"Потребительское сообщество" и его измерение

Jul 31, 2013 17:41

Итак, как вы думаете, где у нас имеются ведущие компании, занимающиеся исследованиями рынков и потребительских предпочтений? Где прикладные разделы социологии (да-да - те самые маркетологические исследования) развиты настолько, что фирмы ими занимающиеся дают пристанище десяткам тысяч работников и имеют обороты в несколько миллиардов $ каждая?

Правильно - наверху империалистической пирамиды, ведь сама логика развития капитализма, тем более в его нынешнем варианте, требовала учреждения такого рода фирм. Интересно отметить, что во "главу угла" их деятельности были положены концепции и модели европейской и американской социологии 20-х годов. Именно в то время, когда с одной стороны мы видим бурное восстановление рынков, после окончания 1-й мировой войны, упрочение и увеличение межконтинентальных, меж- и внутри региональных связей, и рост коммунистических настроений, на фоне возрастающей классовой борьбы, с другой. В попытках поспособствовать решению обоюдоострой задачи - резко увеличить спрос на товары массового потребления, что требовало изучить поведение покупателей, а с другой - "приручить" рабочий класс или хотя бы часть его, посредством увеличения его покупательной способности и распространения в его среде форм поведения, более приличествующих буржуазии, мелким буржуа и средним слоям - всё это требовало вести исследования не только рынков производства средств производства, добычи ресурсов и их доставки, но и рынков сбыта товаров "народного потребления", учитывать семейные расходы, необходимо было обратить особое внимание на отличие в поведении покупателей разного пола, семейного и социального положений, возрастные и этно-расовые отличия (последнее - достижение послевоенной социологии, причем именно тогда, когда на горизонте оказался распад колониальных империй и формирование в освободившихся странах независимых рынков сбыта массовой потребительской продукции).

Как видим, реальные потребности развития капитализма бурно "генерировали" необходимость развития отдельных наук. Кроме всего прочего оказался подновлен и идеологический арсенал. Сегодня вряд ли кого бы то ни было можно удивить функционалистской моделью описания общественных отношений, по крайней мере - по отношению к социальной структуре общества, а в то время именно такие прикладные исследования взяли на себя роль "проводника" в социологию массовых представлениях о делении общества на "классы потребителей". Это прямо вязалось с представлениями М.Вебера о социальном устройстве общества и те, кто занимался такого рода исследованиями исходил и из них, в том числе. Вторым источником идеологических воззрений был сильно ревизированный в 20-х годах "немецкий" марксизм (в данном случае автор указывает на страну бытования такого рода представлений) и правые идеологии, зачастую про-фашистского толка (поскольку первая исследовательская структура вышеописанного типа родилась именно в Германии 30-х годов, буквально на "следующий день" после нацистского переворота, при прямом участии части тогдашних университетских исследователей и будущего министра ФРГ Людвига Эрхарда). В общем и целом, с точки зрения идеологической направленности - то это было заточено против марксизма.

На сегодняшний день ТОП-4 ведущих фирм занимающихся маркетологическими исследованиями включает в себя Gesellschaft für Konsumforschung (Society for Consumer Research) (ФРГ), Nielsen Holdings N.V. (США), Kantar Group (Великобритания) и Ipsos (Франция). Как видим - всё сплошь ведущие кап.державы первого эшелона, а кроме того - все вышеперечисленные компании отчаянно конкурируют между собой, имея в своей структуре не только отдельные направления по наиболее "злободневным вопросам потребительских расходов" (в последнее время в эти "расходы" добавились расходы на здравоохранение, при этом самой быстрорастущей компанией на рынке такого рода исследований и услуг, предоставляемых на их базе, является IMS Health (США), которая по размаху операций уже превзошла и Gfk и Ipsos и уже вплотную подобралась к Kantar Group), но и многочисленные филиалы, разбросанные по всему земному шару. Тем не менее, именно исходя из потребностей современного, всемирного капитализма, ведущиеся исследования, затрагивая собой многие сферы человеческой деятельности, позволяют делать выводы не просто ставящие под сомнение логику капиталистического развития, но и прямо её отвергающую. Так, даже против своей воли и непосредственных интересов, про-капиталистические исследования могут быть направлены против тех, во имя торжества интресов которых они совершались.

капитализм, империализм, США, наука

Previous post Next post
Up