Эндрю Ламберт. Второе плавание "Тринкомали". Часть 6, последняя

Nov 03, 2019 20:26

Начало здесь

В середине апреля [1856] "Тринкомали" отправился на новое задание - искать не пришедший в срок корвет "Дидона" - на запад мимо острова Питкэрн, с заходом на Таити и в Гонолулу. Хаустоун и его корабль уже были любимцами адмирала [Брюса]: "образцовый корабль, образцовый командир"56. Пришли в бухту Баунти, недалеко от острова Питкэрн, жители которого получили большую помощь от адмирала Морсби. На этот раз ответа с берега не последовало. [Не поясняется, почему нет ответа и куда-таки девалась "Дидона".] [Дальше]К тому времени корабль выказывал признаки износа, требовал частой починки такелажа, нуждался и в полном ремонте. В мае "Тринкомали" пришёл на Таити; Хаустоуну нанесла визит королева Помаре и пригласила отобедать во дворце. Честь была сомнительная, ибо, как заметил Генри Мартин за десять лет до того, романтика "исчезает, когда реальность предстает в виде жирной, лоснящейтся бабы без клочка одежды, не считая хлопчатой рубашки"57. Затем Хаустоун устремил корабль на север, на Гавайи, где заменил большую часть медной обшивки. Взяв на борт бычков, корабль вышел в море; каждые два-три дня запас свеженины убавлялся на одно животное, и каждые пять дней Хаустоун бросал за борт бутылку с местоположением (???? - heaved a position bottle) .
Полицейская работа
После двадцати четырех дней плавания корабль ошвартовался в бухте Вилледж-Бэй Эсквимолта, вновь вместе с "Монархом". Весьма своевременно, ибо ситуация требовала дополнительных сил. Туземный вождь ранил из ружья поселенца, которого подозревал в совращении его невесты. Адмирал Брюс велел коммандеру Коннолли с "Монарха" сформировать десантную партию из морских пехотинцев и моряков с двух кораблей, провести с ними учения и разместить всех на "Тринкомали". После того как десантники поупражнялись на берегу, корабль отбуксировали в фарватер. 30 августа корабль принял на борт морпехов с "Монарха", также адмирала Брюса и сэра Джеймса Дугласа и был взят в буксировку пароходом КГЗ "Оттер". Проследовав вдоль побережья, 31-го стали на якорь в бухте Коуичен.
На следующее утро десантная партия высадилась на берег, Хаустоун как адъютант Дугласа. О характере операции можно судить по значительности сил: две полевых орудия, 159 морских пехотинцев, 254 матросов и 24 санитара. Явно адмирал и губернатор хотели внушить страх мятежным туземцам. После некоторого раздумья и сбора разведданных Дуглас решил углубиться на пять миль. 2 сентября войско двинулось в путь и расположилось лагерем на возвышенности за деревней. Вскоре навстречу им вышел "грозный отряд вооружённых индейцев", в их числе подозреваемый Татлусут. Лица, выкрашенные в чёрный цвет, выказывали решимость биться. И всё же вид британской мощи пересилил. Когда две рати сблизились на расстояние руки, Хаустоун, вероятно по наущению губернатора, обнажил саблю и схватил подозреваемого; как только Татлусут был арестован, ситуация разрядилась. Англичанам пришлось ещё ночь првести под проливным дождём, а на следующий день собрался суд из шести офицеров и шести унтеров (petty officers) - арестованный был признан виновным в покушении на убийство и приговорён к смертной казни. Для большей доходчивости разбирательство проводилось на том же месте, где совершилось преступление. Приговор приведён в исполнение в тот же вечер. Хотя индейцы не могли быть довольны, но спорить с мощью Империи не могли. На следующий день десантная партия двинулась обратно и 5-го числа вернулась на борт, без жертв и потерь. Время отсутствия десанта офицеры, остававшиеся на корабле, использовали для изучения бухты; 3-го числа они слышали выстрелы. В тот же вечер "Оттер" взялся буксировать "Тринкомали" обратно, на следующий день они были в Эсквимолте, и морпехи с "Монарха" вернулись на свой корабль.
(К иллюстрациям)
Акварель Гарольда Виллие изображает пушечные учения того периода службы корабля. (Благодаря любезности кэптена Д. Т. Смита, OBE, FNI, RN [Officer of the Order of the British Empire, Fellow of the Nautical Institute, Noyal Navy]) [Прим. переводчика: чуть более качественную репродукцию я нашёл на сайте Royal BC Museum. Там рисунок назван "HMS Trincomalee, deck view drawn by Harold Wyllie" и датирован 1855? (Creation), хотя Гарольд Виллие только родился в 1880-м.]
Прекрасный портрет "Тринкомали" во время второго плавания. Ровная открытая палуба и схема полосы орудийной палубы явственно разнится с изначальной формой и отделкой корабля, ещё оснащённого как фрегат. Здесь с одного борта стоят лишь девять орудий. (Благодаря любезности доктора Роберта Прескотта.)







Адмирал Брюс операцией остался удовлетворён, отметив, что Коннолли, который командовал, заслуживает повышения наряду с Хаустоуном и младшими чинами. Адмиралтейство приняло мнение Брюса, изъявив "одобрение решения, коим проведена эта экспедиция"38. Сэр Чарльз Вуд был доволен, что каждый исполнил свой долг "наилучшим образом"39. После береговых операций адмирал Брюс получил столько впечатлений об этом регионе, что подготовил второй доклад. Это должна быть стратегически важная колония, расположенная между русскими и американскими поселениями, хотя американцы и заявляли открыто, что им "судьба велит" забрать её. Он делал вывод, что Компания Гудзонова Залива мало способствует развитию поселений, фермерства или добычи ископаемых; и поскольку территория эта лежит на отшибе, а не по пути к другим землям, оценивать её следует по её собственным достоинствам60. В Лондоне Вуд пребывал в раздумьях:
"Конечно, можно много говорить о перспективах острова Ванкувер, но беда в его изоляции от остальных мест. Будь у нас хороший путь туда или какое-нибудь налаженное средство связи; но в случае нападения плохо представляю, как он сможет оборониться до прибытия помощи".
Как альтернативу Вуд и Брюс рассматривали возможность переноса базы флота в Панаму, имевшую "преимущество налаженной связи", даже при наличии серьёзных недостатков62. Но фактически железная дорога и телеграф решили проблему, и Эсквимолт стал-таки базой Тихоокеанской эскадры.

Путь домой
После месячной стоянки, приготовлений к отплытию, крещения пары местных младенцев и прощального ужина для местной общины, "Тринкомали" направлся к югу. Была сделана остановка в Мексике, чтобы принять для перевозки драгметаллы, в уплату за это командир должен был получить необходимые припасы. Такая система была жизненно важной для международной торговли в эпоху ещё не изжитого пиратства: военные корабли гарантировали самую надёжную доставку ценностей и получали за это один процент от стоимости перевозимого. Плата затем распределялась: четверть забирал адмирал эскадры, половину - Гринвичский госпиталь, четверть оставалась командиру корабля63. В Гуаймасе ценности грузили с перерывами в течение месяца, можно предполодить, что местные купцы на были готовы к приходу Хаустоуна. Часть ценностей была сгружена в Панаме для перевозки посуху на Карибское побережье. Здесь же списался на берег Уильям Уильямс, отслуживший свой срок и получивший место на пароходе "Богота" Тихоокеанской пароходной компании. В пути на юг Хаустоун занимался хозяйством:
"Проверено 1380 фн хлеба, который признан негодным к выдаче, будучи полон паразитами настолько, что рекомендован к выбросу за борт,… что и исполнено"64.
В середине апреля "Тринкомали" пришёл в Вальпараисо, где застал британский фрегат"Гаванна" (Havannah) и французский "Персеверанс" с контр-адмиралом на борту. Хаустоун передал на "Гаванну" порох и запасный якорь и лишние припасы; вместо того на "Тринкомали" взяли залежалые припасы со складского судна "Нерей" (Nereus), что означало близящийся конец плавания. Трюм был заполнен поленницами дров и прочими ценостями. Наконец, 2 мая корабль снялся с якоря и пошёл на юг.
Без особых проблем "Тринкомали" обогнул мыс Горн и 24 мая миновал Фолклендские острова, хотя и не видя их, и 21 июня отдал якорь в великолепной гавани Рио-де-Жанейро, составив здесь комомпанию британским кораблям "Индефэтигебл", под флагом контр-адмирала Хоуп-Джонстона, "Плампер" и "Сирена". Здесь также стояло британское судно-склад "Мадагаскар" рядом с судами французскими, русскими, американскими, испанскими и бразильскими, заполнявшими военно-морской рейд. Разгрузившись и поучаствовав в тушении пожара на литейном заводе, "Тринкомали" застал прибытие канонерок, которым предстояло участвовать во Второй Китайской войне, сопровождал их колёсный фрегат "Фьюриез". Некоему ‘несчастному британскому подданному " был предоставлен проезд домой, но он не перенёс пути, умерев в море. 29 июня гребные эскадры отбуксировали "Тринкомали" из гавани, и он взял курс на родину. Уже более пяти лет корабль был в плавании, причём более половины этого времени в море, преодолев около 110000 миль. Из первоначального состава, двухсот сорока офицеров и нижних чинов, сто сорок четыре всё ещё оставались на борту, и все они завершат это плавание, за исключением одного. Все уже устали, и один офицер нашёл утешение в бутылке:
"Командир нашёл лейтенанта Миллера (acting lieutenant W. U. Miller) уснувшим на вахте и нетрезвым, и вследствие этого взял его под арест"67.
29 августа "Тринкомали" вошёл в Плимутский залив, салютуя флагу вице-адмирала сэра Баррингтона Рейнольдса. После пополнения припасов и приготовления корабль вышел в море, где недавняя проблема повторилась:
"0.15. Командир после тщетных попыток при содействии нескольких офицеров разбудить вахтенного лейтенанта Миллера, лежавшего на талях одной из пушек квартердека и очевидно совершенно пьяного, приказал двум морским пехотинцам отнести его в каюту".68
Четверью часа позже Миллер был помещён под арест, хотя вряд ли мог осознавать происходящее. 3 сентября "Тринкомали" пришёл в Ширнесскую гавань, где салютовал флагу вице-адмирала сэра Эдварда Гарвея. После адмиральской инспекции были освобождены снарядные погреба и снят бегущий такелаж. На следующий день буксиры "Африкан" и "Лизард" отвели корабль по Медуэю в Чатем, где он пришвартовался к блокшиву "Тартар" и выгрузил порох и бомбы. Ещё шесть дней снимались пушки, припасы, механизмы, снасти и реи. 10-го числа случилась последняя трагедия:
"8.35 пополудни. Человек упал за борт из одного из портов батарейной палубы между кораблём и блокшивом. Было сильное приливное течение; спущены гребные суда и организован поиск, но без успеха. Построена команда, установлено, что пропал Алекс Макдональд, матрос первой статьи".
Макдональд, тридцатилетний инвернессец, возможно, был пьян или искал выпивку - записи в его деле указывают на такую проблему, - а близость блокшива давала возможность получить на корабль бухло. Печальный, но логичный финальный аккорд плавания, в котором львиная доля правонарушений была связана с выпивкой.
11 сентября выгрузили и сложили на берегу балласт. 12-го корабль поставили лагом к плавучему крану, чтобы вынуть мачты. И после того как кэптен Эдвард Пеллью Холстед, суперинтендант верфей расплатился с экипажем, 15 сентября в 6 часов вечера флаг корабля "Тринкомали" был спущен. Девяносто членов команды, записавшихся в Девонпорте и поступивших в постоянную службу, отправились домой на военном пароходе69. Концепция принадлежности моряков к одному из трёх Домашних Портов, будет далее развиваться как необходимый элемент системы непрерывной службы.
Адмирал Брюс был так впечатлён, что просил отослать его обратно [т.е. на Тихий океан], как имеющий "ёмкие трюмы, и тяжеловооружённый корабль, хороший во всех отношениях"70. Однако похвала эта была уже бесполезной.
На протяжении своей активной карьеры "Тринкомали" играл роль, нужную для поддержания Империи, хотя и вряд ли главную. Двадцать пять лет в резерве отражают успешность британской дипломатии, политики сдерживания и военно-морской мощи, а два плавания проводили коммерческие и стратегические интересы Лондона в самые отдалённые районы Империи. Типичная карьера, важная, но не эпохальная, и в этом смысле, как и во многих других, корабль представляет Королевский флот и нацию, которой служит. И покуда на Королевский флот, ни нация не спешили от корабля отказываться.
А вот Хаустоун, напротив, завязал с морем: в 1860-м году женился и большую часть жизни провёл в Сиссингхёрст-Плейс, исполняя должность мирового судьи графства Кент. Будучи произведён в отставные контр-адмиралы в 1865 году и в полные адмиралы в 1877-м, скончался в своём лондонском доме на Итон-сквер 17 мая 1891 г. от бронхита. Труды Хаустоуна и военного флота вообще в первые дни Британской Колумбии оценены: пролив Хаустоун и остров Уоллес нанёс на карту Британской Колумбии Фредерик Ричардсон, командир исследовательского корабля "Плампер". Эти имена составляют компанию каналу Тринкомали между островами Залива (или островами Галф, Galf Islands)71. Такой комплимент от выдающегося мореплавателя - завидная эпитафия блестящему офицеру викторианского флота. Широта навыков и достижений Хаустоуна отражает требования к командирам, действующим вдали от дома или старшего начальства.
56 Bruce-Wood 16 April 1856, 25 May 1856: ibid, f22-5
57 Martin, Polynesian Journal, p56
58 Admiralty marginalia on Bruce - Admiralty 6 September 1856: Adm 1/5672, Y136
59 Wood-Bruce 15 October 1856: BL Add 49,566, fl66
60 Bruce - Wood 22 September 1856: BL Add 49,549, f30
61 Wood-Bruce 15 November 1856: BLAdd 49,566, fl66
62 Wood-Bruce 31 January 1857, 17 February 1857: BL Add 49,566, ff236, 252
63 Bridge, Recollections, pp129-30
64 Log entry 3 April 1857: Adm 53/5841
65 Another Fifth Rate, the storeship at Valparaiso from 1843
66 Bruce-Wood 12 May 1857: BL Add 49,549, f66
67 Log 10 July 1857 4.35am: Adm 53/5842
68 Log 1 September 1857: Adm 53/5842
69 Houstoun-Harvey 11 September 1857: LB, p354
70 Bruce-Wood 16 November 1857: BL Add 49,549, f95
71 Shardlow, T, 'HMS Trincomalee', in Pacific Yachting (October 2000), p42

[Рассказ о втором плавании корабля заканчивается послужными справками и характеристиками на некоторых матросов и унтер-офицеров. Далее - рассказ о портовой жизни корабля и превращении в учебное судно. Вся книга интересна, если у кого есть время заняться переводом, могу поделиться. Я всё.]

Картинки кликабельны, Корабли, Перевод, Мой перевод

Previous post Next post
Up