Исторический Журнал 20-ти пушечного корвета "Оливуца" за 1853 и 1854 года.

Apr 08, 2023 13:15

(РГАВМФ, Фонд 870, Опись 1, Ед. Хр. 6936 Б, Л. 42-51 об.)
Изображениями страниц поделился Н. В. Манвелов.


Пунктуация, орфография приведены к нынешней грамматике, исправлены явные описки; сохранены особенности написания терминов и географических названий. В квадратных скобках пояснения, примечания.
Некоторые даты сверены по другим источникам:
"Путятин" - Всеподданнейший отчет генерал-адъютанта графа Путятина о плавании отряда военных судов наших в Японию и Китай, 1852 - 1855 год. Морской сборник, 1856, том XXIV, № 10, август. Оф. Сс. 22-104.
"ОЗП" - Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. Том 1. СПб., 1871.

Добавочная книга в 42 листа № 164
Выдана от генерал-адъютанта Путятина на 1853 год на корвет Оливуца для ведения шханечного журнала.

Исторический Журнал 20-ти пушечного корвета "Оливуца" за 1853 и 1854 года.
Октября 17-го дня 1854 года.

Приказом г-на командира Петропавловского порта 1853 года марта 24-го поднят вымпел на 20-типушечном корвете Оливуца.
Марта 31 дня вышли из Авачинской губы.
Корвет имел назначение поступить в состав эскадры генерал-адъютанта Путятина, начальствовавшего экспедициею в Японии.
[Далее]
В инструкции, мне данной, предписано было идти первоначально в порт Гонолюлю (на Овайгских островах) для получения дальнейших приказаний от генерал-адъютанта Путятина.
На переходе от Камчатки к островам Овайгским нас сопровождали большей частию NW-е ветра, дувшие весьма свежо; плавание между 45° и 43° северной широты было особенно трудно, шторм от NW иногда переходил в шторм от SO; при этих резких переменах ветра подымалась самая беспокойная зыбь, продолжавшаяся большею частию около шести часов.
До 11-е апреля ежедневно шел снег, сменявшийся по временам градом, так что команда постоянно занималась очисткою снега с палубы, когда же стоял грот-трисель, то шханечный подветренный борт с орудиями совсем закрывало снегом. В продолжение этих одиннадцати суток камчатские пурги не оставляли нас, термометр под полуютом показывал апреля 1-го дня - 2 ½°, по мере же удаления к югу возвышался постепенно, так что 11-ое апреля в широте 41°23'00" в долготе 0-й, от Гринвича 178°19'00" уже ртуть в термометре под полуютом поднялась до +6°, у меня же в каюте +9°.
Снег, град, по временам совершенный мрак не дозволяли делать астрономических наблюдений до 12 апреля, в этот же день небо прояснилось, сделалось заметно теплее, и мы в первый раз определили долготу по хронометру. В полдень место наше было в широте N 37°25'07" в долготе 0-й от Гринвича 182°27'58".
Апреля 19-го, в первый день пасхи, находились в широте 28° N, здесь мы получили NO пассат, день был уже совершенно летний, термометр показывал +14°.
Апреля 20-го паруса совсем высохли, и затем представилась возможность выстрелить ординарные брам-стеньги и привести корвет в лучший порядок.
Апреля 24-го корвет стал на якорь на Гонолюльском рейде, но войти в самую гавань Гонолюлю нельзя было до 26-го апреля, за свежими ветрами.
Апреля 26-го, зайдя за коралловый риф, защищающий Гонолюльскую гавань, при подъеме флага Овайгского королевства, с корвета был произведен салют крепости двадцати одним выстрелом, на который тотчас получен ответ тем же числом.
В гавани этой мы стояли фертонг [фертоинг] на глубине 5 сажень, имея каждого каната по 45 сажень, соединенных вертлюгом.
Корвет был вооружен в Камчатке, зимою; переход их Петропавловска в Гонолюлю был сделан в апреле м-це в двадцать пять дней; в первые двадцать суток обстоятельства, сопровождавшие плавание, не дозволяли исправить вооружение, в последующие же пять суток обращено было внимание на наружный вид корвета, - к приходу нашему на Овайгские острова стоячий такелаж совсем ослаб.
На другой день по входе в Гонолюлю корвет был совсем разружен. [Не описка: разружен, не "разоружен" и не "разгружен".]
С 28 апреля по 24-е мая занимались поверкою хронометров, конопаченьем, перевооружением и окраскою корвета, выгрузкою всех отделений трюма и потом новою нагрузкою провизии и шхиперских материалов, принятых в Гонолюлю на семь месяцев, и налились водою.
Мая 28 дня его величество король Овайгский Камеамеа III с наследным принцем Лиголиго и министрами посетил корвет.
Его величество Камеамеа III был во фраке и в ленте, наследный принц в сюртуке, присвоенном командующему королевскими войсками; осмотрев корвет и команду, его величеству угодно было видеть артиллерийское учение; это королевское желание было передано мне принцем Лиголиго, ибо Камеамеа III хотя и говорит по-английски, но с иностранцами вступает в разговор только на туземном языке. Желание его величества было тотчас же исполнено. По окончании учения принц Лиголиго выразил пред мною и гг. офицерами корвета удовольствие его величества, в коем между прочим особенно указывал на бодрость и здоровый вид нижних чинов; и в самом деле, с самого выхода на рейд не было ни одного больного на корвете.
С корвета король Камеамеа III переехал на английский фрегат Амфитрида, где были произведены для его величества солдатами ружейные экзерциции. При отъезде его величества были произведены салюты как с корвета, так и с фрегата.
По приходе корвета в Гонолюлю все китоловные суда были уже разошедшись; в зиму с 1852 на 1853 год зимовало в Гонолюлю до 200 китоловных судов. В половине же мая начали заходить суда с переселенцами, одни на пути из Китая в Калифорнию, другие из Калифорнии в Новую Голандию, на судах этих всегда китайцы были в превосходном числе.
Сообщение между Овайгскими островами имеют на шхунах балтиморской постройки, управляемых туземцами; кроме сего, суда с товарами приходят и отходят ежедневно; таким образом движение на рейде беспрестанное, утром обыкновенно входят на рейд, после же полудня выходят.
Для ввода судов на Гонолюльский рейд есть два лоцмана; лоцман, проведя судно чрез бар в гавань, передает его гаванмейстеру, который и определяет якорное место. Предосторожность эта весьма необходима в Гонолюлю, по малой величине гавани и по большому числу судов, ежедневно приходящих и отходящих.
Для наливания водою устроена пристань, к которой проведены водоточные трубы; для перевоза значительных средств имеются плашкоуты; тут же на набережной устроены два адмиралтейских заведения, принадлежащих частным лицам, вообще Гонолюлю в настоящее время есть один из наиболее благоустроенных портов Северо-Восточного океана.
Мая 27-го в час пополудни снялись с якоря и вышли из Гонолюльской гавани. [*В ОЗП явно ошибочно указано 27 апреля.]
Июля 20-го усмотрели острова Бонин-Сима, но заштилели, вошли в порт Лойд только 26 июля. [*ОЗП - 26 июня.] В порте Лойд поверили хронометры, запасли дров на четыре месяца собственными средствами и пополнили водный трюм; в прочее время занимались артиллерийскими, парусными и десантными учениями.
28-го июля [*ОЗП, Путятин - 26 июля] пришел на рейд фрегат "Паллада", на нем находился начальствующий японскою экспедициею генерал-адъютант Путятин.
Июля 27-го генерал-адъютант Путятин переехал на корвет, после чего мы тотчас снялись с якоря и пошли к описи островов Байли, опись продолжалась четверо суток.
1-го августа* корвет возвратился в порт Лойд. [*ОЗП - 30 июля.]
Августа 4-го дня вся эскадра снялась с якоря, августа 10-го стали на якорь в порте Нагасаки. В продолжение переговоров с японским правительством занимались обучением команды действию парусами, артиллериею и на гребных судах. Вследствие этих учений достигли значительной быстроты и правильности во всех работах. К таблице, при сем прилагаемой, показано время от вызова всех наверх до окончательных исполнений маневра.
Отдать и поставить все паруса 3 минут.
Закрепить все паруса 1 ¾ мин.
Поставить все лисели и фок и убрать их, поставя лисели к вантам.
Маневр этот имели случай выполнять только плавая зимою с зимними брам-стеньгами, посему бом-брамселей не было, летом же, плавая в эскадре с фрегатом Паллада, по преимуществу хода его перед корветом, делать учение ставить и убирать паруса не было возможности, надо было постоянно нести все возможные паруса. 5 мин.
Переменить все марсели 5 м.
Спустить с ростр барказ и осьмивесельный катер, вооружить артиллериею и посадить десант 12 м.
Поднять в ростры оба гребные судна 6 м.
От пробития тревоги до первого выстрела с ядром 2 ½ м.
Поднять брам-стеньги и брам-рей и отдать паруса для просушки 2 ½ м.

Сентября 20-го дня корвет перешел на внутренний Нагасакский рейд.
Ноября 2-го минуло 12-ть лет, как корвет Оливуца спущен на воду.
Корвет построен в Севастополе корпуса корабельных инженеров подполковником Прокофьевым из крымского и польского дуба; хотя тринадцатый год уже как корвет в беспрестанном плавании, однако в продолжение последнего осьмнадцатимесячного плавания в Восточном океане, Китайском, Японском и Охотском морях я имел случаи убедиться, что корвет имеет еще достаточную связь и крепость членов для продолжения службы в открытых морях во всякое время года и без уменьшения артиллерии.
Представление мое о необходимости ввести корвет в док имеет целью не капитальное исправление, а осмотр подводной части, ибо во время описи островов Байли корвет при одном из поворотов оверштаг при переносе задних парусов коснулся камня (поворот не был задержан), а потом, в апреле месяце 1854 года, в плавании по Татарскому проливу, оборвало льдами медную обшивку.
Корвет как мореходное судно имеет качества вполне удовлетворительные.
В плаваниях по Татарскому проливу при NO-м муссоне и зимою в Северо-Восточном океане, когда шторма дуют чаще, нежели в другое время года, корвет удерживает место упорно, качку переносит всегда без последствий явно обнаруживавшихся; в продолжение всего плавания не было потеряно от качки ни одной части рангоута.
В плавании в феврале месяце у островов Баили, следуя за фрегатом Паллада, оба судна попали в сулой, качка была самая жестокая, в это время на фрегате Паллада треснула грот-мачта, на корвете же только лопнул один болт, соединяющий кницу с бимсом.
Ноября 11-го эскадра по сигналу адмирала снялась с якоря и пошла к островам Садль, что близь устья реки Ян-цзе-кианг, где и стали на якорь 14-го ноября.
С сего дня по 17-е декабря стояли на якоре у островов Садль. В продолжение этого времени доставлено было на эскадру из китайского порта Шангай провизия и разные необходимые для судов материалы. В это же время на корвете были выгружены ахтерлюки [* здесь в значении кормовые погреба] и брод-камера, также наливались водою и занимались преимущественно пальбой в цель из ружей.
Декабря 17-го снялись с якоря и перешли опять в Нагасаки, где и стали на якорь 22-го декабря.
По 24-е генваря продолжались переговоры с японским правительством.
Генваря 24-го эскадра снялась с якоря и вышла из Нагасакского залива.
Генваря 27-го дня в 5 часу пополудни стали на якорь на Напакиангском рейде (Ликейские острова)*; до сих пор ликейцы, бывши под влиянием японцев, не дозволяли европейцам выходить на их берега; только за восемь дней до нашего прихода американский коммодор Перри настоял на том, чтобы обычай этот был отменен. Вслед за сим коммодор купил место, установил на берегу флагшток, и теперь на рейде Напа-кианг, в самом лучшем месте берега его развивается американский флаг. Близь флагштока устроены больницы для матрозов американских и угольное депо. На другой день по приходе корвета на Напакиангский рейд губернатор города прислал двух чиновников поздравить с приходом, тогда же один из ликейцев был уговорен доставлять на корвет свежую провизию за деньги, на что до коммодора Перри ликейцы никогда не соглашались.
[*Ликейские о-ва, Лю-чу - архипелаг Рюкю; Напа-Кианг - г. Наха на острове Окинава (Большой Лю-чу).]
Февраля 6-го с фрегата Паллада и корвета был свезен десант на берег; обе команды, действуя соединенно, выполняли маневры в сомкнутом строю, чрезвычайно верно.
Февраля 8-го снялись с якоря, а 17 числа того же месяца вошли в Манильский залив.
Здесь пополнили провизию и шхиперские материалы, налились водою и февраля 27-го вышли из Манильского залива, а 12 марта фрегат Паллада и корвет вошли в залив Пио-Квинто (островов Баши). [* Сан Пио Квинто на западе острова Камигина (Филиппины).]
Марта 16-го корвет отделился от эскадры генерал-адъютанта Путятина.
С сего дня по 26-е маия корвет имел плавание в Китайском и Японском морях, в Татарском проливе, в Заливе Анива и в Восточном океане.
С 27-го мая по 30-е июня корвет занимал брандвахтенный пост в Петропавловске, в то же время нижние чины команды корвета занимались под надзором вахтенных начальников фортификациоными в порте работами.
С 1-го июня по 2-е сентября корвет был в плавании к заливу Кастра [Де-Кастри] и обратно в Петропавловск.
Когда получено было известие о разрыве с Англиею и Франциею, то, по предписанию генерал-адъютанта Путятина, корвет осматривал суда, плававшие в Охотском море, но принадлежащих враждующим нам нациям не встречал.
Августа 28-го прошел Четвертым Курильским проливом из Охотского моря в Восточный Океан. По приходе в Авачинский залив 2-го сентября мы узнали, что соединенные английские и французские эскадры, осаждавшие Петропавловск, вышли 28 августа из залива по направлению к югу, следовательно, надо предполагать, что корвет разошелся с эскадрами в весьма близком расстоянии, только густые туманы воспрепятствовали встрече.
Сентября 7-го 1854 года спущен вымпел и корвет разружен.
В продолжение весемнадцатимесячного плавания команда была в наилучшем состоянии здоровья; смертный случай был один: уроженец Камчатки матроз Минюхин вскоре по отходе от островов Бонин-Сима в 1853 году заболел водяною и умер в декабре месяце. [*Хотелось исправить на "водянкою", но она же иначе называется "водяная болезнь". Диагноз симптомный, может означать любую болезнь, связанную с большими отеками или асцитом.]
На корвете находилось 19 камчатских кантонистов от 12 до 17-летнего возраста; двое из них поступили машинистами на паровую шхуну Восток, четверо образованы рулевыми, прочие исполняли обязанности бом-брамсельных, вели шханечный журнал, были хозяйнами снастей у панцирей на шханцах и юте, кроме сего, занимались артиллерийским учением, конопатным, такелажным и парусным мастерствами, бросанием лага и лота и гребли на вельботах.
Команда корвета состояла из 150 человек нижних чинов. считая и кантонистов.

[Автограф:] Капитан-лейтенант Назимов

Список
гг. офицеров, служивших на 20типушечном корвете Оливуца в 1853-м и 1854-м годах.
Командир корвета - 47-го флотского экипажа капитан-лейтенант Назимов.
47-го флотского экипажа Время служения на корвете
Капитан-лейтенант
Николай Чихачев с 24 март. по 6 авгус. 1853 г.
и с 26-е февр. по 23-е апр. 1854 г.
Лейтенанты:
Князь Дмитрий Максутов с 24 мар. 1853 г. по 29 июня 1854 г.
Павел Попов с 24 мар. 1853 г. по 1-е июня 1854 г.
и с 21-е июня по 7-е сентябр. 1854 г.
Мичман
Петр Овсянкин
с 24 мар. 1853 г. по 7-е сентябр. 1854 г.
Корп. флот. штур. прапорщик
Константин Баранкевич
с 24 мар. 1853 г. по 1-е июня 1854 г.
Штабс-лекарь коллежский асессор
Павел Шуцкий
с 24 мар. 1853 г. по 7-е сентяб. 1854 г.
20 фл. эк. лейт. Александр Кроун с 1-е по 11 августа 1853 г.
25 фл. эк. лейт. Никанор Савич с 11-е авг. 1853 г. по 26-е февр. 1854 г.
14 ф. э. лейт. барон Ал. Шлипенбах с 6 авг. 1853 г. по 26-е февр. 1854 г.
19 ф. э. мичман Андрей Поль с 23 июня по 7-е сентябр. 1854 г.
Корп. флот. штур. прапорщик
Аполлон Шенурин с 23 июня по 7-е сентябр. 1854 г.
[Автограф:] Капитан-лейтенант Назимов


Корабли, Крымская война на Камчатке, Адмиралы, История, Первоисточники

Previous post Next post
Up