ИСТИННАЯ УТОНЧЁННОСТЬ

Nov 22, 2022 22:20



Вот по этой части японцам равных нет.
Нет равных в уловлении неуловимого.
В постижении бесконечных нюансов бренного изменчивого мира.

Японский школьник должен различать 24 основных цвета - причём  каждый в 10 оттенках.
То есть всего 240 цветов.

Это программа обычной средней школы.

Или вот мыши.
Тут тоже имеются свои тонкости.

Разумеется, не всякий японский выпускник - знаток мышиных особенностей.

Другое дело художник-керамист.

Фарфор Какиэмон из города Арива известен с XVII века и всегда был очень популярен, в том числе и в Европе.

Его жизнерадостное, несколько простодушное изящество пленяет с первого взгляда:


Краски сочны и не тускнеют веками:



Сюжеты мастеров стиля Какиэмон традиционны - «цветы и птицы», бытовые сценки (не так часто), тигры и драконы:



Какиэмон это нежный фарфор тёплого молочного цвета - не грубо-белоснежный! - и цветная роспись:



Роспись делалась эмалями прямо по глазури.
Потому мазки так свежи, чуть выпуклы на ощупь - и полупрозрачны.
Почти как акварель:



И ещё лёгкая живая прорисовка тончайшей кисточкой:



Вот в кисточках всё и дело!

Они из мышиной шёрстки.

Сибата Дзэсин (1807-1891), «Мышь обиделась».
Быть может, обиделась на перспективу стать кисточкой:



Инструментарий вещь крайне важная.
Отношение к нему у любого художника трепетное.
И очень требовательное.

У японцев же доведённое до крайней утончённости.
Изощрённой избирательности.

Вот сообщение о кисточках для росписи фарфора Какиэмон.
Мышь для них не всякая годится.

И в разные эпохи художники предпочитали разных, но всегда особых, не амбарных мышек, не таких, как эти:



"В эпоху Эдо ворс для кистей делали из шерсти мышей, обитавших на торговых кораблях.
Ныне ценятся кисти из ворса мышей болотистой местности близ озера Бива".

Разве не прелесть?

мыши, инструментарий художника, фарфор Какиэмон, красивое, японцы

Previous post Next post
Up