ЛЕДИ, ДЕРЕВЬЯ И МУЗЫКА

Jan 25, 2023 23:27



Странное дело: до чего же часто, чтобы стать безусловно великим, надо сначала выйти из моды.
Перестать нравиться.
А потом - чтобы взяли и вдруг снова  открыли, как  неведомую Америку.

Так Гойю для себя открыли романтики, а для всех - Мане и Сезанн.
Так Эль Греко прославили модернисты.

Примерно та же история случилась и с Гейнсборо.


Томас Гейнсборо - чрезвычайно популярный у соотечественников-современников живописец - вскоре после смерти вдруг перестал казаться значительным.

Один критик даже писал про его картины в 1814 году:
"Совершенное ничтожество и глупость, не имеющая ничего общего с действительностью".

К тому же старомодными и смешными виделись тогда наряды его персонажей:



Этим леди и джентльменам оставалось лишь смотреть на мир с пыльных стен родовых поместий английских аристократов:



Правда, пейзажи Гейнсборо - эти сельские дороги, эти старые деревья  и заросшие парки - обожал Джон Констебл.

Но ведь и сам Констебл не сразу прославился...

Нет, не будем о грустном.
Лучше о фееричном.

К концу XIX века портреты Гейнсборо - с их непринуждённой элегантностью - внезапно выбились в образцы шика и гламура:



К тому же в ту эпоху вкус к собирательству проснулся у американских миллионеров.

А они питали слабость ко всему роскошному и великолепному.

Портреты "английских кузенов" галантного века оказались как нельзя кстати в роскошных новодельных дворцах американских магнатов:



Цены на Гейнсборо бешено взлетели.

Изображения леди и джентльменов на фоне парков под грозовым небом стали из английских поместий с помпой  перекочёвывать за океан.

Причём женские портреты ценились выше мужских.
И понятно, почему - ведь тут кружева, рюши, ленты и пр.:



Так, портрет графини Честерфилд был продан за 34 тысячи фунтов:



А вот парный портрет её супруга, графа Честерфилда, ушёл всего за 14 тысяч.

Хотя написан он так же блестяще, да ещё и обаятельная собачка присутствует:



Пик рыночного успеха Гейнсборо пришёлся на 1920-е.

Особо прославился "Голубой мальчик" в костюме принца эпохи Ван Дейка.

Хотя мальчик - скорее всего, это Джонатан Баттел -  никаким не принцем не был.
И даже не был аристократом.
Он сын богатого торговца скобяными изделиями:



Кстати, когда Джонатан вырос, то стал другом художника и был одним из тех самых близких ему людей, кто нёс его гроб.

Кочуя из коллекции в коллекцию, в конце концов великолепный "Голубой мальчик" попал к аристократу герцогу Вестминстеру.

И буквально заворожил калифорнийского железнодорожного магната Генри Хантингтона.

Хантингтон к тому времени (1919 г.) уже имел самую большую в мире коллекцию старых английских портретов, собранных одним человеком:



Хантингтон не поскупился и заплатил за тогда уже знаменитого "Голубого мальчика" 728 тысяч долларов (около 2 млн. теперешних).

Сегодня за Гейнсборо столько не платят!

Хотя он ведь всё тот  же - блистательный, поэтичный, непринуждённый.

Тот, кто так любил отправлять своих моделей на утренние или вечерные прогулки:



Чтобы на фоне колышущихся ветвей и влажной травы шуршали шелка:



Цвет гейнсборо - напомню - серебристо-белый.

Но его дамы часто предпочитали модный голубой перванш:



А джентльмены, разумеется, надевали красные мундиры:



И матово светились "чисто английские" лица - то вдохновенно-меланхоличные:



То равнодушно-надменные (это король Георг  IV):



Однако много больше, чем богатых разряженных господ, Гейнсборо хотел и любил писать пейзажи.

Сельскую глушь:



Застенчивых крестьянских детишек:



Впрочем, и светская суета - докучная, но неизбежная для модного живописца - не обошла Гейнсборо.
Приходилось её терпеть.
Как  и увлечения века Просвещения.

Он написал множество портретов меланхоличных светских господ:



Но сам художник вовсе не был образцом типичного английского джентльмена - сдержанного и невозмутимого.

"Голова Гейнсборо так набита всякими талантами, что всегда существует опасность, что она взорвётся, как перегретый паровой котёл" - говорил о художнике знаменитый актёр Гаррик.

Сравнение в духе века.
Начинавшегося века пара!

Да, темперамент у художника был далеко не ледяной.

Был он пылким, раздражительным, но отходчивым.
Остроумцем и душой компании.
Транжирой и филантропом:



И любящим семьянином, который работал ради блага близких буквально до упаду.

Обожал  дочек, которых писал бесконечно.

Вот они малышками гонятся за бабочкой:



Вот они задумчивые, чуть неловкие подростки:



А вот уже мечтательные взрослые барышни:



Но дома у художника идеального покоя не было.
Изнуряла работа, донимали будничные заботы и проблемы.

Из письма Гейнсборо сестре:
"Если я скажу тебе, что жена моя, слабая, хотя и добрая, никогда не годилась для того, чтобы составить моё счастье, сможешь ли ты её изменить?"

Любимую жену Гейнсборо тоже писал без устали.

Вот совсем юная чета Гейснборо (художник женился очень рано, в 19 лет)  со старшей  дочкой:



А вот миссис Гейнсборо в цвете лет:



Семья получилась любящая, но не без трений и размолвок.

С дочками тоже не всё шло гладко.
Из того же письма художника сестре:

«Если я скажу, что Пегги (младшая дочь художника - С.), хорошая, чувствительная девушка, по временам несносна, резка и высокомерна в своём обращении со мной, будет ли твоя рука достаточно длинна, поскольку ты живёшь в Бате, чтобы дать ей за меня оплеуху?"

Вразумиить  строптивую девицу любящей рукой тогда не считалось недопустимым.
Напротив.

Маргарет/Пегги Гейнсборо, которая напрашивалась на оплеуху:



Поссорясь с женой  Маргарет (вообще-то женщиной ровного и мягкого нрава), Гейнсборо тут же хотел мириться и писал записку с извинениями.

Причём от имени своей собаки Фокса.

И посылал верного Фокса к любимцу жены, спаниелю Тристраму.

Миссис Гейнсборо только этого и ждала:



Она писала в ответ так:
"Мой дорогой Фокс, ты всегда любящий и добрый, а я, маленькая несносная жёнка, всегда тебя огорчаю, так давай поцелуемся  и не будем об этом больше вспоминать.

Всегда твоя любящая Трис".

Разумеется, страстный собачник Гейнсборо написал портрет и этих незаменимых в семейной жизни Фокса и Тристрама:



Такая вот была у художника не вполне образцовая, но счастливая семья.

А финал супружеской пасторали и вовсе оказался трагикомичным.

На смертном одре Гейнсборо горько сетовал, что так и не смог достаточно заработать, чтобы обеспечить семье безбедное существование.

Жена утешила его признанием: много лет она копила и припрятывала деньги, которые беспечный Гейнсборо разбрасывал по дому где попало.
Без этого деньги нагло растащили бы (а порой и растаскивали!) всякие случайные посетители.

Один из последних набросков портрета любящей - и предусмотрительной, как оказалось - миссис Гейнсборо:



Гейнсборо был тронут и полон благодарности жене за такую рачительность.

Таки заметив при этом, что всегда удивлялся - куда же это загадочным образом вдруг деваются его гонорары.

В конце жизни усталость одолевала мастера:
"Меня тошнит от портретов.
Ужасно хочется взять свою виолу да гамба и удалиться в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи...

Я утешаюсь тем, что у меня есть пять виол да гамба".

Виола да гамба - крупный смычковый инструмент, похожий на виолончель.
Вот близкий друг художника (естественно, на портрете работы Гейнсборо) Карл Фридрих Абель, музыкант-виртуоз.

А рядом с ним виола да гамба:



Серьёзная страсть к музыке - это не так уж обычно для живописца.
Ещё до скрипки Энгра!

Хотя нот Гейнсборо так и не выучил - слишком нетерпеливого был нрава, да и вечно занят.

Но у него от природы был отличный слух.
Он мог наиграть любую мелодию не только на одной из своих пяти виол да гамба:



Но и на скрипке.
А ещё на гитаре, клавесине, гобое, фаготе, лютне и арфе.

И ни одной фальшивой ноты.
Как и в живописи.

Томас Гейнсборо, цены и качество, арт-рынок, Фокс и Трис, великие, судьба человека

Previous post Next post
Up