СО СЛЕДАМИ БЫЛОЙ КРАСОТЫ

Nov 24, 2021 22:44



Именно так всегда писали в старых романах.
Это о женщине, которая некогда была молода (возможно, красива, возможно, нет - с годами разобрать трудно).

А вот теперь уже …

Когда же начиналось это «теперь уже»?
И что было потом?


Бальзак надолго определил этот роковой рубеж в своём романе «Тридцатилетняя женщина».

«Тридцать лет - бабий век?»
Прощай, красота? Прощай, любовь?

Неужели тридцать лет это осень жизни?
Вот такая пышная, но всё же грустная:



Сами названия частей романа Бальзак настраивают на депрессивный лад.
«Первые ошибки», «Неслыханные страдания», «Перст Божий», «Старость виновной матери» и т.д.
Эйджизм на марше.

Поскольку уловки тогдашней косметологии  были примитивны, а пластической хирургии не существовало вовсе, тридцатилетняя женщина в глазах света проигрывала 16-летней красотке вчистую.

Или такой вот юный наивный бутончик:



Или эти много повидавшие глаза:



Или этот второй подбородок:



"Грустно, девицы", - ледяным голосом сказал Остап".

К середине ХIХ века, кажется, дата вылета дамы с арены светского ажиотажа чуть-чуть  отодвинулась.

Очень когда-то читаемый писатель П. Боборыкин вспоминал о казанской губернаторше А.Д.Баратынской:

«Тогда она уже повернула за роковой для красавицы предел сорокалетия, но всё ещё считалась красавицей, держала себя на приёмах с большими «тонами» и принимала «в перчатках».

Это Анна Баратынская, и ей тут как раз за 40:



Роковой предел!

Значило ли это, что всё кончено, что жизнь сердца позади?

Что  женщина с головой погружалась в хозяйство, считалась безнадежно пожилой?
Заводила сорок кошек - «и обновила наконец на вате шлафор и чепец»?
Становилась вот такой:



Да вовсе нет!

Просто удивительно, насколько тогдашние женщины «в годах» одевались причудливее и веселее теперешних.

Конечно, если они вдовели, траур в течение года им приходилось выдерживать.
Но и тот выглядел вполне изящно.

Императрица Мария Фёдоровна в трауре по мужу, Павлу I:



В остальных случаях жизнерадостное кокетство и нарядность никуда не девались даже у почтенных матрон.

Аристократки преспокойно носили декольте и совершенно «молодёжные» вечерние платья.

Вот княгиня Софья Радзивилл, известная светская львица.
Тут уж нельзя было обойтись дежурным упоминанием былой красоты - надо было сказать "со следами БОЛЬШОЙ былой красоты".

Княгине здесь 60 лет:



Вполне себе знойная женщина, мечта поэта.

Но дамы элегантного возраста, хоть и носили ради приличия декольте (вечером иначе было нельзя), всё же держались без особых претензий на эротичность:



Даже если декольте о-о-очень глубокое, это не призыв, а дань этикету:



Да, взрослые дамы и романы заводили, и замуж выходили не по одному разу -  но романтическими героинями литературы уже не были.
Заметили?

Классические влюблённые литературы XIX века молоды.

Мужчин, кстати, это тоже касалось.
Вот такой вполне респектабельный и симпатичный господин в сером пальтеце всё же на роль героя-любовника уже не годился:



Такой и подавно:



Этот джентльмен - тем более:



Как видим, мужчины одеты без всякой фантазии и разнообразия.
В нечто немаркое, неброское, практичное и стандартное.

Зато дамы не уставали себя принаряжать до глубокой старости:



Что же у них шло в ход? Милое, но приличное?

Когда фигура расплылась или наоборот, отощала и утратила гибкость, акцент - как теперь говорят стилисты - целиком переносился на лицо, плечи и руки.

Зато дорогих украшений в этом возрасте можно было надеть на себя сколько душе угодно.
Галантный XVIII век:



Или вот так, веком позже. Очень много!
Всё, что есть в фамильной шкатулке:



Подобное позволялось именно зрелой даме.
Девицы должны были олицетворять скромность и надевать минимум драгоценностей:



Итак, взрослым дамам с драгоценностями можно было не церемониться и смело пускать их в дело.

Ещё считалось, что светлые тона и масса кружев чрезвычайно освежают лицо дамы, если она  заступила за намеченный Бальзаком рубеж.

Потому и нужно на голову надеть всё самое светлое и нарядное. Отвлечь от несовершенств фигуры.

Вот всегда закутанная в воздушные белоснежные оборки княгиня Татьяна Потёмкина.
Очень заметная дама - владелица крымского имения Артек (того самого) и щедрая благотворительница.
Её здоровье с детства считалось крайне хрупким, просто на грани гибели и смертельной чахотки.
Что не помешало ей прожить вполне солидные для тех времён 72 года.

Здесь княгине лет 40, и она буквально растворяется в нежнейших бело-розовых шелках и тюлях:



Розовый ничуть не прерогатива юности (а вместо сорока кошек дама обычно заводила собачку):



Но главное, чтобы чепец был как можно наряднее.
Ни в коем случае не скупиться на батист, ленты и кружева!

Бант может быть любого размера - чем больше, тем лучше:



Вообще всего должно быть много:



Хорошо, если среди кружев дружными букетиками произрастают милые цветы.
Розы даме всегда к лицу:



А тут розы и нарциссы вперемешку с пушистыми пёрышками:



Даже весьма свирепые дамы выглядывали из пышного облака кружев:



Или эта строгая особа в нежном кружевном нимбе:



Ряды белоснежных рюшей и атласный голубой бант на беззубой даме:



Кокетливые полосатые банты на госпож почтенного возраста:



Серебристая седина очень хорошо смотрится с белым платьем, кружевами и оборками.
Не одним же девушкам носить белые платьица:



Но не только пышные и вычурные чепцы носили возрастные дамы.
Шляпки их тоже были кокетливы:



Шляпки были предельно нежны и изящны.
Дамы хотели выглядеть почти неземными созданиями.

"Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой":



Была у взрослых дам и монополия на броские головные уборы колоссальных размеров.
Тюрбаны, береты.
Они полагались только замужним.
И дамы бальзаковского возраста радостно пользовались возможностью проявить свою фантазию.

Такие чудо-береты юные не надевали.
Это отрада уже отпивших из чаши жизни:



Грандиозный головной убор и блеск драгоценностей - вот беспроигрышный рецепт великолепия:



Чем ярче, тем  эффектнее.
Хотя и неземная воздушность тоже необходима :



Но что всё дамы да дамы!
Вот и русская крестьянка - или мещанка:



Если старость не радость, то совсем и не тоска зелёная, не правда ли.

Можно было, конечно, и не надевать берет размером с колесо.
Достаточно чуть подкраситься и быть всегда весёлой:



Любопытно, что старинная привычка пожилых леди смело наряжаться жива до сих пор.
Смело декольтироваться!
Надевать много драгоценностей!
Носить яркое и очень яркое!

Это традиция коронованных особ.
Королева Дании Маргрете II, одна из самых стильных великосветских дам нашего времени:



И, конечно, неувядаемый эталон того, как и за 90 можно одеваться корректно, удобно и нескучно:



Всё по Шанель:
«Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте».

чепчик, эйджизм, женщина и возраст, Елизавета II, драгоценности, история моды

Previous post Next post
Up