Музыка Бориса Владимировича Асафьева
Либретто Н.Волкова, В.Дмитриева по мотивам хроники Ф.Гра «Марсельцы».
Постановка В.Вайнонена. Режиссер С.Радлов. Художник В.Дмитриев.
Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета имени С.М.Кирова, 6 ноября 1932 г.
Действующие лица: Гаспар, крестьянин. Жанна и Пьер, его дети. Филипп и Жером, марсельцы. Жильбер. Маркиз Коста де Борегар. Граф Жофруа, его сын. Управляющий имением маркиза. Мирейль де Пуатье, актриса. Антуан Мистраль, актер. Амур, актриса придворного театра. Король Людовик XVI. Королева Мария-Антуанетта. Церемониймейстер. Тереза. Оратор-якобинец. Сержант национальной гвардии. Марсельцы, парижане, придворные, дамы. Офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря.
Лес близ Марселя. Гаспар с детьми Жанной и Пьером собирают хворост. Слышны звуки охотничьих рогов. Это сын владельца округи граф Жофруа охотится в своем лесу. Крестьяне спешат скрыться. Появляется граф и, подойдя к Жанне, хочет ее обнять. На крик Жанны прибегает отец. Егери, слуги графа избивают и уводят с собой старого крестьянина.
Площадь Марселя. Вооруженная стража ведет Гаспара. Жанна рассказывает марсельцам, за что отца отправляют в тюрьму. Возмущение народа еще одной несправедливостью аристократов растет. Народ штурмует тюрьму, расправляется с охраной, взламывает двери казематов и выпускает на волю пленников маркиза де Борегара. Жанна и Пьер обнимают вышедшего из темницы отца. Народ ликованием встречает узников. Раздаются звуки набата. Входит отряд национальной гвардии с плакатом: «Отечество в опасности!» Волонтеры записываются в отряды, направляющиеся на помощь восставшему Парижу. Вместе с друзьями записываются Жанна и Пьер. Под звуки «Марсельезы» отряд выступает в поход.
Версаль. Маркиз де Борегар рассказывает офицерам о событиях в Марселе. Жизнь Версаля идет своим чередом. На сцене придворного театра разыгрывается классическая интермедия, в которой участвуют Армида и Ринальдо. После представления офицеры устраивают банкет. Появляются король и королева. Офицеры приветствуют их, клянутся в верности, срывают трехцветные повязки и меняют их на кокарды с белой лилией - гербом Бурбонов. После ухода короля и королевы офицеры пишут обращение к королю с просьбой разрешить им расправиться с революционным народом. Актер Мистраль находит на столе забытый документ. Боясь разглашения тайны, маркиз убивает Мистраля, но тот перед смертью успевает передать документ Мирейль де Пуатье. За окном звучит «Марсельеза». Спрятав разорванное трехцветное знамя революции, актриса покидает дворец.
Ночь. Площадь Парижа. Сюда стекаются толпы парижан, вооруженные отряды из провинций, в их числе марсельцы, овернцы, баски. Готовится штурм королевского дворца. Вбегает Мирейль де Пуатье. Она рассказывает о заговоре против революции. Народ выносит чучела, в которых можно узнать королевскую чету. В разгар этой сцены на площадь приходят офицеры и придворные во главе с маркизом. Узнав маркиза, Жанна дает ему пощечину.
Толпа бросается на аристократов. Звучит «Карманьола». Выступают ораторы. Под звуки революционной песни «Çа ira» народ штурмует дворец, врывается по парадной лестнице в залы. То тут, то там завязываются схватки. На Жанну нападает маркиз, но Пьер, защищая сестру, убивает его. Жертвуя жизнью, Тереза отнимает у офицера трехцветное знамя.
Защитники старого режима сметены восставшим народом. На площадях Парижа под звуки революционных песен танцует и веселится победивший народ.
Героический балет, блистательно поставленный Вайноненом. Спектакль явился ярчайшим свидетельством советского мужского танца. Мне очень жаль, что довелось танцевать в нем всего три раза. Я получал огромное наслаждение от исполняемой партии, так как считаю необходимым для каждого артиста присутствие подобных партий в репертуаре.
Михаил Лавровский в роли Филиппа
АСАФЬЕВ Борис Владимирович (17(29).07.1884, Петербург, - 27.01.1949, Москва)
публицистический псевдоним - Игорь Глебов
композитор, ученый-музыковед, публицист, педагог, окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую консерваторию (1910), ученик Н.А.Римского-Корсакова и А.К.Лядова.
Биографические сведения, библиография, сочиненияКнига "Музыкальная форма как процесс" ВОЛКОВ Николай Дмитриевич (10(22).12.1894, Пенза - 03.04.1965, Москва)
Советский театральный критик, искусствовед, драматург, либреттист. Окончил юридический факультет Московского университета (1917). Автор либретто балетов, созданных в содружестве с С.С.Прокофьевым ("Золушка", 1945), Б.В.Асафьевым ("Пламя Парижа", 1932; "Бахчисарайский фонтан", 1934; "Кавказский пленник", 1938; "Барышня-крестьянка", 1946), А.М.Баланчивадзе ("Сердце гор", совм. с Г.Леонидзе, 1938), А.И.Хачатуряном ("Спартак", 1956) и др.
Соч.: Театральные вечера (М.: Искусство. 1966)
ВАЙНОНЕН Василий Иванович (8(21).02.1901, Петербург, - 23.03.1964, Москва)
Cоветский балетмейстер, заслуженный артист РСФСР (1939). Окончил Петроградское хореографическое училище (1919). Артист, затем балетмейстер ленинградского Театра оперы и балета им.С.М.Кирова (1919-38), балетмейстер Большого театра (1946-50 и 1954-58).
Балет "Пламя Парижа" Асафьева (1932), поставленный Вайноненом, положил начало народно-героической направленности в советской хореографии. Теме современности посвящены постановки балетов "Партизанские дни" (1937) и "Милица" (1947) Асафьева, "Берег счастья" Спадавеккиа (1952). Значительный вклад в культуру классического танца внесла постановка балета "Щелкунчик" Чайковского (1934).
В числе постановок Вайнонена: "Арлекинада" Дриго (1945), "Мирандолина" Василенко (1949) и др. За постановку в Большом театре балета "Пламя Парижа" (1947) и танцев в опере "Проданная невеста" Сметаны (1948) дважды удостоен Государственной премии СССР (1947, 1949). Награжден орденом "Знак Почёта" и медалью.
Соч.: Заметки о языке хореографии // Театр (М., 1940, № 9, с.75-80)
Статья в серии «Легенды Большого»Биографические сведения и фотография на сайте Бельканто ДМИТРИЕВ Владимир Владимирович (31.04.1900, Москва, - 06.05.1948, Москва)
Российский советский театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат Государственной премии СССР (1946 - дважды, 1948, 1949, посмертно).
Биографическая справка, сценография
РАДЛОВ Сергей Эрнестович (23.08(04.09).1892, Петербург, - 27.10.1958, Рига)
Российский советский режиссер, драматург, теоретик и историк театра.
ЛАВРОВСКИЙ (Иванов) Михаил Леонидович (29.10.1941, Тбилиси)
Советский артист, хореограф, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской (1970) и Государственной премии СССР (1977).
Биографическая справка, репертуар на сайте Большого театра Литературная основа либретто - роман «Марсельцы»
Феликс Гра (3.05.1844, Мальмор под Авиньоном, - 4.03.1901, Авиньон) - статья в Литературной энциклопедииФ.Гра. МАРСЕЛЬЦЫ (текст на русском языке) Материал опубликован в 2003 г., дополнен ссылками и перемещен в сообщество - 04.02.1202, и вот снова и опять...