Оригинал взят у
kamerzanov в
Наше путешествие на авто в Грузию и Азербайджан. Май 2013. РоссияМайские праздники стали традиционным временем выезда «на разведку». В этот раз целью поездки был Кавказ. Поскольку желания ехать 4000 км до Кавказа (и потом столько же после домой) не было, задача была упрощена путем транспортировки Прадо и Патруля до Самары и обратно. В Самаре к нам примкнул @Cahek_MB с супругой.
Начиная движение из Самары, мы не переставали удивляться качеству дорог. До этого момента мы искренне полагали что дороги в Новосибирске не очень хорошие, местами плохие. Но тут вдруг мы начали понимать, что мы живем в самом прекрасном городе России и дороги у нас отличные. Выяснилось что есть места похуже, иногда совсем худые. Решено было двигаться по кратчайшему маршруту: через Волгоград, Саратов и Элисту.
Волгоград оказался весьма длинным городом, самым длинным в России. Основная улица (которой не избежать) длится несколько десятков километров. Один раз здесь нужно побывать. Осмотрели мамаев Курган. В канун дня победы зрелище особенно яркое.
На этом прелесть города заканчивается. Повсюду трубы, ЛЭП, заводы, жд пути и прочее. Не очень понравилось. Саратов увидели немного,ночью. Следующая остановка Элиста, столица Калмыкии. При въезде сразу чувствуется высокая концентрация представителей титульной нации республики. Город маленький и тихий. Дальше идут пустые калмыцкие степи. Тишина и покой. Дороги вполне сносные.
И конечно же начинается весна ;-)
Ближе к Владикавказу начинаем петлять между Ингушетией, Кабардино-Балкарией и Северной Осетией. Не хотелось попадать на территорию Чечни или Дагестана.
Обычно горам предшествуют хотя бы какие то предгорья в виде холмов или чего то подобного. А тут прямо резкая стена.
Прямо со Владикавказа резко начинаются горы, Северо-Кавказский хребет со снежными вершинами.
До КПП «Верхний Ларс-Казбеги» всего 30 км. Проходим за пару часов российскую сторону, и минут за 20 грузинскую. Да, пограничников у них довели до почти идеального состояния: все быстро, просто, эффективно. Ни взяток, ни придирок. Первая остановка в селе Степанцминда (бывшее Казбеги) у подножья известной горы Казбек.
Грузия
Мне сразу же припомнились одноименные папиросы советского времени с профилем этой горы. В селе много туристиков, часто не русскоязычных. Саша с Машей забираются повыше к вершине Казбека, остальные ночуют в селе.
Следующие двадцать километров военно-грузинской дороги весьма снежны и пыльны. Погода солнечная, много еще не растаявшего снега. Не можем отказать в удовольствие побегать по нему и устроить фотосессию.
Местами мрачные неосвещенные тоннели.
Не всех дорога пускает.
Приближаемся к Арке Дружбы. Символ единения грузинского и российского народов.
Виды потрясающие.
Поскольку нам приглянулась горная часть Грузии, Сванетия и ее внедорожная часть маршрута через Лентехи-Ушгули до Местии, мы направляемся туда. От Тбилиси начинается прекрасный четырехполосный автобан в сторону Черного моря. Разрешенная скорость 110 км.ч. Радуемся и радуемся!
Через несколько десятков километров так недолго длившееся счастье быстрой езды заканчивается и начинается обычное двухполосное шоссе. Тут приходит осознание как ездят «настоящие джигиты». Основное правило езды джигита это обгон. Везде, всегда и в любой ситуации. Если джигит не обогнал, то уважать себя он может перестать, а это по законам горцев недопустимо. Посему обгонять начинают как в обычных разрешенных местах (редкий случай), через сплошную линию и знак «обгон запрещен» (чаще), ну и самый козырный варинт обгон в глухом непроглядываемом повороте (высший пилотаж). Местами так, что аж сердце замирает и в голове одна мысль: «а что же сейчас будет?». К большому счастью, мы не стали свидетелями ни одного ДТП, но разок очередной джигит на микроавтобусе едва едва нас не шоркнул на таком обгоне. Полиция так замечательно выдрессирована, что спокойно взирает на все обгоны, пересечения и прочее. Ее дело помогать. Это безусловно приятно, чувствуешь себя спокойно, не ожидаешь мздоимства. Большое достижение Саакашвили. По словам местных жителей можно обгонять, проезжать на красный, даже нетрезвому ездить, но вот ремень нужно всегда пристегивать (!) , с этим здесь все как ни странно строго.
Останавливаемся в Кутаиси. Хороший, спокойный город. Здесь вообще к русским довольно хорошо относятся. По русски хорошо говорит более взрослая часть населения. Молодежь все более ориентирована на английский, результат прозападной политики президента. Проезжаем село Лентехи, понимаем что для полноценного круга через Сванетию уже нет времени.
Саша отделяется от нас, и уже позже мы узнаем, что на первой половине маршрута сошла снежная лавина, посему наш ренегат разворачивается и делает круг с другой стороны, через Местию. Отдыхаем на одной из горных рек. Поскольку весна время активного таяния снегов, то местами вода в горных реках напоминает грязевой сель.
Чистых рек не так много, возможно летом будет по другому. Глядя на горы понимаю, что подсознательно я все равно их сравниваю с любимым Горным Алтаем. Все же на Алтае как то комфортнее, больше мест для остановок, больше рек. Или я к нему больше привык ;-) Тут же встречаем сплавщиков, судя по увиденному сплав здесь средней сложности.
На следующий день мчим на Черное море через Кутаиси и вдоль побережья. На Черном море я был лет эдак двадцать назад, посему как только открывается хороший вид, необходимо сделать checkin в Черном море ;-) В районе Кобулети это получается вполне хорошо. Вода кстати на удивление теплая, по ощущениям 18-20 градусов.
Колоритный продавец мороженного ;-)
Прибываем в Батуми, самый большой грузинский черноморский город.
Видно что город с историей, много всего старинного. Сложилось ощущение, что очень уж хотелось президенту превратить этот город в такую образцово-показательную, курортную жемчужину. Начало было положено серьезное: построен университет, многие здания реставрированы, реконструирована набережная, несколько грандиозных строек дорого жилья, туристические достопримечательности (памятник грузинскому алфавиту) и т.д.
Однако унивеситет до сих пор не работает, жилье недостроено, а часть амбициозных строительных проектов видимо так и останется на бумаге и в виде рекламных постеров с элементами dolce vita, памятник алфавиту закрыт.
Видно, что в советское время народу здесь было достаточно много, до сих пор видны старые советские пансионаты и прочие рудименты советского периода. Тем не менее нам нравится, а ночью город светится как новогодняя елка, зазывая в казино (их здесь несколько), многочисленные рестораны и кафе. Пока еще не сезон, но летом здесь похоже все весьма активно.
До Тбилиси можно добраться обратно через Кутаиси. Но мы не ищем легких путей, и отправляемся южной дорогой, через Аджарию до Ахалцихе. Асфальт в какой то момент заканчиается, и начинается порядка сотни километров не лучшей грунтовки. За счет приличных выбоин приходится двигагаться неспешно. В середине пути преодолеваем перевал Гордези, это несколько выше 2000 м.
Похоже здесь потемкинская деревня. На рекламном постере заманчиво светится шикарный горнолыжный курорт c красивыми шале и белоснежными спусками.
В реальности это обычный перевал, дорога едва пробитая грейдером, десяток заколоченных домов, и новая канатная дорога с кабинками, еще не установленная.
Что из этого выйдет пока не ясно. Вполне возможно что через пару тройку лет, дорогу с кабинками увезут, а самая идея так и останется мечтной уже почти бывшего президента Грузии.
Дорога колоритна.
К вечеру добираемся до Тбилиси. Тремя днями до этого, буквально по дороге в Грузию виртуально знакомлюсь с Мамукой Кокорошвили на фейсбуке. Он посмотрел наши фильмы о путешествиях и добавил меня в друзья. Узнав о том, что мы движемся в Грузию приглашает нас встретится в Тбилиси. Мы соглашаемся. На встречу Мамука приходит с друзьями. Замечателный вечер, очень гостеприемные и позитивные ребята! Конечно же традиционно, по грузински очень хлебосольные. Пытаемся осилить бескрайние просторы стола с хачапури, хинкали, шашлыком, домашним вином и множеством всяческих вскусностей. Каждая новая порция вина, сопровождается длинным тостом. Традиционный грузинский стол в лучшем его виде ;-) Уставшие, наевшиеся расходимся. Вечер был прекрасен!
Сам Тбилиси относительно небольшой. Весьма самобытный, и приятный. Город разделяет река Кура. Часть зданий находится прямо на одном из берегов, который на приличной высоте по отношению к реке. Проспект Руставели утопает в зелени. Мостовые часто мощеные. Народ приветливый. Все грузинские надписи дублированы на английском, весьма удобно, поскольку понятны и нам, и англоязычным туристам.
Интересен конечно «сухой мост», местная достопримечательность где продается антиквар всех видов и возрастов.
Поднимаемся на фуникулере на гору, откуда открывается замечательная панорама города.
«А тут наш спаситель живет» указывает таксист на новое здание из стекла и бетона. «И кто же это?» удивляемся мы. «Бидзина Иванишвили, наш премьер». Противостояние премьера и президента на политическом поле похоже достигло апогея. Рядовые жители все чаще высказываются негативно о президенте и все лучше о премьере.
Разумеется город не обошло западное веяние. Это видно в архитектуре. Посередине города находится мост в стиле хай тек, переливающийся огнями ночью. Есть еще ряд архитктурных новшеств.
На холме рядом с церковью развивается флаг резиденции президента. Резиденция Иванишвили находится несколько выше и напротив, как будто символизируя политическое противостояние. Город нам понравился.
Едем в АзербайджанДо границы Грузии и Азербайджана недалеко, менее 50 км. Проезжаем Рустави, трубы советских заводов больше не дымят. В этом нет и никогда не было никакого экономического смысла. Грузинское КПП проходится легко. Застреваем на Азербайджанском. Оказывается, если авто управляется по доверенности, то необходимо внести страховой депозит. За Ниссан Патрол это 7000 USD. Долгие переговоры ни к чему не приводят. Оставляем Патрол на границе, все вместе на Прадо двигаемся в Баку.
Сразу видно: деньги в стране есть. Дорога местами четерых полосная, с разделительной полосой. Местами только строится. Думаю это дело ближайших лет, когда она уже будет готова. Пытаемся ехать по правилам. Но это Восток, дело априори бесполезное. В один прекрасный момент нас догоняет полицейская БМВ (там в полиции почему то именно такие авто). «Скорость превысили когда обгоняли» уверенно обясняет смуглый сотрудник ГАИ. На вопросы где, как и можно ли увидеть это (мы уверены что ехали по правилам) на фото-видео фиксации, мы в ответ слышим: «слушай, ну я знаю, да!». Предлагается оплатить 100 манат (4000 руб) штраф в Баку. Разумеется сейчас и налом будет дешевле (ну мы же гости). За 1000 р. и 10 лари жизнь становится куда лучше. И мы едем дальше. Дорожные знаки и разметка больше напоминают фикцию и зачастую носят спародический характер. На идеально ровном, прямом, многокилометровом участке, зачем-то постоянная сплошная. Знак запрета обгона может действовать по 10 км, начало населенного пункта обозначено, а окончание нет. Иногда вообще сложно понять, едешь ты по встречке или все в порядке и соседние две полосы закрыты. Если все равно есть риск быть оштрафованными ни за что,то зачем следовать очевидным формальным глупостям? Езда становится быстрей и комфортней. К полуночи прибываем на берег Каспия, в Баку.
Да, Баку это не Тбилиси. Размах с претензией. Центр города изобилует современными зданиями, фонтанами, зеленой набережной идеальными дорогами. Нефтяные деньги видны везде.
Папан в шоке. Он прожил в Баку до 1972 года, а в гости приезжал последний раз в 1985м. Мне тогда тогда было 7 лет, немного помню эту поездку. Местами папан вообще город не узнает. Устраиваем квест: нужно найти дом, хрущевку, в которой он прожил до 1972 года. Знание адреса дает мало, улицы переименованы, и мы даже не уверены, что эти дома еще существуют. Через два с лишним часа, после многочисленных опросов, помощи таксистов, остаточных воспоминаний о кинотеатре, больнице и некогда проходившей тут трамвайной линии блуждая сквозь дворы, задавая вопросы жителям в возрасте, мы наконец, находим тот самый дом… За десятки лет практически ничего не поменялось. Все та же хрущевка. Тот же двор.
Только тополь по словами папика теперь уже выше дома, а раньше до третьего этажа даже недотягивал. Даже я вспоминаю как тут ходил 28 лет тому назад. Обуревают философские мысли о том как ничто не вечно и как быстро течет время.
Ночной Баку сияет.
Насколько сильны межнациональные и территориальные конфликты видно здесь, в Азербайджане. Из-за проблемы конца 90-х с Нагорным Карабахом Армения и Азербайджан сильно враждуют. Начиная с того, что все КПП между этими странами закрыты. Попасть из одной страны в другую напрямую не получится. Только транзит через третью, Иран на юге или Грузию на севере. Армянское население, в советские времена составляющее существенную часть жителей Баку катострофически сократилось. Ничего армянского здесь теперь нет или почти нет. Часть государственной политики. Жутко наблюдать, как бывшие соседи, ранее жившие в мире, готовы стереть даже память друг о друге. Русско-армянско-еврейское кладбище расположенное в центральной части города убрано, теперь здесь оживленная трасса и множество зданий.
Отношение к русским здесь хорошее. Может на какую толику менее дружественное чем в Грузии, но все равно весьма и весьма. Особенно у старшей части населения, которая еще помнит русский язык. Молодежь русский практически не знает, хотя по заверениям местных жителей есть русские школы и в общем и целом нет той шовинистической политики начала 90-х. Интересно иногда видеть семьи, с виду азербайджанские, но по какой то причине говорящие между собой с акцентом,но по русски.
Почитание лидеров здесь достаточно сильно. Повсюду биллборды с фотографиями уже почившего первого президента Азербайджана Гейдара Алиева.
Иногда встречаются семейные.
Мы были как раз в канун дня рождения Г. Алиева, 10 мая. На следующий день должен был быть «праздник цветов», как нам объяснили, это неофициальное празднование дня рождения первого президента. Праздник масштабный, миллионы цветов со всего мира. Действующий президент Азербайджана, Ильхам Алиев более скромен к своей персоне. Максимум, что мы смогли увидеть это в фойе отеля.
Жалко времени маловато, не хватает времени обследовать весь город, страну тем более. Видно, что на севере еще много интересных мест, туда мы тоже не успеваем. В любом случае мы на разведке, и понимаем куда и как можно проложить в будущем машрут. Азербайджан конечно достоин более глубокого изучения. Красивые места на севере, в районе Габалы например. Интересно там, где начинаются горы.
Источник Азербайджанского счастья.
Обратная дорога до Тбилиси проходит легко и ненапряженно. На одном из постов ДПС нас останавливают, удтверждая что мы превысили скорость. Необходимо отметить, что в Азербайджане практически не реально увидеть сотрудника ГАИ с мобильным радаром. Все радары стационарные, их много на пути нашего следования. Это чудо инженерной мысли, существенно упрощает поборы на дорогах Республики Азербайджан. Достаточно просто сидеть перед монитором и переписывать номера злостных нарушителей, потом останавливать и находить общий язык с нарушителями. Проблема в знаках. Поскольку не было понятно населенный пункт это или нет, мы ехали 77 км.ч., вместо дозволенных 60. Опять начались разговоры о штрафе в 100 манат, который необходимо оплатить в Баку (с креативом у служителей полосатой палочки было не очень). Но поскольку мы гости (нам кажется опять везет) мы можем «сделать настоящее мужское уважение», то есть оплатить взятку в размере 40 манат прямо тут на посту. После «делания уважения», мы спокойно добрались до границы, прохождение которой обратно было куда легче и веселее.
Поскольку долбать дороги России до Самары не очень хотелось, вспоминался наш опыт на пути туда, мы грузим наши транспорты на автовоз в Ессентуках, и с чувством выполненного долга летим домой. Разведка была интересной, продуктивной. Надеюсь мы в одну из больших поездок включим полную территорию Азербайджана, а там и Армению захватим. На Кавказе есть что посмотреть.