АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ

Sep 27, 2022 22:49



Сколько украшений одновременно может надеть женщина?
Стилисты скажут: не больше пяти.

Строгие стилисты возразят: три, не более!

Коко Шанель, эталон как раз строгого вкуса, надевала минимум, подходила к зеркалу - и снимала ещё одну вещь.

Итак, три вещи?


Браслет+цепочка+кольцо.
Или серьги+цепочка+часики.
Серьги+колье+браслет.

Икона стиля из ХХ века Барбара Вулворт Хаттон:



Вот что-то в этом роде.
"Иначе будешь выглядеть, как новогодняя ёлка".

Таков наш суровый век.
Хотя в Индии или в Африке совсем иные каноны:



Европа, впрочем, тоже не всегда страдала ювелирным аскетизмом.

О роскошных уборах византийцев трудно судить  из-за крайней условности тогдашнего искусства.
Оно явно преувеличивало размеры изображаемых яхонтов и жемчугов:



Но византийская роскошь - на взгляд всех современников - была ослепительна.

Средневековая Европа не блистала ни богатством тканей, ни обилием драгоценностей.

Как выглядели тогдашние самые шикарные дамы?
Суконные однотонные наряды, немного меха, полупрозрачные "молочные" вуали, скромные колечки.

Только-то:



Картина решительно изменилось в самом конце XV века.

Всё просто: европейцы открыли Америку и вообще стали ретиво пускаться в дальние пути и плавания.
Чтобы разжиться чем-нибудь ценным.

И разживались.
Богатели несметно.

В Европу из Нового Света и Азии хлынули золото и серебро, жемчуг, драгоценные камни.

И бывшие скромники преобразились.
Теперь их наряды сплошь блистали золотой вышивкой и дорогими камнями:



Мужчины старались не отставать от дам, нося серьги, кольца, ожерелья и броши-эгреты на беретах:



Герцог Бэкингем, у которого жемчуга буквально лезут из-за пазухи:



Дамы же были покрыты драгоценностями с головы до ног (в буквальном смысле - до пряжек на туфлях):



Даже немецкие курфюрстины (а ведь у немцев с Америкой как-то не задалось!)  были буквально увешаны украшениями.

И перчатки делались со специальными разрезами, сквозь которые поблескивали кольца:



Волосы в золотой с жемугами сетке, на шее и плечах несколько (3-7) рядов толстенных золотых цепей, руки сплошь в кольцах:



Не редкость, когда на пяти пальцах красовалось шесть колец!

Совсем маленькая принцесса с громадными золотыми цепями:



Английская королева Елизавета I резкому блеску золота предпочитала мерцание жемчуга.

Она надевала разом семь длиннейших ожерелий.
В полном смысле слова "жемчуга огрузили шею":



В её рыжих волосах всегда красовались роскошные диадемы:



Это было очень модно.

Современница Елизаветы, Марина Мнишек, у Пушкина так собирается на бал:

Рузя (камеристка - С.):
Что вы наденете, жемчужную ли нить,
Иль полумесяц изумрудный?

Марина:
Алмазный мой венец.

Впрочем, алмазы тогда ещё не научились гранить в бриллианты, и сверкали они далеко не так эффектно, как теперь.

Потому на этом портрете и алмазная брошь, и алмазы в причёске выглядят чёрными:



Чуть позже нагромождения драгоценностей приелись.

Модницы захотели привести украшения к какому-то осмысленному единству:



Вот и появились парюры - стильные ювелирные ансамбли.

Причём первоначально словом парюра именовали именно "алмазный мой венец" - то есть драгоценную диадему или тиару.

А уже к ней подбирались (или специально делались) серьги, броши, кольца и пр.
Из тех же материалов и в том же стиле.

Потом и весь такой набор стал называться парюрой.

Название и сам обычай иметь стильный гарнитур украшений продержались до конца XIX века:



Моды менялись.
Иногда украшений носили совсем мало:



Иногда снова просыпалась неудержимое стремление надеть много и сразу красивого и блестящего:



В XIX веке один из пиков страсти к драгоценностям пришёлся на эпоху ампира с его импозантной роскошью:



За годы Революции французские дамы вдоволь насытились "античной простотой" и теперь украшали себя самозабвенно:



Похоже, первые по-настоящему продуманные парюры появились у императрицы Жозефины:



В мотовстве и страсти к роскоши она не уступала Марии Антуанетте, которая из-за этого угодила на гильотину.

А Жозефине всё сошло с рук.
Вот она в бирюзе:



Она же вся в бриллиантах на коронации:



Прекрасные стильные парюры  остались от того времени.
И портреты легендарных обольстительниц.

Мари Маркоз (позже виконтессу де Сеннон)  Энгр изобразил в скромном бахатном платье с длинными рукавами.
Потому большой парадной парюры мы тут не видим:



Однако страсть эпохи к украшениям и здесь даёт о себе знать - на десяти пальцах красавицы целых девять колец!

Различали малую и большую парюру.

Малая - это как раз те три предмета, которые теперь считаются максимумом для выхода в свет.
А тогда это были привычные вещи, часто очень доступные:



Малая парюра (брошка, браслет и серьги) из недорогого янтаря была даже у А.Г Достоевской, далеко не щеголихи. Подарок мужа.

Большая же парюра включала в себя массу предметов, иногда до 15.

Наверное, только дамы ампира осмеливались надеть такое целиком:



Или так:



Потому что помимо диадемы или тиары (полу-диадемы, вроде современного ободка для волос), заказывали кольца, браслеты, серьги, колье, фермуары (драгоценные застёжки для ожерелий), броши.

Пряжки для поясов или сами пояса:



В зависимости от моды парюру можно было расширять, переделывать и улучшать бесконечно.

В эпоху романтизма парюра пополнялась фероньеркой:



Такое украшение с камнем посередине, которое носили на лбу, всем известно по портрету Н.Н.Пушкиной.

Эта дама в фероньерке не так красива, как Натали, но куда более могущественна.
Королева Виктория:



Парюру дополняли и булавками для волос, и запонками, и веером, и пуговицами, и подвесками и пр.

Современные королевские дома непременно располагают фамильными парюрами.
Их состав расширяется и варьируется.

Теперешняя английская королева-консорт Камилла и "алмазный венец" на ней:



Мать ныне покойной королевы Елизаветы II в той же фамильной тиаре "пчелиные соты":



У этих вещей часто длинная история.
Они передаются из поколение в поколение.

Роскошные парюры имелись и у Романовых.
Великая княгиня Мария Павловна в знаменитой сапфировой парюре:



Причём последняя императрица, Александра Фёдоровна - её сейчас часто считают скромницей и домашней затворницей - питала особую слабость к драгоценностям:



Её драгоценности были великолепны:



Являясь к обеду на яхте "Штандарт" - впрочем, ко всякому обеду, в 8 вечера по английскому обычаю -  императрица каждый раз ослепляла гостей блеском своих украшений.

Вспоминают, что один день Александра Фёдоровна бывала в парюре с рубинами, в другой - с бриллиантами, в третий - с колумбийскими изумрудами редкой красоты (самый большой,  "Сахарная голова", был в 23 карата!)

Но особенно она любила сапфиры и аквамарины - в цвет своих глаз:



В этой страсти к драгоценностям сказывалась вся противоречивость её натуры.

Была царица скуповата, огорчалась, потеряв даже простой носовой платок.
Тем не менее она собрала к 1917 году украшений на 50 млн. долларов (по тогдашнему курсу).

Внешняя роскошь её, такую застенчивую и набожную, ненавидевшую балы и рауты, чем-то неотразимо пленяла:



Та же семейная яхта "Штандарт" была убрана по её вкусу и потому вся  сверкала позолотой.

Впрочем, это привычный стиль царской семьи.
Яхта «Ливадия» Александра III тоже была плавучим раззолоченным дворцом.

Это будуарный столик  на яхте:



Яхта "Штандарт " была роскошна.
Сусальным золотом были покрыты не только резные украшения «Штандарта».
Как эта скульптура на носу яхты:



Даже канаты были позолоченые!
Эту деликатную работу выполнили знаменитые мастерицы-монашки Новодевичьего монастыря.

Но всё проходит.
Императрица погибла.
Её коллекция драгоценностей расселась по миру.

Только яхта "Штандарт" долго держалась на плаву.
Правда, потеряв золотые канаты и то и дело меняя имена.
Даже участвовала в Великой Отечественной войне.
Построена была на совесть!

Только в кукурузные времена, в 1961 году, яхту сделали плавучей мишенью для ракетных стрельб.
А потом и вовсе разрезали на металлолом.

суета сует, парюра, яхта "Штандарт", императрица Жозефина, история вещей, императрица Александра Фёдоровна, фамильные драгоценности

Previous post Next post
Up