Прекрасная Незнакомка Блока дышала "духами и туманами".
Она истинное дитя эпохи.
Ведь в начале ХХ века парфюмерия переживала настоящий бум.
Духами дышали все.
Душились тогда много, разнообразно и крепко.
Ореол ароматов окружал не только саму даму, но и всё, что ей принадлежало, всё, к чему она прикасалась - письма, книги, шали, перчатки, меха.
Героиня Надежды Тэффи мадам Лазенская ничуть на Незнакомку Блока не похожа.
Однако и эта очень оригинальная дама - фанатка ароматов.
Мадам Лазенская была немолода, наружность имела самую скромную.
Дама вот в таком роде:
Почти все небольшие средства, которые у неё имелись, мадам Лазенская тратила на душистые очарования.
Её квартирная хозяйка удивляется:
"- К вам в комнату войдёшь - как палкой по носу. И банки, и склянки, и флаконы, и одеколоны - настоящая обсерватория".
Впрочем, такая «обсерватория» в те годы не редкость - флаконы духов имелись на каждом дамском туалетном столике.
Весьма известный столик красавицы Генриетты Гиршман:
Духи скромницы Зинаиды Серебряковой:
Духи томной соблазнительницы:
Заметьте, флаконы были тогда весьма объёмистые:
Не просто объёмистые, но и удивительно красивые.
Как эти, дизайна знаменитого Лалика:
То есть производители духов процветали и старались перещеголять друг друга.
Но мадам Лазенская не просто банальный потребитель того, что продавали парфюмеры в далёком от нас 1910 году.
Она настоящий поэт и знаток ароматов:
"- Женщина должна благоухать. Тонкие духи действуют на сердце... Я люблю тонкие духи! Нужно понимать.
Вервена - запах лёгкий и сладкий; амбр-рояль - густой".
Мадам Лазенская не ограничивается готовыми духами, она сама их творит.
На свой вкус:
"- Возьмите две капельки амбре, одну капельку вервены и получите дух настоящий... земной и небесный.
А то возьмите основной дух Трефль инкарнат, пряный, точно с корицей, да в него на три капли одну белого ириса... С ума сойдёте!"
Вот такие рецепты благоухания.
То есть эта героиня Тэффи не просто наслаждается готовой продукцией.
Она сама составляет парфюмерные композиции по своему разумению.
Вот что было неожиданно и ново!
И очень современно.
Ведь именно в начале ХХ века появились ароматы, каких раньше никогда не бывало .
До того многие века человек пытался просто сохранить чарующие запахи природы.
Старинные духи - эфирные масла и эссенции - должны были благоухать цветами.
Например, гвоздикой - символом чистой и преданной любви:
Или розой, символом любви страстной:
В прозаичную буржуазную эпоху, как и во времена Шекспира, духи были a liquid prisoner pent in walls of glass.
То есть они "жидкий узник, заточённый в стеклянных стенах" флакона.
Этот сонет Барда Маршак перевёл достаточно верно:
И только аромат цветущих роз -
Летучий пленник, запертый в стекле, -
Напоминает в стужу и мороз
О том, что лето было на земле.
К локальным цветочным ароматам люди так привыкли, что ничего иного и представить не могли:
Духи и одеколон цветочные.
А какие же ещё?
Вот такие:
В России - вплоть до триумфов в России Анри Брокара, по-русски Генриха Афанасьевича Брокара.
Это был московский владыка ароматов. Парфюмерный магнат.
Вот его бюст работы выдающегося скульптора Анны Голубкиной:
Именно Брокар в 1864 году наладил выпуск знаменитого тройного одеколона по старинному французскому рецепту.
Витрина Брокара:
Считается, тройным одеколоном душился ещё сам Наполеон.
А ещё мазал им свои царапины и прыщики.
Многие теперь находят тройной одеколон вульгарным:
А ведь это настоящий шедевр.
Классика!
Это 64% чистейший спирт плюс целый букет натуральных ароматов: шалфей, мускат, герань, кориандр, лаванда, нероли, лимон и бергамот.
Столько составляющих - почему же он всего-навсего тройной?
По одной версии, первоначально (при Наполеоне?) использовали лишь три эфирных масла - бергамот, лимон и нероли.
Однако на деле всё иначе.
Вся душистая продукция была (и есть) четырёх родов.
Вот старинный прейскурант:
Итак, просто одеколон - одинарный - содержал 4-6% ароматических веществ.
Двойной одеколон был уже более пахуч и стоек - 7-12% эфирных масел. Сейчас это называется туалетная вода.
Наш тройной - 12-20% ароматов. То есть теперь это называется парфюмерная вода, не одеколон, а о де парфюм.
И наконец то, в чём больше 20 % ароматических веществ, уже духи или парфюм.
Как видим, продавался даже весовой одеколон в больших флаконах по фунту (русский фунт - 0,4095 кг).
Дома можно было из такой бутыли перелить одеколон в более изящный флакон:
В советское время выдающийся менеджер Полина Жемчужина возглавила ТЭЖЭ.
То есть трест эфиро-жировых эссенций.
Название малопоэтическое, а продукция наоборот, впечатляющая.
В ТЭЖЭ вошла и бывш. фабрика Брокара (это Новая заря, причём название одобрено самим Брокаром).
Лучшие марки продукции Брокара выжили и получили широчайшую популярность в массах:
Хотя часто и фигурировали под новыми названиями ("Любимый букет императрицы" стал "Красной Москвой").
Итак, очень долго вся парфюмерная продукция обещала покупателям, что они будут благоухать каким-то милым знакомым цветком.
Да, уже в те незапамятные времена существовало и земляничное мыло, и духи "Персидская сирень", и "Гелиотроп", и "Гвоздика" (считалось, что этот одеколон отлично отпугивает комаров), и "Ландыш" (к ландышу ещё вернёмся!)
Продукция ТЭЖЭ традиционной цветочной линейки, унаследованной от Брокара.
Включая Трефль, о котором говорила мадам Лазенская:
Из цветочных ароматов каждая из дочерей последнего русского императора выбрала один, самый любимый (записав признание в одной семейной анкете).
Вот эти девочки:
Любимые их духи в соответствии с фотографией.
Слева направо, от старшей к младшей: Ольга - «Чайная роза», Татьяна - «Корсиканский жасмин», Мария - «Пурпурная лилия», Анастасия - «Пурпурная фиалка».
А чеховская Ариадна вечно благоухала иланг-илангом...
Да ведь ещё у Гоголя дамы на балу в "Мёртвых душах" были надушены в том же цветочном стиле!
"Одна дышала розами, от другой несло весной и фиалками, третья была насквозь продушена резедой":
Но вот в начале ХХ века Франсуа Коти, этот "Наполеон парфюмерии", совершает настоящую революцию.
Вот этот король чарующих запахов:
Коти дерзко смешал несколько вполне традиционных парфюмерных составляющих, чтобы получить новые ароматы.
Абсолютно не похожие ни на какие существующие в природе запахи.
Ни на какие цветочные отдушки.
"Любимый букет императрицы"/"Красная Москва" Брокара, кстати, тоже не цветочный, а совершенно оригинальный аромат, который не спутать ни с каким иным.
В 1905 году у Коти "выстреливает" новинка - "Ориган":
Это сложносочиненый шедевр: мандарин, кориандр, перец, персик, роза, иланг-иланг, жасмин, фиалка, сандал, ваниль, ладан, жасмин, мускус.
И вдобавок искусственный кумарин, пахнущий сеном.
Вот сколько всего!
Получился терпковатый, пьянящий, обольстительный аромат для роковых женщин Прекрасной эпохи:
Для Незнакомки Блока?
1917 год - новая сенсация - "Шипр":
Да, этот скромный трудяга советских парикмахерских начинал как супермодная новинка.
Это позже он стал вот таким привычным простофилей:
Аромат шипра Коти включал дубовый мох, пачули и бергамот (а шипровые духи могут быть вообще с любым цитрусом).
Самое неожиданное, что этот аромат предназначался для дам!
Одновременно чувственный и холодноватый, без капли слащавости - это был аромат для дам с загадкой:
Пожалуй, именно он Незнакомке подходит больше всего!
Однако вернёмся к героине Тэффи, мадам Лазенской.
Страстной любительнице духов, которая в своих парфюмерных фантазиях шла путём Коти и Герлена.
Когда она обещала своей квартирной хозяйке, что та с ума сойдёт от восторга, обоняя её душистые произведения, та резонно заметила:
"- Зачем с ума сходить. Я лучше схожу к Ралле, куплю цветочный одеколон".
Цветочный одеколон Ралле:
Ралле - это именитая петербургская парфюмерная фирма, сотрудник которой Эрнест Бо - будущий создатель Шанель №5.
Такие одеколоны - рубль за флакон - были славой и самым популярным продуктом фирмы Ралле:
"Нильская лилия", "Анютины глазки", "Царский вереск", "Русская фиалка"...
Но мадам Лазенская не сдавалась, продолжала фантазировать:
"- Или возьмите нежную Икзору, а к ней подлейте одну каплю тяжёлого Фужеру...
- Я всяко ж больше люблю ландыш, - отрезала хозяйка".
"Ландыш серебристый", тот самый?
Любопытна реакция знатока духов мадам Лазенской:
"- Вы любите ландыш?... Ах, Боже мой! Да вас засмеют! Хю-хю-хю! Ландыш! Пошлость какая!"
То есть над бедным ландышем посмеивались уже 100 лет назад!
Советский "Ландыш серебристый" тоже предмет вечной иронии.
Хотя ландыш один из самых старинных и самых любимых цветочных ароматов:
Впрочем, в разных вариациях ему ещё жить и жить.
Яркий взрыв интереса к ландышевым ароматам возник в мире в 1950-х, одновременно с триумфом кутюрье Кристиана Диора.
Ландыш был его любимым цветком и любимым ароматом.
Именно ландыш олицетворял для Диора женственность, свежесть и утончённую элегантность.
Неудивительно, что возникла целая линейка ландышевых духов от Диора:
В дизайне Диор тоже часто вдохновлялся любимым цветком.
Его знаменитое творение (теперь в музее):
Чудесная драгоценная деталь - ландыши:
В СССР на волне мировой моды очень быстро, в середине 1950-х, появилась мегапопулярная песня про ландыши.
И ленинградские духи «Ландыш серебристый»:
Так парфюмы, становясь всё сложнее и многообразнее, сделались не только милым дополнением к наряду.
И не только средством обольщения.
Они сделались настоящей страстью для многих:
Одна из первых жертв этой страсти - смешная мадам Лазенская из рассказа Тэффи.
Вообще-то жизнь мадам была скудна и сера, полна горечи и неприятностей.
Но флаконы с дивными ароматами примиряли её со всеми бедами.
Такие красивые, заключающие в себе настоящее волшебство:
"Потом, когда слёзы её иссякли и чувство острой обиды притупилось, она встала, подошла к комоду и выдвинув верхний ящик, вытащила завёрнутый в шёлковую тряпочку флакон.
Она осторожно вынула пробку и медленно потянула носом вперёд, вдыхая содержимое вздрагивающими ноздрями.
Затем снова заботливо завернула флакон и тихо и ласково, словно спелёнутого ребёнка, уложила его на прежнее место".