Е БЕЗ ПАЛОЧКИ

Jan 22, 2023 00:12



Здесь будет  о моде; но получилось, что и про буквы.

Ведь мы к ним так привыкли!
За века они обкатались до совершенства, как морские камушки.

Они нам что-то напоминают - или что-то напоминает их.

В английском романе читаю:
"Усадьба имеет форму буквы "Е" без средней палочки и в целом превосходно спроектирована".

Как это?


Тем, кто пользуется латиницей, приходится убирать у Е палочку, чтобы вообразить план такой усадьбы.

Вот очень эффектная Е без палочки - Белтон-хаус, Линкольншир:



Ещё Е без палочки, Касл-Ховард в Йоркшире:



Но у нас как раз такая кириллическая буква есть, что не надо убирать никаких палочек.

Русский ведь как сказал бы?
"Усадьба спроектирована в виде буквы "П".

Раньше П называлась не пэ, а покой.
В старину так и говорили - «дом построен покоем».

Как всем известный дворец в усадьбе Кусково:



Ещё чаще бывало, что столы поставлены покоем:



Зато в латинице есть буква, очень напоминающая  треугольный вырез платья.

Так и говорится: V-образный вырез.
Он всегда в моде.

1950-е:



Такой вырез может быть и на спине.
Был очень моден в 1930-е:



Сейчас V-образный вырез тоже в ходу, только стал значительно глубже:



А силуэты платьев Кристиана Диора!

Вот уж где сказалась чисто французская чувственность.
Если Артюр Рембо видел гласные цветными, то Диор видел в буквах прекрасных женщин.
Или в прекрасных женщинах - буквы?

Начал он почти с конца алфавита - с Х.

Самое узнаваемое из Диора - именно этот силуэт.
Осиная талия, пышная юбка:



1947 год оказался переломным в мировой моде, и виной тому Диор:



Война закончилась.
Хотелось праздника.
И Диор праздник всем устроил.
Благодаря ему скупость объёмов и максимальная экономия ткани были позабыты.
На их место пришла безоглядная расточительность.

Теперь на модную многослойную юбку уходило 35-40 метров ткани!
Вот она, роскошь Х (или new look):



Всё это очень шло кинозвёздам.
Ведь они выглядели в таких нарядах истинными богинями.

Ещё раз Грейс Келли:



Мэрилин Монро:



Х на рисунке бесподобного  Рене Грюо (это пальто!):



И ещё один его рисунок, тоже пальто:



Ломкая хрупкость и баснословные талии этих дам кажутся фантазией художника.

Но у Диора работали моделями именно такие феи:



Хотя новая мода покорила не только тоненьких красавиц.

Она не признавала  никаких исключений!
Наряды нового стиля надели абсолютно все, независимо от объёма талии и прочего.

Все надели - от королев:



До домохозяек:



В СССР худобу моделей Диора считали нежелательной, болезненно буржуазной, упадочной.
Мол, фу такими быть.

Потому силуэт Х близко к оригиналу смогла продемонстрировать лишь Людмила Гурченко.

Такова уж она была от природы:



Но талия Гурченко имелась в единственном числе.
Придуманный Диором силуэт Х в советской интерпретации смягчался - юбка оказывалась не такой пышной, а талия не такой узкой.

Светлана Дружинина (между прочим, здесь - молоденькая выпускница хореографического училища, так что с грацией всё в порядке):



Любимый Диором деловой костюм-тальер, скромный и элегантный.
Строгий шик:



Героиня советского фильма в костюме-тальер:



А в 1954 году Диора снова удивляет.
У него новинка.
Тоже буква из алфавита!

Буква Н - прямой стройный силуэт:



На рисунке Рене Грюо, где всё понятнее понятного:



После буйства тафты и органзы, после пены нижних юбок - ничего лишнего.

Впрочем, линия Н благополучно существовала рядом с Х.
Хорошо, когда есть выбор:



Но ведь в алфавите ещё полно прекрасных букв!

И Диор в 1955 г. берётся за другую.

Теперь в ходу буква Y:



Узкая юбка, тонкая талия, прямые плечи (даже с подплечиками, подзабытыми с военных времён).

Этот силуэт ту же подхватывают и другие кутюрье:



Но в  1957 году Кристиана Диора не стало.

Зато у руля дома Диор встал новый гений моды, 21-летний Ив Сен Лоран:



Он продолжил линию мэтра.
И его игру с буквами тоже.

Он в 1958 г. предъявляет новый силуэт.
Совершенно революционный.

Для которого уже не надо максимально затягивать талию:



Дышите же наконец свободно!

Вот она, новинка - буква А.
Или трапеция:



Узнаёте силуэт?
Это русский сарафан.

Им  и вдохновлялся Сен Лоран.
Далёкий отзвук Русских сезонов Дягилева!
Вот Царевна Ненаглядная Краса из знаменитой "Жар-птицы", костюм от Леона Бакста:



Позже Сен Лоран и в России побывал, и с Лилей Брик подружился.
А все его собаки - французские бульдоги - носили странное имя Мужик (Мужик IV даже пережил хозяина).

Кличка Мужик тоже Лилина выдумка.
Сен Лоран и Мужик:



Так магия букв вдохновляет там, где на них, кажется, ничего и не похоже.

Это неизбежно, раз уж человек придумал буквы и научился их писать:



Писать чем угодно, даже такой странной штукой, как птичье перо:



Правда, научился писать - и разучился:



Но когда ребёнком только начинаешь читать (и писать), появляются любимые буквы.

И трудные.
И самые красивые.
И несимпатичные.

Я вот очень любила писать букву В.
Она так легко завивается из петелек:



Ещё М нравилась, которая может быть такой разной.

Её можно вычертить:



А можно сплести из сказочных стеблей:



Озадачивала З.
Она всегда очень странно выглядела, зверообразно:



Щ и Ц не нравились совсем.
Несуразные какие-то, с хвостами.
Иногда со скромно висящими, а иногда с подогнутыми - как в елизаветинской гарнитуре, которую так любил Александр Бенуа:



Но самая знаменитая ныне буква кириллицы - Ё. Потому что вызывает споры.

Необходимая.
Но все ею пользуются.
Непонятно почему.

Если раньше гарт (сплав, из которого лили набор) экономили на точках, что парят над макушкой Ё - то сейчас-то в чём дело? Когда никакой экономии из точек не выжать?

Хотя букве Ё уже установлено несколько памятников в разных местах.

Этот первый, в Ульяновске:



Романтическое фото. Вот только не знаю, чьЁ, кто автор.
Ё тут на рожицу похожа.
Или на что-то ещё?

Е и Ё, Кристиан Диор, кириллица, ни о чём, Ив Сен Лоран, Мужик, силуэт

Previous post Next post
Up