Как это делалось (окончание)

Dec 22, 2017 14:09

(Начало)
     Началась сортировка статей и клише. Доски с рисунками нужно разослать граверам, статьи отправить в типографию.
     Второй [т.е. типографии] - рассыльные уже ждут.
     Каждая посылка записана в книгу и помечена.
     Через несколько минут уже разносятся они во все стороны…
     Доски нужно послать к граверам… Нарисованный на доске ( Read more... )

История, Не моё

Leave a comment

callmycow December 23 2017, 06:48:30 UTC
Я очень хотел, чтобы у тебя нашлись минутки на эту страницу! Возможно, я погорячился, взявшись перестукивать от руки - надо было скопировать страницы в более крупном разрешении, и удалось бы их распознать. Но и мне всё это интересно. Хотелось бы даже больше подробностей. Я видел иногда на гравюрах а Ill. Lond.News стыки квадратов, на которые была поделена картинка. Но как тогда соблюсти единство рисунка, непрерывность, "шаг" штриха? А как штрихуется, скажем, небо - есть какой-нибудь "гребешок", или режется линия за линией? Гальванический слепок делается прямо с деревянной доски, или как иначе?...
Метранпаж: мэтр - начальник, мастер; ан - предлог; паж - страница. Так что да, верстальщик.
В редакции институтской малотиражки "За медицинские кадры!" я видел растровое клише портрета Ю. Гагарина, сверкающее как серебро и золото. Редактор сказала мне, что стащила его в типографии. Можно понять, что такие вещи сами в руки просятся :)
Вижу на картинке в мастерской ксилографов и пресс для пробных (так думаю) оттисков, лобзик и лучковую пилу. Лампы керосиновые. Но почему вся работа должна делаться ночью?

Reply

fishka_anna December 23 2017, 18:01:26 UTC
Нет, не погорячился, лично мне перестуканный текст читать проще.
В нашем случае работа вовсе не должна делаться непременно ночью, но фабрика по любому работает круглосуточно. Не в выходные, да, но если в сроки не укладываемся, то и в выходные приходится поработать. А в журнале как раз описывается такая горячка. Постановка нового изделия на машину требует много времени: не час, не один день, а все несколько дней, а то и недель. Не сумею перечислить всех подготовительных этапов. Нужно изготовить и наладить печатные валики - их уйма сколько, колористам рассчитать «рецепт» приготовления красок, красочникам в краскотёрке натереть и намешать, химикам проанализировать взаимодействие этих красок, печатникам отрегулировать максимальную приводку (идеальное совмещение всех печатных форм). Потом пробные оттиски и оценка результата. Никогда не выходит сразу так, как хотелось бы. Оказывается, что краску требуется разбелить, или подзеленить, загустить или разбавить или что угодно прочее. Валики сильно бумагу тянут, или слабо краску отдают, а значит надо где-то подкрутить. Возможно художникам нужно кое-что исправить в рисунке, потому что краски при наложении нежелательно пачкаются. Если идёт такой возврат к художникам, то и формы надо переделывать (и обязательно всё перечитать корректорам). Но вот всё отладили, но по черновой бумаге, потому что оригинальная бумага ещё не готова, а когда пришла оригинальная, она оказалась жёлтого оттенка и краски на ней естественно выглядят уже иначе - нужно их снова корректировать. В общем, нюансов может быть великое множество, отсюда и такая хлопотная постановка.
Казалось бы, всё преодолели, печатный проект готов, а приехал заказчик и с десятого погляда решил, что это вот место зеленее чем в утверждённом эскизе. И снова закрутилось колесо. Движением мышки художник убавил цвет, на сантиметр сдвинул цветовой переход, а колористам опять надо краску подбирать, краскотёрке мешать, резать новые валики. Заказчику в среду уезжать, значит придётся поработать в выходной (а у кого-то новогодний корпоратив срывается).
Почему ночные смены? А потому что нельзя дать остыть печатной машине. Понедельничные смены всегда браку больше делают, потому что машины после простоя. А машину, между тем, уже ждёт новое изделие - надо, надо спешить. Если работы нет, машину прогоняют вхолостую.
Нет никаких гребешков для процарапывания неба, одна надежда на твёрдость руки гравёра. Режут линию за линией. У них и глаз и руки верные.
Квадратные стыки могу объяснить только невозможностью соразмерности печатной формы и печатного оттиска. Предположим у меня нет доски 60х40, или печатной пластины такого размера, а есть только 20х20, тогда я делю картинку на фрагменты и режу на нескольких досках (или готовлю несколько металлических печатных пластин) и печатаю картинку поэтапно. Где-то стык удачный получился, а где-то косяк.
Я не знаю науки гальванопластики - брякну ещё сущую глупость. Были на то гальванотиписты и стереотиперы. Хоть и показывали и рассказывали, но не сильна я в физике, и не сходя с места я решительно ничего не понимала. Но предполагаю, что с деревянных досок изображение всё же переносилось на металл и сами доски в гальванопроцессе никак не участвовали. Смутно представляю, как металлический лист покрывали специальным защитным слоем, далее каким-то образом наносили рисунок, и там, где рисунок нанесён, происходило наращивание металла (или наоборот)) Не знаю! Честно. Зато выросшие медные искристые кораллы по краям пластин меня очень привлекали, насобирала однажды целый кулёк.

Reply

callmycow December 23 2017, 20:32:08 UTC
Ого! Это прямо-таки логическое продолжение, дописанное через 140 лет! Хотя у них и не было офсета, компьютеров - а органическая связь прослеживается. Как нынешний хирург поймёт хирурга тех времён.
Покажи пост коллегам, коли так.

Reply

fishka_anna December 23 2017, 18:22:51 UTC
«Остальная часть доски залеплена у него бумагой, он ее отрывает по мере исполнения работы». Так и было. На пластину приклеивалась бумажка и постепенно отрывалась. Гравер не начинает работу с чистой пластины, на поверхность уже нанесен ориентировочный рисунок. Помнится я уже рассказывала тебе об этом. Наши граверы рисовали основные линии чёрной тушью по бумаге. Способом травления рисунок переносился на пластину и гравер резал по уже «нарисованным» линиям. Дальше он линии где нужно углублял, делал шире, добавлял между ними штрихи. И прежние гравёры, как написано, резали по уже нанесённому на доску рисунку.
Первые оттиски делают сами гравёры. И у наших стоял пресс. И стол специальный, особо устойчивый, тяжёлый, с толстой каменной столешницей. На оригинальных оттисках остаётся выдавленная рамка формата пластины, на тиражных копиях такой рамки нет.
Отработанная пластина вновь заклеивается бумагой, для лучшей сохранности.
Подробнее я могу рассказывать только о работе художников и ретушёров.

Reply

callmycow December 23 2017, 20:45:46 UTC
Мне всё интересно и волнительно, только это отдельная повесть, а лучше бы кино!
Недаром и у буржуев есть циклы передач "как это делается". Потому что интересно.

Reply


Leave a comment

Up