(Начало) Началась сортировка статей и клише. Доски с рисунками нужно разослать граверам, статьи отправить в типографию.
Второй [т.е. типографии] - рассыльные уже ждут.
Каждая посылка записана в книгу и помечена.
Через несколько минут уже разносятся они во все стороны…
Доски нужно послать к граверам… Нарисованный на доске
(
Read more... )
Сто лет с лишком прошло, а настроения сохранились, изменились средства производства. Я пришла на фабрику в 89-м, но ещё застала ручной набор - ой, какие буковки и досточки хорошенькие, так и просятся, чтобы с ними поиграли. Я и поиграла, поперебирала, возрастом-то не далеко от детства была (и прикарманила несколько буковок - разрешили). И даже когда компьютеры появились, наборщики нет-нет да и возвращались к ручному набору. Гравёры на досках уже не резали, фотография им облегчила труд. Но с появлением фотографии появился большо-о-ой штат ретушёров. Не поняла я слова «метранпаж», но дальше разобралась, верстальщик это, по нашему тогдашнему - монтажист. Монтажистов тоже много было. Художники, конечно, рисовали не по домам, но ещё рисовали.
Заинтересовали круглые шары с водой для улучшения освещения - придумали же!
Понравилось выражение «dolce far niente» - надо запомнить)) Так я вчера сидела тихохонько, рисовала для души, а явились нежданно гости столичные и конец покою. Я то свою работу сделала и домой ушмыгнуть успела, а после меня начнутся те самые «цветочки и ягодки», много людей будут работать в вечер, в ночь, в субботу.
У нас есть музей, в который попасть непросто (потому что обычно закрыт без объявлений), но это возможно для особо настойчивых и заинтересованных. В музее можно поглазеть как всё это секретное делалось, и экскурсовод очень хороший.
Reply
Метранпаж: мэтр - начальник, мастер; ан - предлог; паж - страница. Так что да, верстальщик.
В редакции институтской малотиражки "За медицинские кадры!" я видел растровое клише портрета Ю. Гагарина, сверкающее как серебро и золото. Редактор сказала мне, что стащила его в типографии. Можно понять, что такие вещи сами в руки просятся :)
Вижу на картинке в мастерской ксилографов и пресс для пробных (так думаю) оттисков, лобзик и лучковую пилу. Лампы керосиновые. Но почему вся работа должна делаться ночью?
Reply
В нашем случае работа вовсе не должна делаться непременно ночью, но фабрика по любому работает круглосуточно. Не в выходные, да, но если в сроки не укладываемся, то и в выходные приходится поработать. А в журнале как раз описывается такая горячка. Постановка нового изделия на машину требует много времени: не час, не один день, а все несколько дней, а то и недель. Не сумею перечислить всех подготовительных этапов. Нужно изготовить и наладить печатные валики - их уйма сколько, колористам рассчитать «рецепт» приготовления красок, красочникам в краскотёрке натереть и намешать, химикам проанализировать взаимодействие этих красок, печатникам отрегулировать максимальную приводку (идеальное совмещение всех печатных форм). Потом пробные оттиски и оценка результата. Никогда не выходит сразу так, как хотелось бы. Оказывается, что краску требуется разбелить, или подзеленить, загустить или разбавить или что угодно прочее. Валики сильно бумагу тянут, или слабо краску отдают, а значит надо где-то подкрутить. Возможно художникам нужно кое-что исправить в рисунке, потому что краски при наложении нежелательно пачкаются. Если идёт такой возврат к художникам, то и формы надо переделывать (и обязательно всё перечитать корректорам). Но вот всё отладили, но по черновой бумаге, потому что оригинальная бумага ещё не готова, а когда пришла оригинальная, она оказалась жёлтого оттенка и краски на ней естественно выглядят уже иначе - нужно их снова корректировать. В общем, нюансов может быть великое множество, отсюда и такая хлопотная постановка.
Казалось бы, всё преодолели, печатный проект готов, а приехал заказчик и с десятого погляда решил, что это вот место зеленее чем в утверждённом эскизе. И снова закрутилось колесо. Движением мышки художник убавил цвет, на сантиметр сдвинул цветовой переход, а колористам опять надо краску подбирать, краскотёрке мешать, резать новые валики. Заказчику в среду уезжать, значит придётся поработать в выходной (а у кого-то новогодний корпоратив срывается).
Почему ночные смены? А потому что нельзя дать остыть печатной машине. Понедельничные смены всегда браку больше делают, потому что машины после простоя. А машину, между тем, уже ждёт новое изделие - надо, надо спешить. Если работы нет, машину прогоняют вхолостую.
Нет никаких гребешков для процарапывания неба, одна надежда на твёрдость руки гравёра. Режут линию за линией. У них и глаз и руки верные.
Квадратные стыки могу объяснить только невозможностью соразмерности печатной формы и печатного оттиска. Предположим у меня нет доски 60х40, или печатной пластины такого размера, а есть только 20х20, тогда я делю картинку на фрагменты и режу на нескольких досках (или готовлю несколько металлических печатных пластин) и печатаю картинку поэтапно. Где-то стык удачный получился, а где-то косяк.
Я не знаю науки гальванопластики - брякну ещё сущую глупость. Были на то гальванотиписты и стереотиперы. Хоть и показывали и рассказывали, но не сильна я в физике, и не сходя с места я решительно ничего не понимала. Но предполагаю, что с деревянных досок изображение всё же переносилось на металл и сами доски в гальванопроцессе никак не участвовали. Смутно представляю, как металлический лист покрывали специальным защитным слоем, далее каким-то образом наносили рисунок, и там, где рисунок нанесён, происходило наращивание металла (или наоборот)) Не знаю! Честно. Зато выросшие медные искристые кораллы по краям пластин меня очень привлекали, насобирала однажды целый кулёк.
Reply
Покажи пост коллегам, коли так.
Reply
Первые оттиски делают сами гравёры. И у наших стоял пресс. И стол специальный, особо устойчивый, тяжёлый, с толстой каменной столешницей. На оригинальных оттисках остаётся выдавленная рамка формата пластины, на тиражных копиях такой рамки нет.
Отработанная пластина вновь заклеивается бумагой, для лучшей сохранности.
Подробнее я могу рассказывать только о работе художников и ретушёров.
Reply
Недаром и у буржуев есть циклы передач "как это делается". Потому что интересно.
Reply
Leave a comment