ЧЕХОВ ПОД ГРАДУСОМ

Apr 22, 2022 22:07



Это не о водке.
О физиологии творчества.
В прямом смысле физиологии.

Впрочем, и о водке тоже.



16 апреля 1949 года Иван Бунин писал своему другу, писателю:

"Любезный Собрат, советую Вам избегать спиртных напитков - это доставит вам нравственное удовлетворение, кроме того, избавит Вас от понижения Вашей телесной температуры.

Вы, вероятно, знаете, что алкоголь понижает её, а меж тем для писателя нужно, кажется, даже некоторое повышение её".

Странные были, конечно, у Бунина медицинские воззрения.
Питьё спиртного температуру ничуть не снижает.
Напротив, это известное средство "для сугреву". И для повышения кровяного давления.
Потому у пьющих быстро краснеет лицо и в особенности нос:



А вот при горячке (так в старину называли повышенную температуру) растирание кожи водкой с уксусом и последующее её "овевание веером" доктора советовали.
И это в самом деле работало.

Но Бунин был свято убеждён в том, что и алкоголь, принятый внутрь,  снижает температуру.

А для творчестве необходима - тоже по его уверениям - температура повышенная.
Творческий жар!

Он даже пример привёл:
"Мне эта мысль не раз приходила в голову насчёт Чехова, - у него, чахоточного, с конца его двадцатых годов, должно быть, всегда было за 37 делений - иначе он не написал бы так рано (по его возрасту) столь взрослых и замечательных штук, как "Скучная история", "Палата №6" и т.д."

Ищет Бунин и другие примеры :
«Так было и с чахоточной Катериной Мансфильд - и со многими другими».

Высокая температура как чудесное средство  повысить и творческий тонус опробовано Буниным на себе:

«А всё это я клоню к тому, что в тот день, когда обозначилась моя болезнь и температура была у меня уже около 38, я с удивительной лёгкостью, почти без единой помарки и с какой-то бесовской лёгкостью вдруг стал писать стишки, из коих послал Вам штук пять и, думаю, мог написать их так же легко хоть сотню".

Какой простой секрет!
Заболел - и нахлынуло вдохновение.

Но "взрослость" совсем нестарого Чехова вряд ли объясняется именно показаниями градусника и недомоганием.
Это просто талант.

А своеобразный минорный тон его зрелых вещей вызван ещё и осознанием своей болезни.
Ведь Чехов был дипломированным врачом.

Думаю, болезнь всё-таки влияла. Подспудно.
Ведь от природы Чехов был  человеком общительным, стойким, с  безотказным чувством юмора.
«Распускать мерехлюндию» не любил.
Шутил до последних минут.

Обычно в школьных учебниках классики изображены с самыми постными физиономиями.
А вот какой полный самоиронии портрет позднего Чехова с лихими усами:



Но болезнь не отступала.
Сказывалась.

Туберкулёзными больными часто овладевает ощущение безнадежности, неуклонно и неовратимо убывающих сил.

А в старину печальный финал больног чахоткой был предрешён.

В символических картинах это изображалось так:



В лирических так:



В жизни всё  было прозаичнее и труднее.

Ещё один поздний портрет Чехова.
Уже похудевшего, бессильно откинувшегося на подушки.
С яркими чахоточными пятнами на щеках:



Мучительное сознание того, что жизнь уходит, пронзительно и точно - день за днём - запечатлено в нашумевшем некогда дневнике Марии Башкирцевой (1858 - 1884).
Девушки  очень талантливой и честолюбивой:



Мария ещё одна жертва безжалостной чахотки.
От которой в её (и Чехова) время излечиться было почти нереально.

Однако Чехову всё-таки очень не нравилось, когда его называли певцом сумерек и тоски.
Свои пьесы «Чайка» и «Вишнёвый сад» он упорно считал вполне себе весёлыми комедиями.
И сетовал, что в сценические версии этих пьес Алексеев (К.С. Станиславский) напустил сверх меры нытья - и  замедлил действие настолько, что автор даже грозился выбросить из "Чайки" последний акт.

Вот «Вишнёвый сад» в МХТ, «комедия в четырёх действиях».
Все плачут:



И снова плачут:



Только вот тут, на общем фото из «Чайки», все не плаксивые, а разные.
И очаровательно улыбается Ольга Леонардовна Книппер.

Чехов так любил её жизнерадостный нрав:



А "чахоточная Катерина Мансфильд" из письма Бунина - это Кэтрин Мэнсфилд (1888 - 1923г.г.)

Прекрасная писательница родом из Новой Зеландии.
Автор известных книг "Гнездо голубки" и "Что-то детское":



Талантливая «Катерина» вела бурную богемную жизнь в Европе.
Однако туберкулёз терзал её.

Она пыталась лечиться самыми невероятными методами - тогда не было термина "альтернативная медицина", но само явление существовало.
Например, Мэнсфилд подвергала воздействию рентгеновских лучей свою  селезёнку (был такой странный способ борьбы с туберкулёзом лёгких - бесполезный, разумеется).

Ничего не помогло, силы уходили:



Болезнь рано свёла Кэтрин Мэнсфилд  в могилу.

По странному родству души и судьбы писательница одной из первых - первых вне России -  оценила гений Чехова.

Мэнсфилд восхищалась Чеховым, подпала под его влияние - и стала большим мастером психологической новеллы.

Это было первое поколение людей Запада, зачарованных Чеховым.

Но скоро будет у Беккета: "Входит Владимир"...

туберкулёз, Кэтрин Мэнсфилд, секреты творчества, Антон Чехов, алкоголь, Иван Бунин

Previous post Next post
Up