Это рецепт от Марка Порция Катона (234-149 г. до н.э.)
Выдающегося полководца, политика и - как веками считали - идеального римлянина.
Это он то и дело говорил «Карфаген должен быть разрушен» - и разрушал.
Это он сказал «Я завоевал больше испанских городов, чем было дней, которые там провёл».
И не врал.
А ещё знаменитое «Пусть лучше не будет памятника Катону, чем будут спрашивать, чего он тут стоит».
Круто же.
Но вот пёк ли лично этот суровый и знаменитый человек сырники?
Лично - вряд ли.
Такой выдающийся гражданин - и вдруг лепит пироги?
Вот его чисто римский профиль:
А это фас.
Такого строгого старца сложно представить с тестом на кухне.
Хотя родом он из плебеев, пробился в верха исключительно талантами и упорным нравом:
Пусть Катон и протащил закон об увеличении налогов на роскошь и домашних рабов, на кухне у него работали повара.
То есть рабы.
С которыми он тоже был безжалостен: «Раб должен работать или спать».
Однако плох тот хозяин, который не в курсе, чего там рабы-повара в пироги насовали.
Потому вот его собственный рецепт.
По сути сырник, но в переводе этот libum значится как пирог.
Но какой же пирог просто печёное тесто - без начинки или хотя бы какой-нибудь присыпки?
Зато рецепт дан с полным знанием дела.
Сначала берётся творог:
«Пирог для жертвоприношения делай таким образом: два фунта творогу хорошенько разотри в кадушке».
Фунт это примерно 327 г.
«Хорошенько растёрши, положи туда фунт муки из siligo или, если хочешь, чтоб тесто было нежнее, полфунта белой муки лучшего помола, и хорошенько перемешай её с творогом».
Мука у римлян бывала разных сортов.
Высшего сорта - та самая дорогая нежная, которой по Катону достаточно и полфунта.
Siligo по-нашему мука первого сорта - лёгкая, пористая, белая.
Раздача хлебов из такой муки от имени политика, ищущего популярности у плебса:
Имелся и второй сорт муки (или третий?) - triticum.
Такая мука стоила вдвое дешевле, чем siligo, и была грубой, тяжёлой, желтоватой.
Для подношения богам не очень годилась.
Творог+мука - ещё что добавить?
«Положи туда одно яйцо и хорошенько перемешай всё вместе.
Сделай из этого хлеб, положи его на лавровые листья и пеки потихоньку на горячем очаге под глиняной крышкой».
В печку, в печку его:
Вот и всё!
Печки у римлян были самые разные.
Домашний римский очаг, чудом сохранившийся и отреставрированный:
А это специальная печь для хлебной выпечки, тоже подлинная:
Форма хлеба у римлян была своеобразная - круглая с глубокими крестообразными надрезами, чтобы легко было потом разломить на части.
Это подлинный римский хлеб, очень типичный.
Он обуглился во время знаменитого извержения Везувия, которое погубило Помпеи.
И древний серп, не изменившийся за тысячелетия вплоть до появления на гербе СССР:
Жертвенный сырник делался в форме лепёшки.
Но вот ничего у Катона не сказано о том, что тесто надо бы подсолить.
Подразумевалось само собой?
Зато есть пожелание:
«Можно подбавить четверть фунта мёду».
Вот теперь получается самый настоящий сырник.
Почти как теперешние.
Может удивить, что такой простой пирог-сырник предназначался для жертвоприношения.
Ведь со школьных времён сложились у нас представления о кровавых античных жертвах-закланиях разнообразных животных:
И даже человеческие жертвы бывали.
Как жертвоприношение гомеровой Ифигении, которое только чудом не состоялось.
Артемида - жертва была предназначена ей - в последний момент заменила девушку ланью; на этой фреске богиня тащит эту лань сквозь облака к месту действия:
Жертвоприношение!
Рисуются картины крови на алтаре среди воплей, мычания испуганных животных и клубов жертвенного дыма.
Животных ведут на заклание:
Такое представление не вполне верно.
Разумеется, приношение в жертву животных широко практиковалось.
Но это было дорогостоящее удовольствие, возможное не всегда и не всем доступное.
Оно было обязательным для важных общественных церемоний.
В частной же жизни люди, особенно небогатые, куда чаще приносили в жертву богам совсем другие продукты.
Боги не брезговали ничем!
В ход шли молоко, плоды, оливковое масло, мёд, вино.
Вот римлянин совершает ритуальное жертвенное возлияние в храме (где краем тоги надо было обязательно покрыть голову).
Блюдечко у него в руках совсем небольшое:
А здесь готовы жертвы смешанного рода - и животное приведено к алтарю, и блюдо печенья доставлено:
Да, в жертву богам годилась и каша, и печенье, и такие сырники, печь которые учит Катон.
Жертвенные продукты приносили в храм, где часть их с подобающими церемониями сжигалась - это вам, боги, кушайте на здоровье!
Прочее торжественно съедалось жрецами и самими жертвователями.
Взамен боги обеспечивали очищение от преступления (явно не за один сырник) или начинали оказывать личное покровительство:
Дары-жертвы несли в храм ещё и как благодарность - за спасение от какой-то беды или за выздоровление от болезни.
Вот за избавление от каких-нибудь прыщей или поноса и следовало испечь сырный либум, благоговейно пообщаться в храме с божеством.
А заодно и самому подкрепиться.
Практично!
А уж Катон был практичен образцово.
Бережлив не на словах.
Будучи претором, отказался от свиты и повозки - пешком ходил.
Правда, трястись в повозке по образцовым римским дорогом было удовольствием небольшим:
Боролся Катон и с привычным подкупом избирателей.
Его обожали и считали образцом.
Но многие недолюбивали за принципиальность.
Даже в суд на него подавали около 50 раз - но он не проиграл ни одного дела.
Потому что в самом деле делал то и так, что и как говорил.
Не более.
«Лишнее всегда дорого».