Что это, братцы, за пароход?

Oct 02, 2021 17:16

Наш британский соратник Энди Тэшнер прислал читать книгу про пароход "Вираго", отличившийся при нападении на Петропавловский порт в 1854 г.


Книга основана на дневниках офицеров корабля - доктора Тревана, штурманов Инскипа и Гордона, казначея Хиллза - и мемуарах рулевого старшины У. Ашкрофта. Авторы, к сожалению, большую часть событий излагают своим языком и мало цитируют сами дневники. Ничего нового о Петропавловском деле мы из книги не узнаём, разве что несколько деталей из стана англо-французской эскадры. Гордон, лучший живописатель, не дослужил на "Вираго" до войны с русскими; дневник Хиллза сохранился лишь частично; ни Треван, ни Инскип в бесславной высадке на берег не участвовали. Зато Инскип участвовал в похоронах к.-а. Прайса, но этот эпизод упомянут лишь несколькими словами.
Впечатление о книге соответствует рисунку на суперобложке, где нарисован двухмачтовый колёсный пароход под загадочным флагом.[Дальше!]
Что это не "Вираго", очевидно даже мне и всякому, кто умеет считать до десяти. У "Вираго" было три мачты и шесть пушек. У этого парохода мачт меньше, а пушек больше. В конце концов, есть с чем сравнить: в книге помещена фотография "Вираго" и рисунки Хиллза, на которых мачт у "Вираго" именно три. Тем не менее, акварелька добросовестно атрибутирована: "Dustjacket: H.M.S. Virago off the coast of Ecuador. Watercolour by W. E. Gordon, master's mate on the ship. Mitchell Library, State Library Of New South Wales Ml 3091"



Как восстановить истину? Спросить художника, самого Гордона. Благо, дневник его доступен на сайте библиотеки Нового Южного Уэльса. Открываю, разбираю, перевожу.
Стр. 82.
"В воскресенье, 23 мая (1852 г.) в 6:30 утра, главнокомандующий контр-адмирал Морсби со своей свитой и оркестр H.M.S. Portland поднялись на борт Virago, где был поднят адмиральский вымпел. К нам перешел также мистер Хейдон, штурманский помощник с Dido. В 7:25 снялись с якоря; якорь завяз в грунте, поднять его удалось только дружным рывком, свистав всю команду на корму. Якорь вышел, отягощенный толстым слоем черного ила.
Снявшись, пошли в виду берега под парами до 3-го градуса, вставая под паруса и убавляя огни, когда ветер позволял делать 4 - 5 узлов. На следующее утро мы достигли 2-го градуса и, делая 7,5 миль в час, в 8:30 увидели остров Пуна прямо по курсу.
Держа на отмель Мала-Банк и остров Пуна, в час дня стали обходить мыс Пуна-Пойнт и миновали стоявший на якоре перуанский военный бриг; около 2 часов поравнялись с группой судов, стоявших против городка Пуна, - это был «флот» генерала Флореса, включавший пароход (пакетбот) Chile, приобретенный им у почтовой компании, один корабль, два барка, бриг и шхуну; на всех был эквадорский флаг. В 2:45 мы отдали якорь рядом с ними, наш главнокомандующий изъявил готовность принять генерала Флореса, и тот поднялся на борт со свитой из нескольких офицеров. Его приняли с церемониями, соответствующими рангу генерала; среди офицеров его свиты наши опознали бывшего клерка, уволенного с британской службы за пьянство. Проведя некоторое время наедине с главнокомандующим, генерал Флорес ушёл, тогда одно из судов его эскадры салютовало 12-ю выстрелами, на что мы ответили тем же, не поднимая флага, а затем продолжили путь вверх по реке Гуаякиль [Гуаяс], замеряя глубины - 3, 4 и 5 саженей. Около 7 часов мы миновали остров Соно и тут разминулись с пароходом, спускавшимся по реке - по нашему предположению, это был Rimac, перуанский военный корабль.
[Следуют результаты промеров глубин.]
… Мы избежали касаний грунта, хотя часто шли в близости берега реки. По моему мнению, одной из главных причин, почему мы не пошли дальше на ночь глядя, было то, что город находился в состоянии блокады.
Они могли принять нас за пароход «Chile», пароход Флореса, и обстрелять, как они уже поступили с «Дидоной», когда та поднималась мимо города ночью, что повлекло неприятное правовое разбирательство.
Берега реки, хотя и плоские, были густо покрыты очень красивыми деревьями с прямыми белыми стволами, стоящими в…"
Сама акварелька тут же, на странице 84.
Пароход "Чили" генерала Флореса известен истории. Их было два парохода-близнеца, "Перу" и "Чили", построенных в 1840-м году Curling & Young Ltd. для Limethouse, для почтовой компании Pacific Steam Navigation Company, основанной в Лондоне Уильямом Уилрайтом (William Wheelwright). Пароходы обслуживали тихоокеанское побережье Латинской Америки, водили почту, грузы, пассажиров. Естественно, имели вооружение для защиты от пиратов. В 1852 году "Перу" погиб в крушении, а "Чили" - продан (как мы знаем из текста Гордона - продан сторонникам генерала Флореса). Рисунок ниже не документальный: он сделан в 1890-х годах и изображает не конкретно "Перу" или "Чили", а вообще почтовый пароход (пакетбот) того времени.


За время совместной стоянки у острова Пуна Гордон и нарисовал генеральский флагман, который, по его мнению, впотьмах можно было спутать с "Вираго". Оказывается, не только впотьмах...
Вопрос: а почему это не может быть другой пароход, упомянутый на тех же страницах - перуанский "Римак"? Во-первых, "Римак" прошлёпал мимо "Вираго" на встречном ходу уже в сумерках, так что его и опознали только предположительно. Во-вторых, на рисунке видны люди, заполняющие палубу парохода - это солдаты, которых везла эскадра Флореса. В-третьих, флаг. На всех кораблях Флореса были эквадорские флаги. Именно в этот период (1845-1860) флаг у Эквадора был бело-сине-белый, с белыми звёздами в синем поле. Звёздочек было 7 или 6, иногда они располагались по кругу, иногда овалом, а иногда вот такой "ёлкой".



Пароход "Римак", впрочем, тоже вошёл в историю и запечатлен в масле. Вот он.



Во-о-от.

Изонаходки, Корабли, Перевод, Крымская война на Камчатке, История, Разыскания

Previous post Next post
Up