... то нарисовал Михайлов. Вот хрестоматийный рисунок 1827 года Вильгельма Генриха фон Киттлица:
И как бы хотелось развернуть картинку, посмотреть на город с другой стороны. Но эта задача нелегка даже для художника (Вот пример)
Но! Киттлиц-то прибыл в Петропавловский порт на шлюпе "Сенявин" под командой Ф. П. Литке. А в экспедиции был ещё бриг "Моллер", а на "Моллере" тоже прекрасный художник, Павел Николаевич Михайлов. [Spoiler (click to open)]И в Государственном Русском музее есть его рисунки ЗДЕСЬ Михайлов и нарисовал с другой стороны, с Сигнального мыса. (Кликабельно.) Это одна из классических "смотровых площадок", есть зарисовки с этого же места анонимного англичанина в 1855 г. и американца Фредерика Уимпера в 1882 (могу соврать, пишу второпях). Но у Михайлова лучше.
(Картинку уже запостил lot1959, она с сайта Русского музея, которому низкий поклон.) Батарея Сигнального мыса ещё не на скале, где она будет в 1854 году, а у подножья скалы. Мирные пушки, заросшие травой, мирно поедаемой коровами. Идиллия. На этом же месте батарею запечатлела карта, составленная английской экспедицией У. Ф. Бичи. Мы видим не картине памятники Ч. Клерку (деревянный обелиск) и В. Й. Берингу (чугунная колонна, увенчанная ядром, установленная лишь годом раньше). И старую церковь. И балаганы, где сушится юкола, и рыбацкие сети... Готовы услышать голоса чаек и собак, шум волны, шум берёз и учуять запах моря и рыбы. А ведь я буквально по осени сталкивался с художником Павлом Михайловым в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости. Он изображён на картине "Открытие Антарктиды" Василия Нестеренко. Чистая правда, Михайлов участвовал и в экспедиции Лазарева-Беллинсгаузена, нарисовал нам и тропическую фауну, и заморские берега, и портреты русских моряков. И Петропавловскую гавань, за что от нас особая признательность.