Продолжение: РАК старалась выжать из каюров все, что можно. Даже в случае увечья (потеря руки, хромота и т. д.) их привлекали для легких работ - гонять ворон при просушке рыбы, поддерживать огонь и т. п. Ни болезнь, ни старость не могли служить поводом для отказа от работ. Лишь полная недееспособность или выкуп родственниками мог избавить каюра от тяжких трудов на компанию. При этом руководство РАК чисто фарисейски отвергало всякие обвинения в угнетении туземцев: «Нынешняя Компания, - говорилось в документах ГП РАК, - ни от кого ясака для казны не требует да и кроме оного никаких повинностей для себя не притязает, исключая добровольного давания приверженными к русским островитянами своих каюр обоего пола для помощи в тех работах и упражнениях, коими Русским заниматься совсем неспособно и некогда, как, например, для ловли Еврашек (маленькаго зверька) для приготовления из них теплого платья, обрабатывания рыбных и звериных кишок на то же употребление, собирания питательных кореньев, ягод, трав и яиц разных морских птиц, приготовление и чистка рыбы...»{60} Фактически каюры находились на положении рабов Российско-американской компании. Однако это не было рабство «античного типа», когда имелось множество частных рабовладельцев, абсолютных и полных собственников своих рабов. В Русской Америке была иная ситуация: здесь коллективным, единым рабовладельцем выступала РАК, а посредством ее - государство. Это положение необходимо особо подчеркнуть для понимания характера русской колонизации в целом. Укажем также, что в начале XIX в. каюрство как социальный институт не было большой экзотикой: достаточно вспомнить, что весьма близкое к нему холопство было отменено в России только к 1725 г.; продолжалась купля-продажа «дворовых людей», а в Сибири и в ту пору существовала торговля живым товаром - «инородцами», купленными зажиточными сибиряками и заезжими чиновниками на жунгарской или «киргизской» (казахской) границе{61}. Любопытно отметить, что, несмотря на всю выгоду, получаемую от труда каюров, РАК не стремилась чрезмерно расширять эту категорию зависимых работников. Их численность составляла в начале XIX в. Примерно 10% от всего трудоспособного туземного населения колоний, или около 700 человек. Причина заключалась отнюдь не в гуманизме компании, а в том, что основную часть прибыли она получала от добычи калана «вольными» туземцами. Каюры же должны были лишь обеспечивать продовольствием, сырьем и одеждой бесперебойное функционирование промысловых партий [27] и артелей промышленников. Привлекать самих каюров к зверобойному промыслу было нецелесообразно (хотя некоторые из них и ездили «в партию»), поскольку у них отсутствовала заинтересованность в труде, а наладить за ними контроль на дальних промыслах было чрезвычайно трудно и, кроме того, существовала реальная угроза их побега. Сказывалось, видимо, и нежелание руководства РАК подвергаться излишней критике со стороны наиболее прогрессивных современников за жестокое обращение с туземцами. Ведь тем самым снижался авторитет компании в глазах «вышнего начальства», а что может быть страшнее для чиновника?»
А чего я могу сказать? Вот такие были времена и государству Российскому было плевать на своих подданных. Законы России в Америке не работали, точнее на Америку не распространялись.
РАК старалась выжать из каюров все, что можно. Даже в случае увечья (потеря руки, хромота и т. д.) их привлекали для легких работ - гонять ворон при просушке рыбы, поддерживать огонь и т. п. Ни болезнь, ни старость не могли служить поводом для отказа от работ. Лишь полная недееспособность или выкуп родственниками мог избавить каюра от тяжких трудов на компанию. При этом руководство РАК чисто фарисейски отвергало всякие обвинения в угнетении туземцев: «Нынешняя Компания, - говорилось в документах ГП РАК, - ни от кого ясака для казны не требует да и кроме оного никаких повинностей для себя не притязает, исключая добровольного давания приверженными к русским островитянами своих каюр обоего пола для помощи в тех работах и упражнениях, коими Русским заниматься совсем неспособно и некогда, как, например, для ловли Еврашек (маленькаго зверька) для приготовления из них теплого платья, обрабатывания рыбных и звериных кишок на то же употребление, собирания питательных кореньев, ягод, трав и яиц разных морских птиц, приготовление и чистка рыбы...»{60}
Фактически каюры находились на положении рабов Российско-американской компании. Однако это не было рабство «античного типа», когда имелось множество частных рабовладельцев, абсолютных и полных собственников своих рабов. В Русской Америке была иная ситуация: здесь коллективным, единым рабовладельцем выступала РАК, а посредством ее - государство. Это положение необходимо особо подчеркнуть для понимания характера русской колонизации в целом. Укажем также, что в начале XIX в. каюрство как социальный институт не было большой экзотикой: достаточно вспомнить, что весьма близкое к нему холопство было отменено в России только к 1725 г.; продолжалась купля-продажа «дворовых людей», а в Сибири и в ту пору существовала торговля живым товаром - «инородцами», купленными зажиточными сибиряками и заезжими чиновниками на жунгарской или «киргизской» (казахской) границе{61}. Любопытно отметить, что, несмотря на всю выгоду, получаемую от труда каюров, РАК не стремилась чрезмерно расширять эту категорию зависимых работников. Их численность составляла в начале XIX в. Примерно 10% от всего трудоспособного туземного населения колоний, или около 700 человек. Причина заключалась отнюдь не в гуманизме компании, а в том, что основную часть прибыли она получала от добычи калана «вольными» туземцами. Каюры же должны были лишь обеспечивать продовольствием, сырьем и одеждой бесперебойное функционирование промысловых партий [27] и артелей промышленников. Привлекать самих каюров к зверобойному промыслу было нецелесообразно (хотя некоторые из них и ездили «в партию»), поскольку у них отсутствовала заинтересованность в труде, а наладить за ними контроль на дальних промыслах было чрезвычайно трудно и, кроме того, существовала реальная угроза их побега. Сказывалось, видимо, и нежелание руководства РАК подвергаться излишней критике со стороны наиболее прогрессивных современников за жестокое обращение с туземцами. Ведь тем самым снижался авторитет компании в глазах «вышнего начальства», а что может быть страшнее для чиновника?»
Reply
Reply
Вот такие были времена и государству Российскому было плевать на своих подданных.
Законы России в Америке не работали, точнее на Америку не распространялись.
Reply
Leave a comment