пастельных тонах, а фоном идёт романтический вальс?

Князь В.С.Трубецкой (1892-1937г.г.) в своих "Записках кирасира" оставил одно из самых занятных описаний цука.

Дело было в юнкерском училище, то есть среди достаточно взрослых молодых людей.

Кадеты  же - предыдущая ступень, младший возраст (где цук тоже был обычным делом).

Кадеты Омского кадетского корпуса:



А юнкера - это последние два курса учёбы перед производством в офицеры.

Итак, 1912 год, знаменитое Николаевское училище:



Оно выпускало офицеров для регулярной кавалерии.
Эти юнкера составляли эскадрон:



Готовились там и офицеры казачьей конницы - эти юнкера именовались сотней:



Эскадрон состоял только из дворян.

И самый свирепый цук царил в именно в эскадроне.

У казаков всё было проще - и складывались более товарищеские  отношения без особых фокусов.

Николаевец-казак в полевой форме:



Юнкерская форма вообще-то была вот такой:



Цук же был самой обыкновенной дедовщиной:
"Каждый юнкер старшего курса имел своего так называемого "зверя", то есть юнкера-первокурсника, над которым он измывался и куражился, как хотел".

А такие симпатичные лица у юнкеров - кто бы мог подумать, что они такое вытворяли.

Чем не милый мальчик:



Или этот вот:



Или этот:



Фантазии старших были самые дурацкие.

"Спали юнкера в общих дортуарах вместе - и старшие, и младшие.

Бывало, если ночью старшему хотелось в уборную, он будил своего "зверя" и верхом на нём отправлялся за своей естественной нуждой.
Это никого не удивляло и считалось вполне нормальным".

Дортуары были такого вот казарменного типа, так что развлечения старших были потехой для всех:



Придумывали и другие штуки:
"Если старшему не спалось, он нередко будил младшего и развлекался, заставляя последнего рассказать похабный анекдот.

Или же же говорил ему: "Молодой, пулей назовите имя моей любимой женщины" или "Молодой, пулей назовите полчок, в который я выйду корнетом".

Производство в офицеры - главная цель, престижный полк - мечта.

Свежепроизведённые кирасиры (князь Трубецкой после училища тоже стал кирасиром):



"Молодой" был обязан знать все мечты и планы цукающего.
Назубок.
Отвечать следовало без запинки.
И как мило всё обставлено, на "вы"!

"В случае неправильного ответа старший тут же наказывал "зверя", заставляя его приседать на корточки подряд раз тридцать или сорок, приговаривая: "ать-два, ать-два, ать-два".

Особенно любили заставлять приседать в сортире у печки".

Вот ещё николаевские юнкера:



Ага, да это же граф Карл Маннергейм!
Тот, что сидит.
Приседал ли он сорок раз в сортире?

Мечты о карьере были идеей фикс юнкеров:
"Старшие, хотя тоже были юнкерами, заставляли "зверей" величать себя "господин корнет".

Этот со вчерашнего дня корнет - и счастлив, мечта сбылась:



Дурили юнкера по-всякому:
"Иной раз старшему приходила в голову и такая фантазия.
- Молодой! - приказывал он. - Ходите за мной и вопите белугой.

И молодой "вопил белугой", неотступно следуя за старшим, куда бы тот ни пошёл, пока старший не командовал: "Отс-ставить!"

Ещё одно симпатичное юнкерское лицо, которое нам трудно, но нужно вообразить вопящим белугой:



Или такое:



Интеллектуальные издевательства тоже практиковались:
"Бывало, что старшие заставляли младших писать сочинения на самые невероятные темы, например, "Влияние луны на бараний хвост".

И молодые беспрекословно выполняли всю эту чепуху, так как ослушаться приказания старшего юнкера не позволяла традиция".

Хороша традиция!

Из юнкеров начальством назначался вахмистр - что-то вроде старосты.
Товарищи называли его "земным богом", и "его власть над юнкерами была почти безгранична".

Ещё любопытнее, что громадным авторитетом среди юнкеров пользовались те, кто за скверные успехи в науках были оставлены на второй или третий год.

Эти балбесы носили прозвище "генералы школы":



"Ходили они по училищу, как вельможи, чувствовали себя героями и "цукали" как угодно и кого угодно в своё удовольствие":



"Интересоваться науками вообще считалось в училище своего рода дурным тоном.

Гульнуть же с хорошей бабёнкой, кутнуть в весёлой компании, а при случае - смазать по роже штатского интеллигента или же подцепить болезнь, про которую в обществе громко не говорят, - вот это были стоящие дела":



Знали ли высшие офицеры и училищное начальство обо всём этом?

Разумеется!

Отцы-командиры юнкеров "относились к цуку скорее одобрительно и, если прямо его не поощряли, то смотрели на это сквозь пальцы":



"Ибо сами эти командиры в большинстве были питомцами этого замечательного училища, из стен которого, как ни странно, в своё время вышел корнетом знаменитый поэт Лермонтов".

Во дворе училища имелся скромный памятник поэту.

Да, самолюбивый и обидчивый Лермонтов присоединился к цуку школы гвардейских прапорщиков (так при нём называлось Николаевское училище):



Некоторые чудаки сейчас считают Лермонтова чуть ли не основателем цука.

Но для поэта два года в этом заведении, по его собственному признанию, были самым "злополучным временем".
Неприятным, тяжёлым и унизительным - и очень понятно, почему.

Тяжело дались ему офицерские эполеты:



Но неужели никто никогда не протестовал против глупых и унизительных традиций цука?

Неужели невозможно было обойтись без него?

Почему юноши из лучших семей терпели измывательства над собой и никогда не жаловались?

Дело вот в чём.

"...когда молодой человек попадал в стены училища - первым делом старшие спрашивали его, как он желает жить - "по славной ли училищной традиции или по уставу?"

Как быть?
Ведь товарищи в таких условиях - самое важное:



Того, кто выбирал жизнь по уставу, избавляли от цука, но и товарищем уже не считали.
Никогда.
Его называли "красным".

Его бойкотировали, никто с ним не разговаривал, не водился.

"Земной бог" - вахмистр - и взводные юнкера не спускали "красному" ни малейшей оплошности.
Они досаждали ему внеочередными нарядами, лишали его отлучек со двора" (по уставу они имели такое право).

Таким "красным" юнкером был, например, честолюбивый и принципиальный Михаил Тухачевский:



Но что самое главное, дальнейшая карьера "красного" складывалась не лучшим образом.

"..."красного" по окончании училища никогда бы не принял в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк.
Ибо в каждом полку были выходцы из Николаевского училища, всегда поддерживавшие связь с родным училищем, а потому до их сведения, конечно, доходило, кто из новых юнкеров - "красный".

А офицерское сообщество было столь же жёстким, как и юнкерское, хотя выглядело мило.
Что в лермонтовские времена:



Что до самого 1917 года:



Потому "красных" всегда было ничтожно мало.

Князь Трубецкой замечает:

"Как это ни кажется странным, но Николаевские юнкера чрезвычайно любили, даже обожали своё училище.

Да, в училище была особенная публика - неунывающая, весёлая, лихая, а главное - дружно сплочённая":



Вот цук и воплощал эту замечательную дружбу и сплочённость.

Которая продолжалась и на службе:



А ещё эту сплочённость олицетворяла знаменитая песня, которую сложили юнкера Николаевского училища.

Позже она разлетелась по другим училищам и полкам, обрастая местными куплетами.

Кочуя по офицерским пирушкам, по манёврам и войнам:



Песню эту все, наверное, знают.
Потому что её поют герои "Дней Турбиных" М. Булгакова:

Едут, поют юнкера Гвардейской школы,
Трубы, литавры на солнце горят.
Лейсь, песнь моя любимая,
Буль-буль-буль бутылочка казённого вина!

Добравшись окольными путями до Киева и до совсем не военной семьи Булгаковых, вино в юнкерской бутылочке из казённого стало зелёным.

Это, наверное, случилось потому, что Булгаковы выучили песню на слух.
А за ними и Турбины так же запели:



Но именно таким образом эта песня стала бессмертной.
Буль-буль-буль.

цук, Михаил Лермонтов, Михаил Булгаков, дедовщина, история нравов, юнкера, русская армия, В.С.Трубецкой

Previous post Next post
Up