Именно так всегда писали в старых романах.
Это о женщине, которая некогда была молода (возможно, красива, возможно, нет - с годами разобрать трудно).
А вот теперь уже …
Когда же начиналось это «теперь уже»?
И что было потом?
Бальзак надолго определил этот роковой рубеж в своём романе «Тридцатилетняя женщина».
«Тридцать лет - бабий век?»
Прощай, красота? Прощай, любовь?
Неужели тридцать лет это осень жизни?
Вот такая пышная, но всё же грустная:
Сами названия частей романа Бальзак настраивают на депрессивный лад.
«Первые ошибки», «Неслыханные страдания», «Перст Божий», «Старость виновной матери» и т.д.
Эйджизм на марше.
Поскольку уловки тогдашней косметологии были примитивны, а пластической хирургии не существовало вовсе, тридцатилетняя женщина в глазах света проигрывала 16-летней красотке вчистую.
Или такой вот юный наивный бутончик:
Или эти много повидавшие глаза:
Или этот второй подбородок:
"Грустно, девицы", - ледяным голосом сказал Остап".
К середине ХIХ века, кажется, дата вылета дамы с арены светского ажиотажа чуть-чуть отодвинулась.
Очень когда-то читаемый писатель П. Боборыкин вспоминал о казанской губернаторше А.Д.Баратынской:
«Тогда она уже повернула за роковой для красавицы предел сорокалетия, но всё ещё считалась красавицей, держала себя на приёмах с большими «тонами» и принимала «в перчатках».
Это Анна Баратынская, и ей тут как раз за 40:
Роковой предел!
Значило ли это, что всё кончено, что жизнь сердца позади?
Что женщина с головой погружалась в хозяйство, считалась безнадежно пожилой?
Заводила сорок кошек - «и обновила наконец на вате шлафор и чепец»?
Становилась вот такой:
Да вовсе нет!
Просто удивительно, насколько тогдашние женщины «в годах» одевались причудливее и веселее теперешних.
Конечно, если они вдовели, траур в течение года им приходилось выдерживать.
Но и тот выглядел вполне изящно.
Императрица Мария Фёдоровна в трауре по мужу, Павлу I:
В остальных случаях жизнерадостное кокетство и нарядность никуда не девались даже у почтенных матрон.
Аристократки преспокойно носили декольте и совершенно «молодёжные» вечерние платья.
Вот княгиня Софья Радзивилл, известная светская львица.
Тут уж нельзя было обойтись дежурным упоминанием былой красоты - надо было сказать "со следами БОЛЬШОЙ былой красоты".
Княгине здесь 60 лет:
Вполне себе знойная женщина, мечта поэта.
Но дамы элегантного возраста, хоть и носили ради приличия декольте (вечером иначе было нельзя), всё же держались без особых претензий на эротичность:
Даже если декольте о-о-очень глубокое, это не призыв, а дань этикету:
Да, взрослые дамы и романы заводили, и замуж выходили не по одному разу - но романтическими героинями литературы уже не были.
Заметили?
Классические влюблённые литературы XIX века молоды.
Мужчин, кстати, это тоже касалось.
Вот такой вполне респектабельный и симпатичный господин в сером пальтеце всё же на роль героя-любовника уже не годился:
Такой и подавно:
Этот джентльмен - тем более:
Как видим, мужчины одеты без всякой фантазии и разнообразия.
В нечто немаркое, неброское, практичное и стандартное.
Зато дамы не уставали себя принаряжать до глубокой старости:
Что же у них шло в ход? Милое, но приличное?
Когда фигура расплылась или наоборот, отощала и утратила гибкость, акцент - как теперь говорят стилисты - целиком переносился на лицо, плечи и руки.
Зато дорогих украшений в этом возрасте можно было надеть на себя сколько душе угодно.
Галантный XVIII век:
Или вот так, веком позже. Очень много!
Всё, что есть в фамильной шкатулке:
Подобное позволялось именно зрелой даме.
Девицы должны были олицетворять скромность и надевать минимум драгоценностей:
Итак, взрослым дамам с драгоценностями можно было не церемониться и смело пускать их в дело.
Ещё считалось, что светлые тона и масса кружев чрезвычайно освежают лицо дамы, если она заступила за намеченный Бальзаком рубеж.
Потому и нужно на голову надеть всё самое светлое и нарядное. Отвлечь от несовершенств фигуры.
Вот всегда закутанная в воздушные белоснежные оборки княгиня Татьяна Потёмкина.
Очень заметная дама - владелица крымского имения Артек (того самого) и щедрая благотворительница.
Её здоровье с детства считалось крайне хрупким, просто на грани гибели и смертельной чахотки.
Что не помешало ей прожить вполне солидные для тех времён 72 года.
Здесь княгине лет 40, и она буквально растворяется в нежнейших бело-розовых шелках и тюлях:
Розовый ничуть не прерогатива юности (а вместо сорока кошек дама обычно заводила собачку):
Но главное, чтобы чепец был как можно наряднее.
Ни в коем случае не скупиться на батист, ленты и кружева!
Бант может быть любого размера - чем больше, тем лучше:
Вообще всего должно быть много:
Хорошо, если среди кружев дружными букетиками произрастают милые цветы.
Розы даме всегда к лицу:
А тут розы и нарциссы вперемешку с пушистыми пёрышками:
Даже весьма свирепые дамы выглядывали из пышного облака кружев:
Или эта строгая особа в нежном кружевном нимбе:
Ряды белоснежных рюшей и атласный голубой бант на беззубой даме:
Кокетливые полосатые банты на госпож почтенного возраста:
Серебристая седина очень хорошо смотрится с белым платьем, кружевами и оборками.
Не одним же девушкам носить белые платьица:
Но не только пышные и вычурные чепцы носили возрастные дамы.
Шляпки их тоже были кокетливы:
Шляпки были предельно нежны и изящны.
Дамы хотели выглядеть почти неземными созданиями.
"Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой":
Была у взрослых дам и монополия на броские головные уборы колоссальных размеров.
Тюрбаны, береты.
Они полагались только замужним.
И дамы бальзаковского возраста радостно пользовались возможностью проявить свою фантазию.
Такие чудо-береты юные не надевали.
Это отрада уже отпивших из чаши жизни:
Грандиозный головной убор и блеск драгоценностей - вот беспроигрышный рецепт великолепия:
Чем ярче, тем эффектнее.
Хотя и неземная воздушность тоже необходима :
Но что всё дамы да дамы!
Вот и русская крестьянка - или мещанка:
Если старость не радость, то совсем и не тоска зелёная, не правда ли.
Можно было, конечно, и не надевать берет размером с колесо.
Достаточно чуть подкраситься и быть всегда весёлой:
Любопытно, что старинная привычка пожилых леди смело наряжаться жива до сих пор.
Смело декольтироваться!
Надевать много драгоценностей!
Носить яркое и очень яркое!
Это традиция коронованных особ.
Королева Дании Маргрете II, одна из самых стильных великосветских дам нашего времени:
И, конечно, неувядаемый эталон того, как и за 90 можно одеваться корректно, удобно и нескучно:
Всё по Шанель:
«Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте».