Специально для ...

Jul 15, 2008 01:49

     Хотел, вначале, назвать пост следующим образом - "специально для turin13", но потом передумал.
     Об Иране, а точнее о нынешней власти Ирана, я не самого лучшего мнения, и, думаю, я не одинок в этом. Но если большинство, либералов в первую очередь, обращает внимание на внешние проявления - таже чадра, сохраняющаяся у женщин. То для меня имеет значение не это, а то что в Иране, прикрытый анти-западной риторикой и религиозными прокламациями, капитализм.
     Но дело не в том, что более-менее на виду, дело в одном человеке. Человек этот интересен тем, что поначалу был просто-таки законченным либералом и сторонником конституционной монархии для Ирана. Но, с течением времени, всё больше и больше переписываясь со своими корреспондентами в Иране, а на тот момент, 19-й век, это были ведущие ученые, писатели, теологи, он приходит к совершенно другим выводам. Вот его слова, которые он адресовал в письме к видному общественному деятелю и ученому Ирана Мирзе Юсиф-хану (1871г.): "Для устранения угнетения существует два средства: или угнетатель должен прекратить угнетение, или же угнетенные, не вытерпев угнетения, сами должны уничтожить его. ...Для устранения угнетения не следует читать нравоучения угнетателю, а наоборот, надо сказать угнетаемому: почему же ты, во много раз превосходя в силе и способностях угнетателя, так терпеливо всё выносишь? Проснись и уничтожь угнетателя" [М.Ф.Ахундов. Комедии, проза, поэзия, литературно-критические статьи. Баку, 1987г.]
     Биографическая справка об Ахундове.
     И, безусловно, помянув Ахундова, нельзя не упомянуть Мирза-Шафи Вазеха, у которого он учился. А поскольку он был поэтом, то за него это сделают его стихи.

Приветствовали вы мои сужденья,
     Когда я пел: «Презри ханжей презренье,
     Пред сильным мира оставайся смел, От слабого не требуй униженья!»
     Когда же сам я начал жить, как пел, Мое вы осмеяли поведенье!

Один глупец, постигший все науки,
     Сказал, что человек рожден для муки.
     И это повторили все глупцы,
     А у глупцов есть сыновья и внуки.
     И стала жизнь проклятием для всех,
     Хоть помирай не с горя, так со скуки.
     И удлинились уши у людей,
     Взгляд потускнел и опустились руки.

И, наконец, вино:
     ***
     Два верных спутника - вино и слово.
     Без одного не мыслю я другого.
     А без обоих мир уныл и пуст,
     Без них мертво существованье наше.
     Пусть шутка новая слегает с уст
     И старое вино бушует в чаше.

Играет в чашах винных сок веселый,
     Не может избежать его следа
     Ни молодости подбородок голый,
     Ни старости седая борода.

Мы пьем вино, и чем виднее дно,
     Тем выше нам подняться суждено.
     Над серостью равнин, небес касаясь,
     Стоят хребты, теряясь в облаках,
     Над трезвостью унылой возвышаясь,
     Стоят певцы с бокалами в руках.

Вином и песней скучный мир украшен,
     Но если мы поймем, что это тлен,
     И замолчим, и отодвинем чаши,
     Что ты, аллах, нам сможешь дать взамен?
     ***
     Уменье пить не всем дано,
     Уменье пить - искусство.
     Тот не умен, кто пьет вино
     Без мысли и без чувства.

Вино несет и яд и мед,
     И рабство и свободу.
     Цены вину не знает тот,
     Кто пьет его, как воду!

Люби вино, как я люблю,
     В любви своей не кайся,
     Не зазнавайся во хмелю,
     Но и не опускайся.

Одних вино влечет в полет,
     Других сшибает с ходу.
     Цены вину не знает тот,
     Кто пьет его, как воду!

Рождает в нас пьянящий сок
     И блажь, и откровенье.
     В нём - созидания исток
     И жажда разрушенья.

Вино поблажки не дает
     Тем, кто ему в угоду
     Порой себя не бережет,
     Кто пьет вино, как воду!
     ***
     Второе стихотворения вообще просто-таки гипер актуально! :)
     И наконец последнее, кому интересно, очередные ссылки:
  1. Азербайджанская литература
  2. МИРЗА ШАФИ ВАЗЕХ. Произведения

19-й век, поэзия, Азербайджан, Иран

Previous post Next post
Up