Эндрю Ламберт. Второе плавание "Тринкомали"

Nov 02, 2019 15:07


Как обещал, выкладываю перевод главы из книги "Trincomalee: The Last of Nelson’s Frigates". Andrew D. Lambert.
Naval Institute Press, 2002. Другой фрагмент книги выложен ранее
Особая благодарность borisouych за собственно оригинал книги.
Chapter Five
Imperial Security - the Second Commission
"Тринкомали" недолго пришлось ждать следующего назначения: в 1852 из Плимута корабль был отправлен на Тихий океан. Тихоокеанская эскадра британского флота, ответственная за самый большой операционный район (naval station), была образована только в 1837 году, ввиду растущей важности региональной торговли как на западном побережье Северной и Южной Америки, так и на океанических островах центральной Пацифики.[Далее]Район простирался от Северного полярного круга до Антарктики; от мыса Горн на востоке до 170-го меридиана на западе, долготы Самоа. В отличие от других крупных эскадр, в её районе не имелось баз Королевского флота1. Потребности в снабжении должны были удовлетворять корабли-склады в чилийском Вальпараисо и перуанском Кальяо, поддержка с суши от Компании Гудзонова Залива в Эсквимолте, в Сан-Франциско и Гонолулу2, плюс закупки у местного населения на островах и в малых портах. Огромная акватория подразумевала хорошее парусное мореплавание, рациональное снабжение [?-adequate stowage] и относительно небольшие экипажи. Между 1850 и 1860 годами в эскадре обычно состояло двенадцать британских военных кораблей с общей численностью около 3000 человек3. "Тринкомали" по размерам и численности команды соответствовал средней единице этой эскадры, будучи одним из четырех "урезанных" (razée) фрегатов, служивших в то десятилетие. [Весь список Ламберт не приводит, но вот эти четыре: “Daedalus,” “Amazon,” “Amphitrite,” “Trincomalee”.] Протяжённость его плаваний, положенных на карту, удивительна. Только в 1853 году он преодолел более 20 000 миль, выйдя из Вальпараисо, сделав заходы в Эсквимолт, Ситху, Сан-Франциско и вернувшись опять в Вальпараисо.
1 For contemporary accounts of the station in the 1850s see: Bridge, Admiral Sir C, Some Recollections (London 1918), pp 111 -160; Bridge was a midshipman in HMS Brisk, 1855-57. John Moresby served in Amphitrite 1850-55; Moresby, J, Two Admirals (London 1911). Akrigg, G P V & Akrigg, Helen B, HMS Virago in the Pacific 1851-1855 (Victoria, British Columbia 1992)
2 Barrett, G, Russian Shadows on the British Northwest Coast of North America, 1810-1890 (Vancouver 1983), pp43-4
3 Gough, B, The Royal Navy and the Northwest Coast of North America, 1810-1914 (Vancouver 1971), pp245-7



(К карте на стр. 89) Большую часть плавания 1852-1857 гг. "Тринкомали" провёл в Тихом океане, двигаясь по кругу в согласии с циклическими ветрами и течениями: от Чили - через Гавайи - в Ванкувер (с разовыми заходами в Берингов пролив, в Петропавловск, на Таити), и возвращаясь через Сан-Франциско обратно. Эта современная карта составлена на основе сохранившихся маршрутных карт первой половины плавания. (Roma Beaumont)
(К карте на стр. 97) Вторая часть второго плавания. За 1852-1857 гг. корабль покрыл более 110000 миль, проведя 944 дня в море и 882 в гаванях. Команда ела солёную провизию 978 дней, а свежую 848; к возвращению домой на борту оставались 144 человека из 240 начального состава: в основном команда менялась за счёт передачи с судна на судно, увольнений и отставок, поскольку смертей было мало. (Roma Beaumont)



[Следующий абзац даю без перевода в надежде на помощь своих более продвинутых в терминологии друзей]
Armament
Main Deck
8 x 32-pounder of 56cwt (standard heavy solid shot gun)
10 x 8-inch shell guns of 65cwt (standard broadside shell gun)
Upper deck
1 x 10-inch 85cwt shell gun
2 x 32-pounders of 39cwt (light solid shot gun for the upper deck)

Complement:
240, comprising:
24 officers
39 petty officers
115 seamen
33 boys
29 Royal Marines
Stowage:
140 tons of salt provisions
70 tons of bread
95 tons of water in iron tanks
10 tons in wooden casks
80 tons of ballast were required.

Главным изменением с 1847 года стала усовершенствованная артиллерия. Новые пушки батарейной палубы были стандартными, тяжелого образца 32-фунтовками и 8-дюймовыми бомбовыми орудиями, предназначенными для линкоров - а 10-дюймовое тогда было самым большим бомбовым орудием в британском военном флоте.
Третьим и последним командиром «Тринкомали» (из тех, кто водил корабль в моря), был кэптен Уоллес Хаустоун. [Houstoun. В английском произношении «Хаустоун». В то же время в Нью-Йорке Houston street звучит как «Хаустон», а в Техасе город Houston - уже «Хьюстон».] Сын шотландца генерала Хаустоуна он, как и корабль, родился в Индии, в 1811 г., поступил в военный флот в 1824, сдал офицерский экзамен в 1930 и стал лейтенантом в 1930; служил на нескольких кораблях Южно-Американской эскадры [South American station], в том числе на флагмане. Между 1836 и 1839 гг. был лейтенантом на фрегате «Мадагаскар» бомбейской постройки в в Северо-Американской эскадре под командой капитана Прово Уильяма Уоллиса (старшего из лейтенантов, уцелевших на «Шенноне»). После службы на флагмане адмирала сэра Грэма Мура в Девонпорте он вернулся в Вест-Индию как флаг-лейтенант адмирала сэра Чарльза Адама, произведен в коммандеры и получил в командование бриг, а потом, в 1843 г., «Имам» бомбейской постройки, использовавшийся как корабль-склад в Порт-Ройяле. Расчёт получил в 1944 г. Производство в пост-кэптены в июле 1847 г. подтверждает впечатление, что в политчески Хаустоун и его флотские друзья были с либералами. Назначение Хаустоуна ториевской Адмиралтейств-коллегией четвёртого герцога Нортумберлендского было основано на заслугах и оказалось одним из лучших решений герцога, иногда противоречивых.
Кэптену Уоллесу Хаустоуну, которого мы здесь видим пожилым, был 41 год, когда в 1852 он принял под команду «Тринкомали». Он проявил себя как отменный офицер, продемонстрировав превосходное мореплавание, научные и исследовательские умения, такт и сочетание твёрдости и доброжелательности в управлении не всегда дисциплинированной командой.



Продолжение следует

Картинки кликабельны, Корабли, Перевод, Мой перевод

Previous post Next post
Up