Хотел, вначале, назвать пост следующим образом - "специально для
turin13", но потом передумал.
Об Иране, а точнее о нынешней власти Ирана, я не самого лучшего мнения, и, думаю, я не одинок в этом. Но если большинство, либералов в первую очередь, обращает внимание на внешние проявления - таже чадра, сохраняющаяся у женщин. То для меня имеет значение не это, а то что в Иране, прикрытый анти-западной риторикой и религиозными прокламациями, капитализм.
Но дело не в том, что более-менее на виду, дело в одном человеке. Человек этот интересен тем, что поначалу был просто-таки законченным либералом и сторонником конституционной монархии для Ирана. Но, с течением времени, всё больше и больше переписываясь со своими корреспондентами в Иране, а на тот момент, 19-й век, это были ведущие ученые, писатели, теологи, он приходит к совершенно другим выводам. Вот его слова, которые он адресовал в письме к видному общественному деятелю и ученому Ирана Мирзе Юсиф-хану (1871г.): "Для устранения угнетения существует два средства: или угнетатель должен прекратить угнетение, или же угнетенные, не вытерпев угнетения, сами должны уничтожить его. ...Для устранения угнетения не следует читать нравоучения угнетателю, а наоборот, надо сказать угнетаемому: почему же ты, во много раз превосходя в силе и способностях угнетателя, так терпеливо всё выносишь? Проснись и уничтожь угнетателя" [М.Ф.Ахундов. Комедии, проза, поэзия, литературно-критические статьи. Баку, 1987г.]
Биографическая справка об Ахундове.
И, безусловно, помянув Ахундова, нельзя не упомянуть
Мирза-Шафи Вазеха, у которого он учился. А поскольку он был поэтом, то за него это сделают его стихи.
Приветствовали вы мои сужденья,
Когда я пел: «Презри ханжей презренье,
Пред сильным мира оставайся смел, От слабого не требуй униженья!»
Когда же сам я начал жить, как пел, Мое вы осмеяли поведенье!
Один глупец, постигший все науки,
Сказал, что человек рожден для муки.
И это повторили все глупцы,
А у глупцов есть сыновья и внуки.
И стала жизнь проклятием для всех,
Хоть помирай не с горя, так со скуки.
И удлинились уши у людей,
Взгляд потускнел и опустились руки.
И, наконец, вино:
***
Два верных спутника - вино и слово.
Без одного не мыслю я другого.
А без обоих мир уныл и пуст,
Без них мертво существованье наше.
Пусть шутка новая слегает с уст
И старое вино бушует в чаше.
Играет в чашах винных сок веселый,
Не может избежать его следа
Ни молодости подбородок голый,
Ни старости седая борода.
Мы пьем вино, и чем виднее дно,
Тем выше нам подняться суждено.
Над серостью равнин, небес касаясь,
Стоят хребты, теряясь в облаках,
Над трезвостью унылой возвышаясь,
Стоят певцы с бокалами в руках.
Вином и песней скучный мир украшен,
Но если мы поймем, что это тлен,
И замолчим, и отодвинем чаши,
Что ты, аллах, нам сможешь дать взамен?
***
Уменье пить не всем дано,
Уменье пить - искусство.
Тот не умен, кто пьет вино
Без мысли и без чувства.
Вино несет и яд и мед,
И рабство и свободу.
Цены вину не знает тот,
Кто пьет его, как воду!
Люби вино, как я люблю,
В любви своей не кайся,
Не зазнавайся во хмелю,
Но и не опускайся.
Одних вино влечет в полет,
Других сшибает с ходу.
Цены вину не знает тот,
Кто пьет его, как воду!
Рождает в нас пьянящий сок
И блажь, и откровенье.
В нём - созидания исток
И жажда разрушенья.
Вино поблажки не дает
Тем, кто ему в угоду
Порой себя не бережет,
Кто пьет вино, как воду!
***
Второе стихотворения вообще просто-таки гипер актуально! :)
И наконец последнее, кому интересно, очередные ссылки:
- Азербайджанская литература
- МИРЗА ШАФИ ВАЗЕХ. Произведения