Не высшее высшее образование - I

May 21, 2011 19:16

Листая забытое - тег для материалов, которые когда-то уже были опубликованы здесь или где-либо еще, но подзабылись (потерялись), а теперь вот почему-то и в связи с чем-то вспомнились. И вместо того, чтобы давать просто на них ссылку, я подумал, что будет лучше их вновь вытащить "наверх". Вот эта статья - первый кандидат. Как видно из даты, ей почти уже 4 года. Сам не перечитывал. Интересно, что с тех пор поменялось в ту или иную сторону, в чем мне случилось быть правым, а в чем ошибаться... в общем, как и всегда, на ваш суд.

Разбил на две части, так как ЖЖ сказал, что если в одну, то слишком много тексту выходит. Ну, много или мало, не компьютеру решать, поэтому сокращать ничего не стал, а уложил в два приема.

По мере того, как будет что-нибудь еще злободневное из "былого" отыскиваться, буду под этим же тегом вытаскивать на свет божий. Иногда полезно в прошлом покопаться.

Не высшее высшее образование

Александр А. Шиляев

28 мая 2007 г.

Введение

Всё чаще и всё больше критики звучит в адрес нашей системы высшего образования и результатов ее работы. [i] И нет, наверное, ни одной категории людей, которые бы оставались равнодушными к вопросу о том, что представляют собой система образования и самое образование сегодня.

Это не удивительно, учитывая ту роль, которую система образования занимает в жизни любого государства, любой нации и то влияние, которое она оказывает на все сферы человеческой деятельности и жизни в целом на многие годы вперед. Это тем более не удивительно, если более пристально всмотреться в происходящие за последние 10-15 лет с российской системой образования коллизии.

Несколько лет назад Россия присоединилась к Болонской конвенции. Согласно одобренной правительством программе до 2010 года России предстоит полностью перейти на принятые конвенцией стандарты, что должно обеспечить ей еще большую интеграцию в сообщество стран-участниц конвенции. Большая часть разговоров, касающихся системы высшего образования, посвящена именно болонскому процессу. Более серьезные проблемы, нежели проблемы перехода на новые стандарты обучения, похоже, отошли на второй план. Создается благостный настрой, что новый порядок решит все проблемы образования. Однако, это не так. Все эти годы свободный рынок не очень-то способствовал повышению качества российского образования. Мы склонны полагать, что при нынешнем положении дел подобная реформа не решит и малой доли задач, стоящих сегодня перед российской системой образования. Необходимы более серьезные и глубокие преобразования с участием куда большего числа общественных институтов, необходимо возвращение государства к самому активному участию в наведении порядка в системе образования. [ii]

В настоящей работе мы рассмотрим основные проблемы, с которыми столкнулась российская система образования, их причины и возможные последствия, а также наметим необходимые шаги, которые, по нашему мнению, следует предпринять, чтобы переломить сложившуюся ситуацию.


Текущее состояние дел

Благодаря реформам наша система образования превратилась в самостоятельную отрасль с высокой степенью коммерциализации. Эти же реформы - о причинах мы будем говорить ниже - породили множество проблем и несоответствий, с которыми ежедневно сталкиваются миллионы граждан, имеющих как непосредственное, так и косвенное отношение к системе высшего образования. Конфликты и проблемы неизбежны для любой системы, тем более такой сложной, как эта. Это обусловлено: во-первых, непосредственным участием государства в качестве регулятора и финансиста; во-вторых, участием частного капитала как инвестора в образовательные заведения в коммерческих целях и с целью финансирования обучения - собственно в образование индивидов; в-третьих, столкновением на почве образования значительного числа агентов, имеющих различные цели и интересы, что не может не отражаться на системе образования в целом.

Новые условия, в которых в результате реформ оказались вузы и которые выразились в сокращении бюджетного финансирования на фоне растущих цен, заставили их самостоятельно искать средства к существованию. Благо новый порядок позволял это делать. Подталкивала к этому и растущая конкуренция между вузами (статистику численности вузов см. на Рисунке 1). Часть инициатив и действий, предпринятых вузами, оказалась закономерной и вполне уместной, другая часть - неэтичной и откровенно аморальной. Параллельно набирала и продолжает набирать темпы коррупция в сфере образования.

В одной из своих работ Андрей Шлейфер отмечал, что конкуренция между университетами заставляет последние вести не совсем «чистую» игру, чтобы обеспечить себя дополнительными к имеющимся средствами, постоянно балансируя между выполнением прямого предназначения - исследовать и учить - и необходимостью развиваться дальше [3]. Но было бы преувеличением говорить, что западные университеты злоупотребляют подобной практикой. Кроме того, их методы не столь уж противоречат этическим принципам, если сравнивать с другими примерами, которые приводит Шлейфер.

Рассмотрим некоторые практики коммерциализации, присущие российской системе образования, которые вряд ли можно счесть этичными, учитывая, что они создают дополнительные стимулы для коррупции: [iii]

1. написание и защита «коммерческих» диссертаций, курсовых, дипломов и т.д.

В последнее время ученые степени стали пользоваться все большей популярностью у людей, не имеющих прямого отношения к науке (политиков, чиновников, бизнесменов). В виду отсутствия времени на написание диссертации и проведение полноценного диссертационного исследования, а зачастую и желания что-либо делать самостоятельно, соискатели предпочитают, чтобы кто-то сделал это за них за соответствующее вознаграждение. Собственно защита диссертации так же часто носит характер пустой формальности.

2. платное восстановление

Практикуется платное восстановление в вуз, например, после отчисления за академическую неуспеваемость. По сути это означает, что отсутствие необходимых программой знаний или способностей можно компенсировать определенной суммой денег.

3. плата за пересдачу зачетов/экзаменов

В некоторых вузах студенты, не сдавшие с первого раза зачет или экзамен, допускаются к повторной сдаче и к следующим экзаменам лишь после уплаты определенной суммы (часто неофициально). [iv]

4. торговля дипломами

Сегодня любой человек, не желающий тратить время на обучение, практически беспрепятственно может купить диплом едва ли не любого вуза. Естественно, что услуги подобного рода незаконны, но открыто рекламируются как в многочисленных печатных изданиях, так и в Интернете. Учитывая в значительной степени формальный характер проверки подлинности подобного рода документов при приеме в большинство коммерческих структур, обладатель такого диплома мало чем рискует. А самое обладание дипломом о высшем образовании превращается в такую же фикцию, как и само высшее образование. [v]

Коррупция представляет собой самостоятельную и куда более серьезную проблему, о возрастающем уровне которой в системе образования говорят все чаще, различные организации проводят опросы и исследования с целью выявить реальный масштаб урона, наносимого коррупцией. Проведение таких оценок существенно затруднено самим характером проблемы, и, тем не менее, все эксперты единодушны во мнении, что масштаб коррупции принимает угрожающие масштабы. Дальнейшее обсуждение темы коррупции в рамках настоящей работы не представляется возможным, поэтому мы оставляем его для следующих работ.

Материальные проблемы непосредственным образом сказались на состоянии ресурсной и учебной базы вузов. К проблемам данной категории можно отнести:

1. качество преподавательского состава и  укомплектованность им

На протяжении последних лет наблюдался неуклонный рост числа вузов и числа студентов (см. Рисунки 1 и 2). Тем не менее, система так и не смогла восполнить этот пробел - и по сей день перечисленные факторы остаются едва ли не самыми критическими для обеспечения качественного учебного процесса.

2. отсутствие подключения большинства вузов к ведущим научным и деловым информационным ресурсам (например, Lexis-Nexis, JSTOR, EBSCO и др.)

Так, по состоянию на 6 марта 2007 всего 37 российских организаций (не только учреждения Министерства образования) были подключены к системе JSTOR. [vi]

3. неукомплектованность библиотек необходимой литературой, учебными пособиями и пр. [vii]

На сегодняшний день библиотеки даже ведущих вузов страны не могут обеспечить студентов всеми необходимыми для прохождения того или иного курса учебниками в полном объеме, [viii] а уровень стипендий не позволяет студентам обеспечивать себя необходимой учебной литературой самостоятельно.

Во многих вузах - за исключением единиц и по очень узкому перечню ряду дисциплин - научная работа и исследования находятся на самом примитивном уровне. Проще сказать, что они не ведутся вовсе. Отсутствие внятной политики вузов в отношении научной деятельности, отсутствие у студентов, преподавателей и сотрудников доступа к необходимым ресурсам только усугубляет ситуацию. Так, в рейтинг 500 ведущих университетов мира, составляемый Шанхайским университетом на основе данных цитирования работ, проведенных при участии того или иного учреждения (его сотрудниками), вошли только два российских университета - МГУ и СПбГУ. [ix] По состоянию на 18 марта 2007 в базе данных RePEc (только экономические науки) значилось 9 зарегистрированных членов с экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 13 человек из ГУ-ВШЭ, 1 из МЭСИ, 4 человека с экономического факультета Новосибирского ГУ (показатели приводятся исключительно в иллюстративных целях, данными учреждениями представительство российских вузов в базе RePEc не ограничивается). [x] Для сравнения 20% наиболее активных организаций из США, оцениваемых по количеству их членов, зарегистрированных в базе RePEc, насчитывают более 80, а 20% наиболее активных авторов из тех же США составляют 340 человек (по состоянию на февраль 2007 г.). [xi]

Более того, многие студенты предпочитают сегодня учиться не по учебникам и первоисточникам, не по статьям в академической и профессиональной прессе, а по работам сомнительного качества (статьям, курсовым, дипломам и пр.), в изобилии разбросанным по Интернету. Таким образом, без должного контроля даже такие формы проверки знаний как написание рефератов, курсовых и дипломов, подразумевающие самостоятельную работу, могут превратиться в формальность (особенно у студентов гуманитарных специальностей), не добавляя студенту ни знаний, ни каких-либо других профессиональных навыков. [xii]

Обращают на себя внимание и многочисленные «усовершенствования» собственно в системе учебного процесса и в методологическом подходе к процессу обучения:

1. многофилиальность вузов

Значительное количество вузов, особенно вновь образованных в годы переходного периода, пошло по пути создания под своим именем многочисленных представительств и филиалов. Существование таких филиалов под вывеской, может быть, весьма неплохого головного вуза обеспечивало последнему дополнительные средства, но при дефиците преподавателей не гарантировало даже близкого по качеству образования. Определенно эта проблема не могла быть решена периодическими командировками в филиалы преподавателей из центральной организации.

2. накопительная балльная система оценки знаний

Некоторые вузы стали использовать накопительную балльную систему оценки уровня успеваемости студентов, на основе которой по итогам семестра выводится окончательная оценка. Сам по себе такой подход не вызывает особых возражений, но будучи вслепую перенесенным на «нашу землю» без должной проработки и внимания, может порождать серьезные трудности в реализации, что в свою очередь нередко приводит к конфликтам между преподавателями и студентами.

3. отсутствие экзаменационной сессии и экзаменов как таковых

Подобная практика служит естественным продолжением предыдущей. Подразумевается, что мониторинг активности студентов в течение семестра позволяет в итоге сделать преподавателю окончательный вывод об уровне их знаний и выставить заслуженную оценку. Поскольку вся эта процедура находится в ведении преподавателя, ведущего курс, то очевидны возможные последствия такой практики. С одной стороны, с точки зрения мотивации, положительную роль должно оказывать то доверие, которое вуз демонстрирует преподавателям, внедряя такую практику. С другой стороны, у преподавателя может возникнуть соблазн завысить оценки, потому что низкие оценки, пусть и справедливые, будут косвенно свидетельствовать о низком качестве его работы. Таким образом, подобная система без должного контроля за квалификацией преподавателя и уровнем преподавания создает для него стимул к проявлению определенного вида оппортунистического поведения. Причем, при этом формально никоим образом не нарушаются и не затрагиваются интересы студентов. Естественно, они не будут возражать, если преподаватель решит «порадовать» их более высокими оценками, чем они реально заслуживают.

4. различные требования (входной порог) к абитуриентам в зависимости от формы обучения

В зависимости от того будет ли студент учиться на общих основания либо учиться по контракту приемные комиссии дискриминируют абитуриентов, предъявляя контрактникам более мягкие требования при поступлении. Таким образом, вольно или невольно происходит ослабление контроля за образовательным и интеллектуальным уровнем абитуриентов притом, что в дальнейшем в ходе учебы всем студентам предъявляются одинаковые требования. Такой подход ставит контрактников в преимущественное положение. Не следует также забывать, что подобная система создает дополнительные стимулы для коррупции, облегчая дачу и вымогание взяток.

5. развитие новых форм обучения (экстернат, дистанционное и пр.)

Движимые желанием получить как можно больше студентов, с одной стороны, и стесненные в части материально-технической базы, - с другой, вузы стали активно внедрять другие формы обучения, не требующие присутствия студентов в аудитории. Значительно способствовало этому процессу развитие средств коммуникации. Неудивительно, что зачастую такое активное наращивание масштабов деятельности сопровождалось снижением контроля над учебным процессом и, как следствие, снижением уровня подготовки студентов.

6. свободное посещение занятий, совмещение учебы и работы

Все более популярным среди студентов старших курсов становится совмещение учебы с работой. Таким образом, сам процесс образования превращается в не нужную формальность. Посещение занятий носит необязательный характер. [xiii] По сути, процесс обучения у таких студентов вынесен за стены образовательного учреждения. Собственно причастность к вузу выступает гарантией получения диплома по прошествии необходимого времени, а также обеспечивает молодым людям отсрочку от призыва в армию. Платное обучение в ряде случаев может использоваться как извинение за непосещения и плохую успеваемость.

Это далеко не исчерпывающий список вольностей и непоследовательностей, которые можно наблюдать сегодня во многих вузах. Так, например, по тем или иным причинам курсы предметов, которые по логике должны следовать друг за другом, могут быть организованы параллельно; мероприятия по защите курсовых (дипломных) работ могут накладываться на утвержденное расписание других предметов; количество семинаров по одному и тому же предмету может различаться для студентов одной и той же специальности, но из разных групп.

Причины происходящего

Мы не ставим здесь задачу детально проанализировать причины, которые привели систему образования в сегодняшнее состояние, а также сравнить степень и важность этих причин между собой. И все же без упоминания некоторых из них будет сложно выстроить логику дальнейшего изложения.

Произошедшие в стране в начале 90-ых годов прошлого века либерализация и деиндустриализация привели к серьезным структурным изменениям в экономике страны и к ослаблению контроля государства за процессами, происходящими в стране в целом. Для системы образования такая ситуация, в свою очередь, имела целый ряд последствий:

1. развал системы начального и среднего профессионального образования; естественной заменой этим видам образования послужило высшее образование

2. увеличение числа вузов и количества студентов

По данным Росстата все эти годы на фоне сокращения общей численности населения наблюдался неуклонный рост числа высших учебных заведений - как государственных, так и частных - и численности студентов (Рис. 1 и 2).

Рисунок 1. Численность учреждений высшего профессионального образования




Источник: Министерство образования и науки РФ

Рисунок 2. Численность студентов в вузах, тыс. человек




Источник: Министерство образования и науки РФ

На Рисунке 1 отражена динамика изменения числа государственных, негосударственных, и общего числа вузов в период 1985-2005 г.г. Рисунок 2 отображает изменение численности студентов в государственных и негосударственных вузах за тот же период. Из рисунков видно, что на протяжении всего периода наблюдался неуклонный рост численности как государственных, так и частных вузов. Что касается роста численности студентов, то по сравнению с показателями 1985 года более низкий уровень численности наблюдался только в период 1990-1996 г.г. После этого рост численности студентов продолжился. Причем следует отметить, что данное снижение коснулось только государственных вузов; в частных вузах за весь период их существования с 1995 года наблюдался неуклонный рост численности студентов. При этом следует отметить, что этот рост происходил на фоне сокращения общей численности населения (по данным Росстата 147665 тыс. человек в 1990 году против 143474 тыс. человек в 2005 году): 2% в 1990 году и 5% в 2005 году. С другой стороны, в этот период наблюдался рост доли трудоспособного населения: 56,6% (83943 тыс. человек) в 1990 году против 63% (90218 тыс. человек) в 2005 году. Даже с учетом этого роста доля студентов в общей массе трудоспособного населения выросла с 3,4% в 1990 году до 7,8% в 2005 году. Таким образом мы видим, что молодые люди предпочитают учебу работе, тем более в условиях, когда, как уже было показано выше, пребывание в вузе никоим образом не лишает их возможности при желании сочетать учебу с работой.

Ниже представлены статистические данные о состоянии дел в среднем профессиональном образовании в рассматриваемом периоде.

Рисунок 3. Количество государственных учреждений среднего профессионального образования




Источник: Министерство образования и науки РФ

Рисунок 4. Численность, принятых, общая и выпущенных студентов (только государственные учреждения среднего профессионального образования), тыс. человек




Источник: Министерство образования и науки РФ

[i] Здесь мы будем говорить преимущественно о системе высшего образования. Поэтому ниже в тексте под системой образования будет подразумеваться система высшего образования, если не оговаривается иное.

[ii] Российская система образования продолжает терять свои позиции. И в этой области китайская модель оказалась эффективнее, добившись за более короткий срок реформ впечатляющих результатов, см. напр. Злобин А. Китайская грамота. SmartMoney, №17, 2007. С. 48-51.

[iii] В последнее время появляется все больше и больше работ, посвященных коррупции и неэтичному поведению в самых различных сферах. См.: [2, 3, 15]. Несмотря на повышенное внимание к социальной ответственности со стороны правительств и общественных организаций, можно констатировать, что тенденция к ведению дел неэтичными методами усиливается.

[iv] В частности этой проблеме было посвящено Письмо Минобразования РФ от 8 мая 2003 г. N 14-55-547ин/15.

[v] Сегодня наблюдается ситуация, когда, с одной стороны, при потере авторитета высшего образования во многих специальностях (особенно гуманитарных) вследствие того, что само образование дает все меньше полезных знаний, а студенты уделяют учебе все меньше внимания, оно пользуется все большим спросом, с ― другой. В таком случае возникает закономерный вопрос: что же пользуется спросом на самом деле - знания или диплом; а проблема неэффективного использования обществом и отдельными индивидами своих ресурсов становится еще более очевидной.

[vi] См.: http://www.jstor.org/about/participants_intl.html

[vii] Очевидно, что это далеко не единственная проблема российских вузов по части материально-технического снабжения, но в данном случае нас интересуют аспекты, которые напрямую влияют на качество образования.

[viii] Совершенно отдельную и очень серьезную проблему представляет ситуация, сложившаяся с издательством учебников, их отбором и утверждением в качестве таковых, с соответствием их учебным программам. Однако обсуждение данного вопроса выходит за рамки настоящей работы.

[ix] См.: http://ed.sjtu.edu.cn/rank/2006/ARWU2006TOP500list.htm

[x] Как правило, регистрация требуется для авторов статей, находящихся в базе данных либо доступных через нее. Но зарегистрироваться в базе данных можно и без размещения своих работ в базе данных, либо без указания ссылок на таковые, находящиеся на других ресурсах. Таким образом, самое наличие представителя того или иного учреждения в базе данных еще не может служить каким-либо основанием для выводов об уровне научной активности в данном заведении.

[xi] См.: http://edirc.repec.org/alphabet.html

[xii] Студенты все активнее прибегают к плагиату. Ситуация усугубляется тем, что во многих случаях преподаватели предпочитают не обращать на это внимания либо просто не утруждают себя выяснением истинных источников той или иной работы. А указания студентам на то, что подобные поступки являются противоправными, подчас вызывают у них неподдельное удивление.

[xiii] Следует отметить, что свободное посещение - не российское изобретение последнего времени. Свободное посещение лекций практиковалось уже в последние годы существования СССР, также не является исключением оно и в иностранных учебных заведениях.

[xiv] Поскольку работодателям в той или иной степени удается удовлетворять свои требования к кандидатам, предъявляя им завышенные требования, можно предположить, что для них специалист с высшим образованием по стоимости сопоставим со специалистом, имеющим среднее профессиональное образование. Это может служить косвенным доказательством того, что работодателя в большей степени интересует имиджевая сторона, нежели профессиональные качества кандидатов, которые могут отличать специалиста с высшим образованием от специалиста со средним профессиональным. Тем более что рост числа высших учебных заведений и спрос со стороны работодателей на специалистов с высшим образованием позволили перетянуть на себя часть студентов, которые в противном случае и в более жестких и конкурентных условиях удовольствовались бы обучением в ПТУ или техникуме.

[xv] Согласно оценкам в ближайшее время эти показатели будут снижаться вследствие объективных демографических причин.

[xvi] Это притом, что на фоне снижающихся требований студенты все в большей степени разнятся по индивидуальным способностям. Этому способствует введение в практику приемных экзаменов ЕГЭ, а также многочисленные практики, некоторые из которых были упомянуты в соответствующем разделе выше.

[xvii] Нередки случаи, когда преподаватели сами всячески поощряют стремление студентов как можно раньше начать совмещать учебу с работой.

[xviii] Такая ситуация характерна не только для России. Исследования показывают, что с подобными проблемами в настоящее время сталкиваются не только развивающиеся, но и экономически развитые страны (см. напр. [9]). Таким образом, в ближайшем будущем нам вряд ли удастся решить кадровые проблемы за счет иммигрантов, как это могут позволить себе делать США и страны Европы.

[xix] См. Росстат, www.gks.ru/free_doc/2006/b06_13/04-01.htm

листая забытое, высшее образование, качество образования

Previous post Next post
Up