Сюрприз тут простой - это картина так называется.
Франсуа Буше (1702-1770), «Сюрприз»:
Кто-то может объяснить, что тут, на картине, происходит?
Где сюрприз?
Я не знаю.
Искусствоведы осторожно уклоняются от всякой трактовки того, что тут творится - «сюжет картины неясен».
Написал эту странную вещь любимый художник знаменитой фаворитки Людовика XV, маркизы Помпадур.
Она обожала такие вот нарядные и легкомысленные вещи с эротическим подтекстом.
Это именно она говорила «после нас хоть потоп» - и всячески поощряла веселье, расточительность и «опасные связи».
Буше нравился ей как никакой другой художник.
Она даже выбила ему звание "Первый художник короля" и квартиру прямо в Лувре.
Буше создал несколько эффектных портретов маркизы.
Глядя на них, совершенно невозможно вообразить живого человека - подобно художнику Тюбику из «Незнайки», глаза дамам Буше изображал гораздо больше, чем они бывают в природе и способны уместиться в глазницах, а ножки - много меньше тех, на которых можно ходить:
Однако дамам такое обычно нравится.
Ещё Буше написал массу игривых сценок.
«Сюрприз» как раз из таких.
Сценки эти в диапазоне от томно-умильных до почти похабных.
Однако ничего типичного для Буше «такого» почти нет в «Сюрпризе» - разве что дама искусно и аккуратно причёсана, но в исподнем.
Все три изображённые фигуры пребывают в бурном, но непонятном движении - потому что лица всех троих вполне спокойны.
Дама очень рассеянно и сонно взирает на девочку.
Девочке на вид лет 50.
Карлица? Вряд ли.
Буше, самый беспечный и «рококошный» из художников рококо, избегал немолодых лиц и любых телесных аномалий.
Зато он славился изображениями детишек, чем безбожно злоупотреблял - вот, например, какую соорудил гирлянду из путти:
В «Сюрпризе» девочка явно не удалась.
Но, возможно, этот старообразный ребёнок сообщает даме, что между кроватью и стенкой втёрся некий рыжий молодой человек? И компрометирует?
Это он сюрприз, что ли?
Не похоже.
Дама явно так не считает. Ноль внимания на него.
Сам молодой человек тоже не бросился бежать, застигнутый врасплох. Он преспокойно высунулся из-за портьеры и взирает на даму с самым деловым видом.
В общем, странная картина.
Меня же тут пленило одно действующее лицо. Самое симпатичное и естественно себя ведущее.
Котик этот с обгрызенным хвостом.
Он далеко не красавец.
Но сколько же в его много повидавшей физиономии кротости и печали!
И читаются в его тусклых глазах невесёлые мысли: «Что за халтурщик этот ваш Буше… Что за вздор на этой картине… Как грустна и быстротечна жизнь...»