Краткая генеалогия

Apr 08, 2010 15:56

         Шараф ад-Дин ал-Музаффар ибн Мухаммад ат-Туси умер в начале 13-го века, точнее в 1213-м году. Был учителем Камал ад-Дина ибн Юниса. Им был написан математический трактат, в котором, в частности, излагался способ приближенного решения кубических уравнений, близкий к способу, в дальнейшем предложенному Ньютоном.
          Камал ад-Дин ибн ( Read more... )

история, астрономия, Восток, Иран

Leave a comment

wolf_kitses April 8 2010, 18:27:30 UTC
смотрю я и думаю - почему вот всем этим замечательным людям не приходило в голову открыть не только обсерватории, но и школы? то есть
обособить канал производства и воспроизводства знаний от канала решения собственно производственных задач? (к которым относятся и обсерватории, связанные с мусульманским календарём
и специфическими потребностями государей)? Почему даже при мечети аль-Азхар не было сделано этого, а учили только теологии?
у меня всё больше складывается убеждение (основы которого были заложены "Знак-язык-культурой" М.К.Петрова), что наличие такого независимого канала производства и воспроизводства идей и обеспечило
специфический динамизм западной части Ойкумены, которым она в каждой из 3-х последовательных формаций отличалась от восточных вариантов того же способа производства

Reply

caliban_upon April 8 2010, 19:31:47 UTC
сложно сразу же сказать, однако всё вышеперечисленные личности обладали кучей учеников, под их "учебные" занятия выделялись помещения.
Дело скорее не в этом, дело скорее в том, что сами ученые не видели себя как ученых - они видели себя как чиновников, дипломатов, купцов, военачальников и т.д. Причем - они видимо осознавали, что это не их призвание, но возможности занятий наукой давалось только при приобретении тех или иных должностей (беспрепятственно).
Я уж молчу о том, что без этого могли и убить. Тот же Ал-Газзали считал, например, что заниматься наукой крайне опасно, так как может показаться, что религия менее логично и рационально доказывает свои постулаты, чем наука свои, а это ведет к подрыву религиозных авторитетов.
А, например, Хайям вообще мог не дожить до своих седин и не оставить учеников, так как его из-за его научной деятельности рьяно ненавидели и если бы не постоянное покровительство тех правителей, у которых он жил - точно бы порвали.

Reply

wolf_kitses April 8 2010, 20:04:52 UTC
Это да. Но, учитывая что учение "об истине двойственной" родилось именно у арабов ал-Андалус (а оно отлично служит для отвода обвинений типа перечисленных) странно что учёные не пользовались им в обоснование своего права беспрепяственно изучать природу. Наверное главное всё же то, что видели в себе прежде всего врачей, а не естествоиспытателей, судей, а не философов, астрономов а не математиков и т.п. не было понимания ценности теорий, идей "в чистом виде", извлечённых из вещи, как говаривал св.Фома

Reply

caliban_upon April 8 2010, 20:12:50 UTC
Ох... Тут надо смотреть и смотреть внимательно, так как это вещь не самая очевидная, увы.
Но вот, что точно видно - так это то, что все поголовно чиновники и зарабатывают себе на жизнь чиновниками, а наука - в чем-то даже и хобби, а не полностью профессиональная деятельность. Но это - это всего лишь ни чем не подтвержденная догадка.

Reply

wolf_kitses April 9 2010, 01:10:27 UTC
Либо практики (врачи и судьи), как ар-Рази и ибн Сина. А посмотреть стоит, очень м.б. что это существенное отличие. ведь человек тем и отличается от животного, что действует на основании определённых идей, без них он не умеет производить вещи и воспроизводить общественные отношения, поэтому всякое материальное производство, помимо главного канала производства вещей и воспроизводства институтов требует обособленного канала воспроизводства фундаментальных идей "принятых и одобренных обществом" для того чтобы всё это крутилось-вертелось. И отношение этого "производства идей" к "производству вещей", я полагаю, точно такое же, как в биосистемах генотип и фенотип.

Reply

caliban_upon April 9 2010, 08:34:31 UTC
Тут видишь ли есть одно но.
Например, из "Бабур-наме" видно, что уста - человек уважаемый, передача технологических навыков и развитие технических новшеств идет, более того - они записываются. Т.е. - есть воспроизводство, и не малое.

Reply

rexy_craxy April 9 2010, 04:42:10 UTC
В докапиталистическом обществе нет объективной (т.е. не зависящей от воли отдельных людей) потребности в непрерывном развитии производительных сил (нет потребности в НЕПРЕРЫВНОМ повышении производительности труда). Соотв-но, нет и профессиональных исследователей природы "как она есть".

Reply

caliban_upon April 9 2010, 08:31:30 UTC
С одной стороны - да.
А что с наукой? Тут у Зап.Европы есть один существенный момент - к 15-му веку уже есть научные центры и идет "производство" ученых. При том, что капитализма нет.

Reply

rexy_craxy April 9 2010, 15:01:49 UTC
Надо определиться с понятием "ученый". Если речь о богословах, [тогдашних] врачах и юристах -- то тут Восток не отставал. Если же говорить про ученых и про институты, составляющие ту науку, которой в дальнейшем суждено стать "непосредственной производительной силой" -- то где ж она в 15-м веке? Бесконечные пересказы и толкования Аристотеля -- это не физика.

Reply

caliban_upon April 9 2010, 17:24:51 UTC
Ну например математики, астрономы, физики - гидравлики, механики.
Правда, обычно, когда говорят о "застое" и отставании, забывают про то, что начиная с 15-го в. - исламский восток, это сплошные войны, повсеместные, сопровождавшиеся массовым уничтожением как населения, так и инфраструктуры.

Reply

wolf_kitses April 10 2010, 11:28:23 UTC
стремление "власть имеющих" наживаться войнами, а не производством и торговлей есть признак социальной слабости торгово-промышленного класса, и главное, невовлечённости в это разумное и прибыльное дело представителей благородного сословия. При всём том, что оно а) поощряется исламом, б) связано с изучением массы полезных наук, от математики до медицины; в) развивает всякие человеческие доблести. Казалось бы при таких мощных культурных стимулах правители в мире ислама должны быть не только первыми военными или землевладельцами, но и первыми купцами, как какие-нибудь правители итальянских городов. И если этого не было, значит в социальной системе был мощный барьер, не пускавший развитие в данном направлении.

Reply

caliban_upon April 13 2010, 07:51:11 UTC
И если этого не было, значит в социальной системе был мощный барьер, не пускавший развитие в данном направлении.
При феодализме и нет прямых стимулов для постоянного усовершенствования орудий труда и производства. Так что...

Reply

wolf_kitses April 14 2010, 19:29:19 UTC
вот как раз если удаётся изучение природы и/или усовершенствование техники связать с богопознанием (естественная теология, Книга природы), такой стимул появляется. И те кто иначе шёл бы в веру, пошли в науку (что и по присланным тобой текстам английских товарищей видно)

Reply

caliban_upon April 14 2010, 20:28:59 UTC
Да, но заметь - это касается исключительно 17-18-й века, когда о феодализме, тем более в Англии, и речи быть не может.

Reply

wolf_kitses April 16 2010, 17:31:00 UTC
с 13-14 века эта тема идёт, со спора об универсалиях

Reply

caliban_upon April 16 2010, 21:04:16 UTC
Там сплошная схоластика, мало имеющая отношение к науке вообще.

Reply


Leave a comment

Up