Вот по этой части японцам равных нет.
Нет равных в уловлении неуловимого.
В постижении бесконечных нюансов бренного изменчивого мира.
Японский школьник должен различать 24 основных цвета - причём каждый в 10 оттенках.
То есть всего 240 цветов.
Это программа обычной средней школы.
Или вот мыши.
Тут тоже имеются свои тонкости.
Разумеется, не всякий японский выпускник - знаток мышиных особенностей.
Другое дело художник-керамист.
Фарфор Какиэмон из города Арива известен с XVII века и всегда был очень популярен, в том числе и в Европе.
Его жизнерадостное, несколько простодушное изящество пленяет с первого взгляда:
Краски сочны и не тускнеют веками:
Сюжеты мастеров стиля Какиэмон традиционны - «цветы и птицы», бытовые сценки (не так часто), тигры и драконы:
Какиэмон это нежный фарфор тёплого молочного цвета - не грубо-белоснежный! - и цветная роспись:
Роспись делалась эмалями прямо по глазури.
Потому мазки так свежи, чуть выпуклы на ощупь - и полупрозрачны.
Почти как акварель:
И ещё лёгкая живая прорисовка тончайшей кисточкой:
Вот в кисточках всё и дело!
Они из мышиной шёрстки.
Сибата Дзэсин (1807-1891), «Мышь обиделась».
Быть может, обиделась на перспективу стать кисточкой:
Инструментарий вещь крайне важная.
Отношение к нему у любого художника трепетное.
И очень требовательное.
У японцев же доведённое до крайней утончённости.
Изощрённой избирательности.
Вот сообщение о кисточках для росписи фарфора Какиэмон.
Мышь для них не всякая годится.
И в разные эпохи художники предпочитали разных, но всегда особых, не амбарных мышек, не таких, как эти:
"В эпоху Эдо ворс для кистей делали из шерсти мышей, обитавших на торговых кораблях.
Ныне ценятся кисти из ворса мышей болотистой местности близ озера Бива".
Разве не прелесть?