Сколько украшений одновременно может надеть женщина?
Стилисты скажут: не больше пяти.
Строгие стилисты возразят: три, не более!
Коко Шанель, эталон как раз строгого вкуса, надевала минимум, подходила к зеркалу - и снимала ещё одну вещь.
Итак, три вещи?
Браслет+цепочка+кольцо.
Или серьги+цепочка+часики.
Серьги+колье+браслет.
Икона стиля из ХХ века Барбара Вулворт Хаттон:
Вот что-то в этом роде.
"Иначе будешь выглядеть, как новогодняя ёлка".
Таков наш суровый век.
Хотя в Индии или в Африке совсем иные каноны:
Европа, впрочем, тоже не всегда страдала ювелирным аскетизмом.
О роскошных уборах византийцев трудно судить из-за крайней условности тогдашнего искусства.
Оно явно преувеличивало размеры изображаемых яхонтов и жемчугов:
Но византийская роскошь - на взгляд всех современников - была ослепительна.
Средневековая Европа не блистала ни богатством тканей, ни обилием драгоценностей.
Как выглядели тогдашние самые шикарные дамы?
Суконные однотонные наряды, немного меха, полупрозрачные "молочные" вуали, скромные колечки.
Только-то:
Картина решительно изменилось в самом конце XV века.
Всё просто: европейцы открыли Америку и вообще стали ретиво пускаться в дальние пути и плавания.
Чтобы разжиться чем-нибудь ценным.
И разживались.
Богатели несметно.
В Европу из Нового Света и Азии хлынули золото и серебро, жемчуг, драгоценные камни.
И бывшие скромники преобразились.
Теперь их наряды сплошь блистали золотой вышивкой и дорогими камнями:
Мужчины старались не отставать от дам, нося серьги, кольца, ожерелья и броши-эгреты на беретах:
Герцог Бэкингем, у которого жемчуга буквально лезут из-за пазухи:
Дамы же были покрыты драгоценностями с головы до ног (в буквальном смысле - до пряжек на туфлях):
Даже немецкие курфюрстины (а ведь у немцев с Америкой как-то не задалось!) были буквально увешаны украшениями.
И перчатки делались со специальными разрезами, сквозь которые поблескивали кольца:
Волосы в золотой с жемугами сетке, на шее и плечах несколько (3-7) рядов толстенных золотых цепей, руки сплошь в кольцах:
Не редкость, когда на пяти пальцах красовалось шесть колец!
Совсем маленькая принцесса с громадными золотыми цепями:
Английская королева Елизавета I резкому блеску золота предпочитала мерцание жемчуга.
Она надевала разом семь длиннейших ожерелий.
В полном смысле слова "жемчуга огрузили шею":
В её рыжих волосах всегда красовались роскошные диадемы:
Это было очень модно.
Современница Елизаветы, Марина Мнишек, у Пушкина так собирается на бал:
Рузя (камеристка - С.):
Что вы наденете, жемчужную ли нить,
Иль полумесяц изумрудный?
Марина:
Алмазный мой венец.
Впрочем, алмазы тогда ещё не научились гранить в бриллианты, и сверкали они далеко не так эффектно, как теперь.
Потому на этом портрете и алмазная брошь, и алмазы в причёске выглядят чёрными:
Чуть позже нагромождения драгоценностей приелись.
Модницы захотели привести украшения к какому-то осмысленному единству:
Вот и появились парюры - стильные ювелирные ансамбли.
Причём первоначально словом парюра именовали именно "алмазный мой венец" - то есть драгоценную диадему или тиару.
А уже к ней подбирались (или специально делались) серьги, броши, кольца и пр.
Из тех же материалов и в том же стиле.
Потом и весь такой набор стал называться парюрой.
Название и сам обычай иметь стильный гарнитур украшений продержались до конца XIX века:
Моды менялись.
Иногда украшений носили совсем мало:
Иногда снова просыпалась неудержимое стремление надеть много и сразу красивого и блестящего:
В XIX веке один из пиков страсти к драгоценностям пришёлся на эпоху ампира с его импозантной роскошью:
За годы Революции французские дамы вдоволь насытились "античной простотой" и теперь украшали себя самозабвенно:
Похоже, первые по-настоящему продуманные парюры появились у императрицы Жозефины:
В мотовстве и страсти к роскоши она не уступала Марии Антуанетте, которая из-за этого угодила на гильотину.
А Жозефине всё сошло с рук.
Вот она в бирюзе:
Она же вся в бриллиантах на коронации:
Прекрасные стильные парюры остались от того времени.
И портреты легендарных обольстительниц.
Мари Маркоз (позже виконтессу де Сеннон) Энгр изобразил в скромном бахатном платье с длинными рукавами.
Потому большой парадной парюры мы тут не видим:
Однако страсть эпохи к украшениям и здесь даёт о себе знать - на десяти пальцах красавицы целых девять колец!
Различали малую и большую парюру.
Малая - это как раз те три предмета, которые теперь считаются максимумом для выхода в свет.
А тогда это были привычные вещи, часто очень доступные:
Малая парюра (брошка, браслет и серьги) из недорогого янтаря была даже у А.Г Достоевской, далеко не щеголихи. Подарок мужа.
Большая же парюра включала в себя массу предметов, иногда до 15.
Наверное, только дамы ампира осмеливались надеть такое целиком:
Или так:
Потому что помимо диадемы или тиары (полу-диадемы, вроде современного ободка для волос), заказывали кольца, браслеты, серьги, колье, фермуары (драгоценные застёжки для ожерелий), броши.
Пряжки для поясов или сами пояса:
В зависимости от моды парюру можно было расширять, переделывать и улучшать бесконечно.
В эпоху романтизма парюра пополнялась фероньеркой:
Такое украшение с камнем посередине, которое носили на лбу, всем известно по портрету Н.Н.Пушкиной.
Эта дама в фероньерке не так красива, как Натали, но куда более могущественна.
Королева Виктория:
Парюру дополняли и булавками для волос, и запонками, и веером, и пуговицами, и подвесками и пр.
Современные королевские дома непременно располагают фамильными парюрами.
Их состав расширяется и варьируется.
Теперешняя английская королева-консорт Камилла и "алмазный венец" на ней:
Мать ныне покойной королевы Елизаветы II в той же фамильной тиаре "пчелиные соты":
У этих вещей часто длинная история.
Они передаются из поколение в поколение.
Роскошные парюры имелись и у Романовых.
Великая княгиня Мария Павловна в знаменитой сапфировой парюре:
Причём последняя императрица, Александра Фёдоровна - её сейчас часто считают скромницей и домашней затворницей - питала особую слабость к драгоценностям:
Её драгоценности были великолепны:
Являясь к обеду на яхте "Штандарт" - впрочем, ко всякому обеду, в 8 вечера по английскому обычаю - императрица каждый раз ослепляла гостей блеском своих украшений.
Вспоминают, что один день Александра Фёдоровна бывала в парюре с рубинами, в другой - с бриллиантами, в третий - с колумбийскими изумрудами редкой красоты (самый большой, "Сахарная голова", был в 23 карата!)
Но особенно она любила сапфиры и аквамарины - в цвет своих глаз:
В этой страсти к драгоценностям сказывалась вся противоречивость её натуры.
Была царица скуповата, огорчалась, потеряв даже простой носовой платок.
Тем не менее она собрала к 1917 году украшений на 50 млн. долларов (по тогдашнему курсу).
Внешняя роскошь её, такую застенчивую и набожную, ненавидевшую балы и рауты, чем-то неотразимо пленяла:
Та же семейная яхта "Штандарт" была убрана по её вкусу и потому вся сверкала позолотой.
Впрочем, это привычный стиль царской семьи.
Яхта «Ливадия» Александра III тоже была плавучим раззолоченным дворцом.
Это будуарный столик на яхте:
Яхта "Штандарт " была роскошна.
Сусальным золотом были покрыты не только резные украшения «Штандарта».
Как эта скульптура на носу яхты:
Даже канаты были позолоченые!
Эту деликатную работу выполнили знаменитые мастерицы-монашки Новодевичьего монастыря.
Но всё проходит.
Императрица погибла.
Её коллекция драгоценностей расселась по миру.
Только яхта "Штандарт" долго держалась на плаву.
Правда, потеряв золотые канаты и то и дело меняя имена.
Даже участвовала в Великой Отечественной войне.
Построена была на совесть!
Только в кукурузные времена, в 1961 году, яхту сделали плавучей мишенью для ракетных стрельб.
А потом и вовсе разрезали на металлолом.