(медленно пройдя между столиков, держит шляпу в руке, отвесив общий поклон посетителям и хозяину. Устроившись в уголке, заказывает портер и прислушивается к разговорам. Решается заговорить, не обращаясь ни к кому в частности). Однажды, господа, весьма умудренная особа, которую ник чему называть, сказала мне следующее: по-настоящему умный человек может стать лишь посредственным художником, ибо живопись требует определенной слепоты - умения не замечать некоторых мелочей. Умный же человек обычно понимает больше, чем видит. И это несоответствие между тем, что он видит, и тем, что он понимает, сковывает его, не дает ему выразить свою мысль до конца. (Задерживает взгляд на даме, которую называют «Прекрасная гвардия») Сударыня, поверьте, в мои намерения не входило оскорбить господина Робеспьера сравнением. Я имел в виду только, что он, как известный господин Ницше, был мягким, интеллигентным, нерешительным в своей частной жизни. Но это не мешало ему проповедовать идеи весьма жесткие и радикальные. А также и тот факт, что последующая судьба
( ... )
ВИЛАТ (вполголоса, но с расчетом, чтобы Невилл услышал). Как странно... Мне-то всегда казалось, наоборот, чем выше гений художника, тем он больше видит... необычное в обыденном, общее в частном... Иначе - почему бы такие простые сюжеты, как у Флобера, - это же простые житейские сюжеты! - трогают нас не меньше, чем античная трагедия?!..
ТЕОДОР (как всегда, говорит негромко, словно в раздумии) Я склонен согласиться с Вами, мсье Вилат... как человек, притязающий на звание художника (хотя господа из Салона будут другого мнения), могу сказать, что только действительно разносторонне развитый человек, умеющий видеть мир и понимающий законы его бытия во всей немыслимой их полноте, невыразимой словами - может создавать произведения, остающиеся вне времени. Допустим... - продолжал он так же мягко, - разве можно изобразить лошадь, не зная соразмерности мускулов, костей, законы падения света? И то просто знать их мало - выйдет дурная калька действительности, презренный _реализм_ Курбэ и Домье; истинное искусство - в гармоничном слиянии точного знания и свободного видения.
Как чудное постичь великолепье И в беге яростном, и в мЕртвенном покое? Зверь гордый растерзает цепи, В холмы умчась тропой ночною...
Не Вы ли, господин Вилат, говорили не так давно, что рисование было ремеслом даже в ваше время? Рисовальщик - это искушеный ремесленник. Его цель - добиться наибольшего сходства с натурой. (Оправляет манжеты) Есть разница: художник себе сам ставит цель, рисовальщик - выполняет заказ. Господин Колло заметил верно. Чем сложней личность артиста, тем он больше вкладывает личностного в свое создание. Заказчику это ни к чему. Он хочет видеть себя, свой дом, свою жену и свою собаку, а не фантазию художника... Мое время не отличается утонченностью и щепетильностью, господа. Оно признает только точное знание и смеется над чувствительностью. (Смотрит перед собой. Задумчиво) В ремесле важнее форма. В искусстве форма подчиняется содержанию. (Обращается к Теодору) Я угадываю в Вас собрата по профессии. Скажите мне, что понимают под "реализмом" в живописи?
Comments 18
(Задерживает взгляд на даме, которую называют «Прекрасная гвардия») Сударыня, поверьте, в мои намерения не входило оскорбить господина Робеспьера сравнением. Я имел в виду только, что он, как известный господин Ницше, был мягким, интеллигентным, нерешительным в своей частной жизни. Но это не мешало ему проповедовать идеи весьма жесткие и радикальные. А также и тот факт, что последующая судьба ( ... )
Reply
Reply
Допустим... - продолжал он так же мягко, - разве можно изобразить лошадь, не зная соразмерности мускулов, костей, законы падения света? И то просто знать их мало - выйдет дурная калька действительности, презренный _реализм_ Курбэ и Домье; истинное искусство - в гармоничном слиянии точного знания и свободного видения.
Как чудное постичь великолепье
И в беге яростном, и в мЕртвенном покое?
Зверь гордый растерзает цепи,
В холмы умчась тропой ночною...
Reply
Reply
Leave a comment