Паш, ну а какая же ещё ткань, если не брезент? Ситец? Фланель? Брезент, конечно. Парусина, притом самая грубая. Вымазывается-промазывается вся промасленной паклей, майнается за борт на линьках и отпорных крюках (или чем там ещё, чтобы можно было к пробоине подвести, вплоть до концов, проведённых под днищем), и дальше этот пластырь присасывается к пробоине по законам физики, то есть в точности, как медицинский пластырь-лейкопластырь. Размером больше дыры, конечно. Вода через него не проходит, но придавливает к обшивке. Всё, почти ура. Плотники стучат молотками изнутри, конопатчики мочат ту же паклю в своих смолистых мазюкалах, и все вмести ликвидируют дыру. Пластырь потом вытаскивается наверх, чистится, сушится и сматывается до следующей пробоины или до следующих учений. Вспомни "Водителей фрегатов" - там Чуковский рассказывает, как на корабле одного всемирно известного капитана пластырь мазали навозом, имевшимся в изобилии по причине наличия на борту живой свинины-говядины. И в итоге не утопли. (Это если я ничего не путаю, конечно.) Это ж не пробоина от торпеды, в которую трамвай может въехать, масштабы сильно другие :)
"Паш, ну а какая же ещё ткань, если не брезент? Ситец? Фланель?"
«...Отпущено в разное время пороху : 546 картузов , весом каждый в 8 фунтов , 215 картузов весом каждый в 32 фунта , в пороховых ящиках 61 пуд 30 фунтов , всего 189 пуд 30 фунтов , ядер 530 , древгаглов 70 , армяку 464 аршина и боевых ружейых патронов 3900.» «Армяк - особого рода шерстяная ткань, употреблявшаяся в России для приготовления мешков артиллерийских зарядов.» Не знаю как по английски называлась эта ткань. Вполне возможно использовался армяк для заделки пробоины.
Армяк, который шёл на картузы, и армяк, из которого шили кафтаны, - это несколько разные армяки. Первый - сравнительно тонкий, он должен почти полностью сгорать при выстреле. Второй - средний и толстый, весьма тёплый (ибо верблюжачья шерсть), но не ахти какой прочный. Армяк вообще легко сечётся, почему и начали в русском флоте с 1866 г. делать картузы из шёлка. А ещё его дико моль жрала на сухопутных складах :) Для использование в качестве заплаты на пробоину армяк решительно не канает. А брезент, вымазанный паклей на сале, ничуть не хуже 3-миллиметровой фанеры, только гибкий. Понятно, что временно заткнуть пробоину можно много чем. Волк из "Ну, погоди!" прекрасно использовал собственную задницу, но это не более чем мультик. А штатные средства - это штатные средства. продуманные и готовые заранее. И команда обучена ими действовать. Во времена железных кораблей пробоины заделывают изнутри, но для этого придуманы особые устройства и специальное аварийно-спасательное имущество, которых в те времена просто не было. Например, раздвижной упор. Или внутренний пластырь.
Я в курсе, Юра. Давай всё же вернёмся к тексту и фразе о которой идёт разговор: «...& plug the hole which took a 9 ½ inch plug covered with Fearnought & Oakum.» Как я перевёл - 9 ½ дюймовую пробку (деревянную втулку) обмотали толстым сукном и паклей. Толстое сукно - это шерстяная ткань. Откуда на военном корабле сукно? Поэтому предположил, что втулку обмотали армяком и паклей. И армяка с паклей на корабле было с избытком. Но это предположение.
Возможно, что и так. Дырка-то небольшая. Тебе не приходилось затыкать дырки изнутри корабля? Мне приходилось. Но: современными средствами. На УТС (учебно-тренировочной станции). После учений по тушению пожара борьба за живучесть (то бишь борьба с водой) - это самое то. 15 рыл закрывают в отсеке, после чего через заранее заготовленные дыры в "корпусе" (круглые, рваные, с краями и т.п.) начинает херачить вода. Когда по очереди, а когда и через несколько сразу. Обычно опыты прекращались после победы над последней "пробоиной", но гораздо чаще - когда уровень воды в "отсеке" становился по плечи. А сказать почему? Потому что это весьма непросто - забить дырку конической пробкой сосновой, которую ошибочно называют "чоп". Ибо давление воды. И пробка с силой прямо в рыло. Вспоминая этот свой опыт, фразу "втулка, обмотанная армяком с паклей" мне почему-то хочется сразу отмести. В данном случае, ИМХО, уместен сначала наружный пластырь, а потом уж изнутри. Тем более что ядро не пробивает в дереве ровную круглую дырку.
Отметаем современность, и железо. Я просто перевёл текст, попробуй, может у тебя иной перевод получится. В тексте нет ни слова о пластыре. "Самое поганое отверстие было в корме, в левом борту, ниже ватерлинии; нам пришлось перетащить все что можно кпереди, чтобы задрать корму и затем с лодки заткнуть пробоину."
Если задрали корму так, что дырка выше (или на уровне ватерлинии), то пластырь, понятно, не нужен. Если задрали, но недостаточно, и дырка всё ещё под водой, то без пластыря будет туговато. Вот и всё.
Юра, мы говорим совершенно о разном. Может поставили пластырь, может нет, но я про перевод текста: «...& plug the hole which took a 9 ½ inch plug covered with Fearnought & Oakum.» 9 ½ дюймовую пробку (деревянную втулку) обмотали толстым сукном и паклей. Ведь именно про это и начался весь разговор. Переведи ты, я пластыря в тексте не нашёл.
Пошёл разговор за сукно. Встал вопрос: в каком виде можно использовать сукно для заделывания пробоины? Я сказал про пластырь, но сукно для него не годится. Отсюда тезисы про брезент. Насчёт обматывания пробки промасленным сукном - ну, тут сперва надо смотреть на конкретную пробоину. Для какой-то оно пойдёт само собой; для какой-то вообще не подойдёт. Какую-то можно заткнуть как изнутри, так и снаружи; какую-то только снаружи. Для какой-то без пластыря не обойтись, для какой-то он не так уж и нужен. В тексте не расписан ВЕСЬ процесс заделывания пробоины, только конечный момент, когда подняли корму и спустили лодочку. А что, всё это время вода через дыру в трюмы лилась? Делалось ли что-то до спуска лодочки или нет - не сказано, но это вовсе не факт, что не делалось ничего.
Как мне видится, главным свойством картузной ткани должна быть "сжигаемость". Годится ли такая ткань для изготовления пластырей? Вероятней, использовалась ткань фактурой войлока?
Брезент, конечно. Парусина, притом самая грубая. Вымазывается-промазывается вся промасленной паклей, майнается за борт на линьках и отпорных крюках (или чем там ещё, чтобы можно было к пробоине подвести, вплоть до концов, проведённых под днищем), и дальше этот пластырь присасывается к пробоине по законам физики, то есть в точности, как медицинский пластырь-лейкопластырь. Размером больше дыры, конечно. Вода через него не проходит, но придавливает к обшивке. Всё, почти ура. Плотники стучат молотками изнутри, конопатчики мочат ту же паклю в своих смолистых мазюкалах, и все вмести ликвидируют дыру. Пластырь потом вытаскивается наверх, чистится, сушится и сматывается до следующей пробоины или до следующих учений.
Вспомни "Водителей фрегатов" - там Чуковский рассказывает, как на корабле одного всемирно известного капитана пластырь мазали навозом, имевшимся в изобилии по причине наличия на борту живой свинины-говядины. И в итоге не утопли. (Это если я ничего не путаю, конечно.) Это ж не пробоина от торпеды, в которую трамвай может въехать, масштабы сильно другие :)
Reply
«...Отпущено в разное время пороху : 546 картузов , весом каждый в 8 фунтов , 215 картузов весом каждый в 32 фунта , в пороховых ящиках 61 пуд 30 фунтов , всего 189 пуд 30 фунтов , ядер 530 , древгаглов 70 , армяку 464 аршина и боевых ружейых патронов 3900.»
«Армяк - особого рода шерстяная ткань, употреблявшаяся в России для приготовления мешков артиллерийских зарядов.»
Не знаю как по английски называлась эта ткань. Вполне возможно использовался армяк для заделки пробоины.
Reply
Reply
1835 г. Шишков А.С. Морской словарь. Том 3. (по артиллерии).
1894 г. Вахтин В.В. Объяснительный морской словарь
Reply
Для использование в качестве заплаты на пробоину армяк решительно не канает. А брезент, вымазанный паклей на сале, ничуть не хуже 3-миллиметровой фанеры, только гибкий.
Понятно, что временно заткнуть пробоину можно много чем. Волк из "Ну, погоди!" прекрасно использовал собственную задницу, но это не более чем мультик. А штатные средства - это штатные средства. продуманные и готовые заранее. И команда обучена ими действовать.
Во времена железных кораблей пробоины заделывают изнутри, но для этого придуманы особые устройства и специальное аварийно-спасательное имущество, которых в те времена просто не было. Например, раздвижной упор. Или внутренний пластырь.
Reply
Давай всё же вернёмся к тексту и фразе о которой идёт разговор:
«...& plug the hole which took a 9 ½ inch plug covered with Fearnought & Oakum.»
Как я перевёл - 9 ½ дюймовую пробку (деревянную втулку) обмотали толстым сукном и паклей.
Толстое сукно - это шерстяная ткань. Откуда на военном корабле сукно?
Поэтому предположил, что втулку обмотали армяком и паклей.
И армяка с паклей на корабле было с избытком.
Но это предположение.
Reply
Тебе не приходилось затыкать дырки изнутри корабля?
Мне приходилось. Но: современными средствами. На УТС (учебно-тренировочной станции). После учений по тушению пожара борьба за живучесть (то бишь борьба с водой) - это самое то. 15 рыл закрывают в отсеке, после чего через заранее заготовленные дыры в "корпусе" (круглые, рваные, с краями и т.п.) начинает херачить вода. Когда по очереди, а когда и через несколько сразу. Обычно опыты прекращались после победы над последней "пробоиной", но гораздо чаще - когда уровень воды в "отсеке" становился по плечи. А сказать почему? Потому что это весьма непросто - забить дырку конической пробкой сосновой, которую ошибочно называют "чоп". Ибо давление воды. И пробка с силой прямо в рыло. Вспоминая этот свой опыт, фразу "втулка, обмотанная армяком с паклей" мне почему-то хочется сразу отмести. В данном случае, ИМХО, уместен сначала наружный пластырь, а потом уж изнутри. Тем более что ядро не пробивает в дереве ровную круглую дырку.
Reply
Я просто перевёл текст, попробуй, может у тебя иной перевод получится.
В тексте нет ни слова о пластыре.
"Самое поганое отверстие было в корме, в левом борту, ниже ватерлинии; нам пришлось перетащить все что можно кпереди, чтобы задрать корму и затем с лодки заткнуть пробоину."
Reply
Если задрали, но недостаточно, и дырка всё ещё под водой, то без пластыря будет туговато.
Вот и всё.
Reply
Может поставили пластырь, может нет, но я про перевод текста:
«...& plug the hole which took a 9 ½ inch plug covered with Fearnought & Oakum.»
9 ½ дюймовую пробку (деревянную втулку) обмотали толстым сукном и паклей.
Ведь именно про это и начался весь разговор. Переведи ты, я пластыря в тексте не нашёл.
Reply
Встал вопрос: в каком виде можно использовать сукно для заделывания пробоины?
Я сказал про пластырь, но сукно для него не годится. Отсюда тезисы про брезент.
Насчёт обматывания пробки промасленным сукном - ну, тут сперва надо смотреть на конкретную пробоину. Для какой-то оно пойдёт само собой; для какой-то вообще не подойдёт. Какую-то можно заткнуть как изнутри, так и снаружи; какую-то только снаружи. Для какой-то без пластыря не обойтись, для какой-то он не так уж и нужен. В тексте не расписан ВЕСЬ процесс заделывания пробоины, только конечный момент, когда подняли корму и спустили лодочку. А что, всё это время вода через дыру в трюмы лилась? Делалось ли что-то до спуска лодочки или нет - не сказано, но это вовсе не факт, что не делалось ничего.
Reply
Вероятней, использовалась ткань фактурой войлока?
Reply
Reply
a 9 ½ inch plug covered with Fearnought & Oakum
Просто и о пластыре речь шла. Ладно, сорри. Не влезаю.
Reply
Leave a comment