Как я провел лето. Сочинение с картинками и с видео

Dec 02, 2013 12:40



Лето я провел хорошо. Мы с ребятами вдоволь купались, загорали, ели досыта черники и малины, занимались йогой, музицировали, ходили на концерты и в кинематограф, танцевали, готовили еду на костре, жили в палатках, слушали и читали лекции, мастерили украшения и тотемы из подручных материалов, пили кофе и чаи в чайных и кофейнях, встречали старых друзей и находили новых - и всё это не покидая славные летние фестивали, до которых мы с ребятами большие охотники.




А еще мы очень много фотографировали и фотографировались, чтобы потом показать всем в городе, до чего здорово проводить летнюю жизнь на лесных фестивалях у озёр и рек.



Всего в этом сезоне я побывал на четырёх фестивалях, а многие другие ребята и того больше, так что к концу лета мы могли уже хвастать друг перед другом разноцветными фестивальными браслетами в память о веселых деньках, проведенных совместно, а также о скидках на питание в фестивальных кафе в случае, если браслет льготный.



Кафе - это очень нужная вещь в лесу, когда лень готовить на костре. Еда в них обычно вегетарианская, особенно у кришнаитов, которые всегда ставят свое заведение на любом фестивале. Но мы с дочерью редко едим у кришнаитов, она не любитель специй. К тому же у кришнаитов не очень-то дешево. А вот в нашем любимом кафе при "Детской поляне" на фестивале ЙогАрт, к примеру, любая порция была 50р. Если помогаешь в чем-нибудь или ведешь мастер-класс, кормят бесплатно.



Отдельная история с чайными и кофейнями. Они тоже обычно дешевле городских (на фестивале "Встреча на Волге" в Волгограде чашка улуна стоила вообще 10р), к тому же тут еще и значительно проще стать завсегдатаем со всеми выгодами и привилегиями постоянного клиента: дружба с чайными мастерами перерастает в нежную привязанность, и можно целыми днями полёживать в тенистых дастарханах, не выпуская ни на секунду из поля зрения вопросов о смысле жизни, духовности, мементо мори и прочих вещах, которые тут же с большим энтузиазмом обсуждаются за соседними столиками. Тут же учат игре в го, гадают на картах таро, обсуждают особенности китайского автостопа и охотно делятся отеческими наставлениями ("девочки, не злоупотребляйте мужской йогой"). И не только здесь, в чайной.



На всём пространстве любого фестиваля действуют выставки-продажи одежды, украшений, литературы, фотографий, лекции и мастер-классы всевозможных самозваных и признанных мастеров.



Выставка-продажа одежды на фестивале YogArt



Выставка-продажа фотографий на фестивале YogArt



Лекция на фестивале YogArt



Ведический планетарий на фестивале YogArt

Организованы кинотеатры, концертные площадки, распределенные по жанрам, иногда их даже в избытке. Например, на "Систо" в этом году было аж 2 сцены с экспериментальной электроникой, нойзовая и дроновая (что не мешало, впрочем, на дроновой сцене играть нойз, а на нойзовой играть эмбиент, но это уже детали).



Фестиваль "Систо". Нойзовая сцена. Выступление DJ Evergreen



Фестиваль "Систо". Сцена "Гудельная поляна" (drone). Выступление проекта "УтровортУ"

image Click to view



Саша Соколова (atlantida project) на фестивале YogArt - 2013.08.11

И, конечно, особого рассказа требует наша любимая "Детская поляна" на "ЙогАрте" у Ладожского озера, которую устраивали те же люди, что и "Детский сад" на "Систо" и "Вещем Мхе". Основную часть времени мы там и проводили, потому что с утра до вечера практически без перерыва шли всякие интересные занятия, так что даже терять время на обед было обидно.



Для любителей мастерить, рисовать и лепить - особые столики с поделками, рисунками и всевозможными канцтоварами. Для разминки и баловства - сетка между деревьями и батут.



Для детишек постарше лекции в рамках проекта "Живая книга": несколько взрослых задают темы, на которые готовы рассказывать интересное и потом важно удаляются, каждый в окружении юных адептов, чтобы стать на время для них "рекой, наполняющей Вселенную мудростью", каковое определение книги мы находим в киевских летописях... Дети садятся в кружок вокруг выбранной "живой книги" и вдумчиво выбирают, какую "главу" им сейчас расскажут - о дальних странах, о музыке, об устройстве Земли или о том, как становятся взрослыми.



Для желающих размяться здесь преподается детская акро-йога - это такая нео-йога, в которой много акробатики, и взрослые занимаются совместно с детишками. Опытные йоги, наверное, смотрят на нео-акробатов, как ортодоксы на распевающих госпел пританцовывающих негритянок с массивными цветастыми задами, но мы-то с вами умеем уже отделять бревна от соринок, не правда ли?



Выставка детского творчества

Бывают тут и регулярные занятия танцами, пением, дыхательной гимнастикой, ежевечерне детишки совместно поют и играют на барабанах и т.д. Перечислять всё долго, да это и не главное. Главное - все дети говорили вечерами в палатках своим родителям, укладываясь спать, одно и то же: ""Мы ведь никогда отсюда не уедем? Навсегда тут останемся с друзьями, правда?".

image Click to view



Детский джем с участием проекта Osebo

На "Детской поляне" "ЙогАрта" все так близко познакомились и освоились на местности, что трехлетние крошки самостоятельно ходили на "Детскую поляну" от нашей стоянки, расположенной неподалеку, и сами возвращались. Можно было их оставить довольно надолго, а можно побыть и позаниматься с ними вместе - это и приветствуется, и полезно для развития взаимопонимания, но тоже не всегда: когда мастерили поделки, я отходил от дочки подальше, иначе получалось, что я плету мандалу и клею браслет, а она руководит.



Так что обереги из мха и куколок желаний она делала самостоятельно. Нам потом оставалось только догадываться о значении этих предметов, так что куколок желаний мы трактовали как абсорбенты, которые аккумулируют все витающие в воздухе желания и страсти, отводят на себя все греховные помыслы и соблазны.



Практика om-healing на фестивале YogArt

Говорят, существуют ярковыраженные сектантские фестивали, сама атмосфера которых "выдавливает" за их орбиту "чужаков", там медитируют по расписанию и едят по талонам, но мы с ребятами на таких не бывали, ничего рассказать тут не сможем. Наши фестивали были не такие, а открытые, вбирающие в свою орбиту самых неожиданных и забавных персонажей. Тем не менее, нельзя сказать, что фестиваль - это полное стирание границ, приходи кто хочешь, делай что заблагорассудится.



Прежде всего, "случайно" на фестиваль попасть весьма трудно, место выбирается намеренно далекое и глухое, с минимальной возможностью повредить отдыху аборигенов. На каждом фестивале есть вполне определенные правила, касающиеся экологии места и экологии отдыха, и всякий раз они возникают в зависимости от ситуации, в которую попадает данное сообщество, от внутренних и внешних факторов, и целей, которые ставятся.



Поразительна способность людей к самоорганизации, коллективный разум и руки делают чудеса. Любые внутренние проблемы решаются быстро и сообща, будь то постройка сцены, украшение пространства, подвоз посуды в кафе, замена или починка генератора, оформление лесного сортира или заготовка дров - волонтеры быстро находятся для любого дела, но это только видимая "потребителю" часть организации. Подготовка места и уборка занимают зачастую время значительно большее, чем длится фестиваль, особенно если фестиваль крупный.



Изготовление тента для сцены на фестивале "Встреча на Волге", Волгоград

Несколько сложнее с внешними проблемами, и тут очень многое зависит от опыта, такта и харизмы организаторов. Одно дело, когда у сцены фестиваля, где правилами недвусмысленно запрещен алкоголь, появляются пьяные (ваши покорные слуги), и им вежливо, но твёрдо указывают на нежелательность их пребывания, или приезжает взволнованная тётя и жалуется, что многоуважаемые гости фестиваля разбили дорогу, которую она любовно выстроила до своего дачного посёлка, все такие вопросы решаются в рабочем порядке.



Другое дело, когда приезжает милиция с жалобами от местных на "омовения обнаженными" на общественном пляже, или лесники с претензиями к устройству костровищ, или природоохранные органы с вестью сразу о двух лесных пожарах в нескольких километрах с разных сторон от фестиваля, и все грозят немедленным и безапеляционным закрытием.

Поскольку государственные структуры множатся и развиваются, и вместе с размерами взяток растет страх ответственности, всё больше фестивалей стали запрещать уже на уровне согласования, ибо согласовывать надо на очень многих уровнях и с очень многими людьми, и каждому из них боязно, лень и хочется денег. Этим летом только мне стало известно о пяти фестивалях, которые запретили проводить в Ленинградской и Петрозаводской областях, а один из них, "Вещий мох", прикрыли прямо при нас.

Во второй из четырех дней "Вещего мха" приехали люди в какой-то своеобразной природоохранной униформе с вестью об упомянутом выше двойном пожаре. Переговоры носителей униформы с организаторами быстро зашли в тупик - вероятно, сумма запрашиваемой природоохранителями компенсации ущерба природе превысила самые смелые расчеты устроителей на выручку. Официально фестиваль был закрыт. Но ночью всё-таки на какой-то из четырех сцен заиграла музыка, заработало какое-то особенно строптивое кафе, и затем из самого Питера более чем за 100 километров приехал автобус с ОМОНом и стал закрывать фестиваль вручную. Дело это оказалось довольно хлопотное, потому что никто и слыхом не слыхивал ни про какой фестиваль, в лес приехали обычные горожане на пикник с палаточкой и музычкой, костры они не жгут, не шумят, ведут богобоязненный образ жизни, кафе никакие не кафе, а сплошь бесплатные кулинарные мастер-классы ("Хотите, научу вас бутерброды лепить?"), и даже лицом в пол никого не положишь, потому что никакого пола нет, один мох. По лесу разносилось часов до четырех ночи очень громкое "Бу-уу-уу!!!", которым лесные отдыхающие приветствовали стражей порядка. Поскольку стражи явно не получали большого удовольствия от проведения в лесу ночи с пятницы на субботу, в отличие от беззаботных отдыхающих, пришлось стражам удалиться восвояси, но недобрую память о себе им оставить удалось. Насколько я слышал, кого-то всё же стукнули, кого-то прихватили с собой, у знакомой в кафе побили керамическую посуду (стеклянную не тронули - тоже понимают в экологии). Дальнейшие дни фестиваля не было, а был обычный партизанский отдых на природе. У нойзовой сцены, где мы с ребятами дислоцировались, был свой генератор, поэтому она работала с перерывами на приезд полиции. Когда полиция приезжала, от организаторов приходил смс: "клещ во мху", - и генератор выключали.



Изменённое в связи с инциндентом расписание работы нойзовой сцены на фестивале "Вещий мох"

Впрочем, до самой сцены силовые структуры так ни разу и не добрались, она была довольно далеко от основных тропинок фестиваля и даже когда работала, издавала звуки, скорее похожие на ласковый грохот автострады, чем на музыку. Также с перерывами на визит органов работала пара кафе, и в одном из них на скромной кафешной аппаратуре даже выступали хэдлайнеры фестиваля. Но основные сцены пришлось разобрать.

image Click to view



Группа "Eject" - фрагмент выступления на фестивале "Вещий Мох", 13-07-2013

Возможно ли было мирное решение конфликта? Аналитики, с которыми я беседовал, сказали, что возможно. Главной ошибкой организаторов было, по мнению аналитиков, отсутствие на мероприятии ЧОПа. Лицензированное частное охранное предприятие крышевало бы, как это водится, частную вечеринку, и никакая полиция не имела бы право шастать по ее территории, это было бы разбирательство на уровне силовых структур, а не избиение младенцев. И вторая по важности, но тоже весьма серьезная ошибка - это джедайское решение фестивалить сразу в ночь после недвусмысленного запрета. Идти на принцип, по мнению нашего источника, не стоило. Надо было подождать, и решение вопроса пришло бы в той или иной форме - ведь утвердили же фестиваль изначально, несмотря на подачу заявки о его проведении примерно за неделю, это необычайно короткий срок. В любом случае, организаторы признали факапы, изъявили готовность вернуть деньги за билеты, полностью выполнили обязательства по уборке территории после фестиваля и т.д. Ситуация, разумеется, сложнее, чем я тут в двух словах ее описываю, это всего лишь один из множества возможных взглядов на проблему, иллюстрация того, как непросто в наших условиях устраивать такие мероприятия, и тем ценнее опыт энтузиастов, которым это удается, или, к сожалению, не удается.

image Click to view



"Огни Видений" (Архангельск) - фрагмент выступления на фестивале "Вещий Мох", 13-07-2013

Современная законность, как известно, такова, что был бы человек, статья найдется. Скоро, говорят, даже по лесу гулять запретят, проходила летом такая новость http://www.rbcdaily.ru/society/562949987305992 . Поэтому повышенные требования к экологичности, которые сейчас предъявляют к своим участникам фестивали, не только идеологическое требование больших любителей природы и ньюэйджа, но прежде всего вопрос выживания, чтобы максимально огородить себя от придирок всех многочисленных окормляющихся вокруг лесных мероприятий личностей в униформе. На "ЙогАрте", к примеру, при нас возникали самые неожиданные проблемы, и так или иначе улаживались. В итоге фестиваль состоялся в полном смысле, все запланированные десять дней было замечательно и в то же время вполне достаточно.



С самого начала организаторы нас предупредили, что следует убрать машину на специально обустроенную стоянку на трассе в десяти минутах ходьбы от фестиваля после того, как отгрузим вещи. Так мы и поступили. Стоянка оказалась довольно небольшая, на очень ограниченное число автомобилей, и подавляющее большинство участников забило на просьбы устроителей, машины стояли повсюду в лесу (кроме черничников! На них и палатки ставить запрещали), что повлекло появление тётеньки, разъярённой из-за полностью разбитого съезда с трассы, и сказать, что это не мы, было никак нельзя - весь лес был занят автомобилями. Не знаю, была ли она утешена, во всяком случае починка съезда в лес обсуждалась.



В лесу было запрещено лесниками создавать новые костровища, можно делать костер только на старых или на песке пляжа. Пришлось умолить организаторов считать наше костровище старым, ибо, во-первых, у нас дети, а во-вторых, не жечь костер в лесу мы не можем, иначе зачем всё? Они велели хотя бы тогда окопать его и обложить камнями, компромисс был достигнут.



Так же и с "омовениями обнаженными". На берегу Ладоги стояло две бани на разных концах фестиваля, и из каждой периодически выбегали остужаться в весьма прохладное озеро (до того иногда прохладное, что пластиковые бутыли с водой из него сразу запотевали) старики, женщины и дети. Постепенно нудизм распространился на весь пляж. Аборигены напряглись, нажаловались в местную полицию, прибыл карательный отряд в лице какого-то майора и сказал, что они в милиции настроены миролюбиво, "кто там чего не видел", но на сигнал обязаны реагировать, а на вторичный сигнал будут обязаны реагировать бурно. Организаторы распространили листовку, в которой попросили омывающихся ограничиться территорией у бани и ночным временем. Омывающиеся послушались не совсем уж в полном составе, но конфликт был улажен.



Или вот еще беда откуда не ждали: фестивальные таблички были прикреплены к деревьям при помощи двухсантиметровых саморезов, это тоже дало лесникам повод к претензиям, поскольку они не были в курсе длины самореза, и тоже вопрос утрясали, и т.д. и т.п. Я оттого несколько застрял на мелких и крупных фестивальных проблемах и путях их решения, что уверен: каждый из нас когда-нибудь должен вступить в ряды устроителей или, по крайней мере, участников фестивалей, и каждый должен понимать, что дело это непростое, трудоёмкое, но затраты сил окупаются, окупаются многократно, на всех уровнях.



Ребенок мой, тьфу-тьфу, немного закалился. Тепличная хризантема, которая дрожала при виде воды при первой поездке в лес, под конец фестиваля купалась в десятиградусной Ладоге, нагревшись предварительно как следует в бане.

image Click to view



Duo Kuosikulma. 'YogArt Festival' live 9/08/2013

Мы с проектом "Шумы России" отыграли несколько забавных концертов, и на Систо, и на партизанском Мхе, и в Волгограде, и даже на "ЙогАрте", которому не очень подходили по "формату", переслушали музыку множества друзей, позвали в гости на тот же "ЙогАрт" и устроили выступление финских фольклористок Duo Kuosikulma, было очень здорово, видео прилагается.



Про дружеское общение, важней которого нет ничего на свете, и говорить нечего. На нашей стоянке на ЙогАрте дружно и весело жили в течение полутора недель пять семейств, и надо сказать, смогли расстаться лучшими друзьями, умудрились друг другу не надоесть, не рассориться и даже скучать впоследствии. Не всякий отдых так заканчивается, товарищи. Думаю, знаете по опыту.



Возвращение в город далось мне на этот раз трудно, труднее, чем обычно. Долго я еще дичился нарочитых декораций фасадов и опасался молиться Богу из-за бетонных стен и подземелий метро - а вдруг отсюда совсем слабенький приём и сплошные помехи. Вокруг еще долго всё было населено какими-то ходячими симулякрами людей и отношений, пучина интернета поглощала меня при малейшем включении компьютера с невинной целью проверить название музыкального коллектива, а телевизоры в городских кафе приходилось выключать для возвращения аппетита.



Насколько же это отличалось от бесед у костра, в которых слышались отзвуки тектонических процессов современности, от чудесных встреч со старинными друзьями со всего света, от новых знакомств, от дыхания леса, озера, от щемящей гармонии с миром, от постоянной встречи без расставаний с творением и его Творцом… Я оказался сверх меры избалован постоянным ощущением неба над головой, которое надежнее любой крыши, когда нет нужды постоянно с усилием и скрипом оттягивать дверь во внутренние небеса - она и так постоянно распахнута - бери и черпай прямо из источника, а не из крана с фильтром, не из пластиковой бутылки.



Дисциплина города - это очень сложная дисциплина, мы снова после летних каникул оказались в этой душной школе с центральным отоплением. И пока еще оно работает, но паровой котёл уже на пределе и грозит скорым взрывом. До встречи в лесу.



http://exitum.org/cultura/237-d-rylov-kak-ya-provel-leto-sochinenie-s-kartinkami-i-s-video.html
Previous post Next post
Up