Здесь будет о моде; но получилось, что и про буквы.
Ведь мы к ним так привыкли!
За века они обкатались до совершенства, как морские камушки.
Они нам что-то напоминают - или что-то напоминает их.
В английском романе читаю:
"Усадьба имеет форму буквы "Е" без средней палочки и в целом превосходно спроектирована".
Как это?
Тем, кто пользуется латиницей, приходится убирать у Е палочку, чтобы вообразить план такой усадьбы.
Вот очень эффектная Е без палочки - Белтон-хаус, Линкольншир:
Ещё Е без палочки, Касл-Ховард в Йоркшире:
Но у нас как раз такая кириллическая буква есть, что не надо убирать никаких палочек.
Русский ведь как сказал бы?
"Усадьба спроектирована в виде буквы "П".
Раньше П называлась не пэ, а покой.
В старину так и говорили - «дом построен покоем».
Как всем известный дворец в усадьбе Кусково:
Ещё чаще бывало, что столы поставлены покоем:
Зато в латинице есть буква, очень напоминающая треугольный вырез платья.
Так и говорится: V-образный вырез.
Он всегда в моде.
1950-е:
Такой вырез может быть и на спине.
Был очень моден в 1930-е:
Сейчас V-образный вырез тоже в ходу, только стал значительно глубже:
А силуэты платьев Кристиана Диора!
Вот уж где сказалась чисто французская чувственность.
Если Артюр Рембо видел гласные цветными, то Диор видел в буквах прекрасных женщин.
Или в прекрасных женщинах - буквы?
Начал он почти с конца алфавита - с Х.
Самое узнаваемое из Диора - именно этот силуэт.
Осиная талия, пышная юбка:
1947 год оказался переломным в мировой моде, и виной тому Диор:
Война закончилась.
Хотелось праздника.
И Диор праздник всем устроил.
Благодаря ему скупость объёмов и максимальная экономия ткани были позабыты.
На их место пришла безоглядная расточительность.
Теперь на модную многослойную юбку уходило 35-40 метров ткани!
Вот она, роскошь Х (или new look):
Всё это очень шло кинозвёздам.
Ведь они выглядели в таких нарядах истинными богинями.
Ещё раз Грейс Келли:
Мэрилин Монро:
Х на рисунке бесподобного Рене Грюо (это пальто!):
И ещё один его рисунок, тоже пальто:
Ломкая хрупкость и баснословные талии этих дам кажутся фантазией художника.
Но у Диора работали моделями именно такие феи:
Хотя новая мода покорила не только тоненьких красавиц.
Она не признавала никаких исключений!
Наряды нового стиля надели абсолютно все, независимо от объёма талии и прочего.
Все надели - от королев:
До домохозяек:
В СССР худобу моделей Диора считали нежелательной, болезненно буржуазной, упадочной.
Мол, фу такими быть.
Потому силуэт Х близко к оригиналу смогла продемонстрировать лишь Людмила Гурченко.
Такова уж она была от природы:
Но талия Гурченко имелась в единственном числе.
Придуманный Диором силуэт Х в советской интерпретации смягчался - юбка оказывалась не такой пышной, а талия не такой узкой.
Светлана Дружинина (между прочим, здесь - молоденькая выпускница хореографического училища, так что с грацией всё в порядке):
Любимый Диором деловой костюм-тальер, скромный и элегантный.
Строгий шик:
Героиня советского фильма в костюме-тальер:
А в 1954 году Диора снова удивляет.
У него новинка.
Тоже буква из алфавита!
Буква Н - прямой стройный силуэт:
На рисунке Рене Грюо, где всё понятнее понятного:
После буйства тафты и органзы, после пены нижних юбок - ничего лишнего.
Впрочем, линия Н благополучно существовала рядом с Х.
Хорошо, когда есть выбор:
Но ведь в алфавите ещё полно прекрасных букв!
И Диор в 1955 г. берётся за другую.
Теперь в ходу буква Y:
Узкая юбка, тонкая талия, прямые плечи (даже с подплечиками, подзабытыми с военных времён).
Этот силуэт ту же подхватывают и другие кутюрье:
Но в 1957 году Кристиана Диора не стало.
Зато у руля дома Диор встал новый гений моды, 21-летний Ив Сен Лоран:
Он продолжил линию мэтра.
И его игру с буквами тоже.
Он в 1958 г. предъявляет новый силуэт.
Совершенно революционный.
Для которого уже не надо максимально затягивать талию:
Дышите же наконец свободно!
Вот она, новинка - буква А.
Или трапеция:
Узнаёте силуэт?
Это русский сарафан.
Им и вдохновлялся Сен Лоран.
Далёкий отзвук Русских сезонов Дягилева!
Вот Царевна Ненаглядная Краса из знаменитой "Жар-птицы", костюм от Леона Бакста:
Позже Сен Лоран и в России побывал, и с Лилей Брик подружился.
А все его собаки - французские бульдоги - носили странное имя Мужик (Мужик IV даже пережил хозяина).
Кличка Мужик тоже Лилина выдумка.
Сен Лоран и Мужик:
Так магия букв вдохновляет там, где на них, кажется, ничего и не похоже.
Это неизбежно, раз уж человек придумал буквы и научился их писать:
Писать чем угодно, даже такой странной штукой, как птичье перо:
Правда, научился писать - и разучился:
Но когда ребёнком только начинаешь читать (и писать), появляются любимые буквы.
И трудные.
И самые красивые.
И несимпатичные.
Я вот очень любила писать букву В.
Она так легко завивается из петелек:
Ещё М нравилась, которая может быть такой разной.
Её можно вычертить:
А можно сплести из сказочных стеблей:
Озадачивала З.
Она всегда очень странно выглядела, зверообразно:
Щ и Ц не нравились совсем.
Несуразные какие-то, с хвостами.
Иногда со скромно висящими, а иногда с подогнутыми - как в елизаветинской гарнитуре, которую так любил Александр Бенуа:
Но самая знаменитая ныне буква кириллицы - Ё. Потому что вызывает споры.
Необходимая.
Но все ею пользуются.
Непонятно почему.
Если раньше гарт (сплав, из которого лили набор) экономили на точках, что парят над макушкой Ё - то сейчас-то в чём дело? Когда никакой экономии из точек не выжать?
Хотя букве Ё уже установлено несколько памятников в разных местах.
Этот первый, в Ульяновске:
Романтическое фото. Вот только не знаю, чьЁ, кто автор.
Ё тут на рожицу похожа.
Или на что-то ещё?