Бизнесу понравилась реформа высшего образования

Oct 30, 2007 21:45


Текст обсуждаемого сообщения находится здесь - http://www.rb.ru/topstory/business/2007/10/25/145802.html

Комментарий

"Путин подписал...". Начнем с того, что это логический и обычный процедурный шаг...после того, как закон приняли в Госдуме и одобрили в Совете Федерации. Прежде здесь мы уже говорили об этих "событиях".
-----------------

У нас бизнес вообще малость инфантильный - любые новшества ему нравятся. На самам деле, нравиться-то пока - в этой сфере - особо нечему. Потому как до конкретных результатов реформы ещё далеко. И если честно, то слышал я от бизнеса и весьма и весьма скептические высказывания по поводу такой уж настоятельной необходимости для нас (всех) в данной реформе.

Это и на самом деле так. Сам по себе болонский процесс не панацея и таковой быть не может. Одно лишь внедрение двухуровневой системы самой по себе не решит проблему повышения качества образования - самую настоятельную для российского высшего образования в его нынешней ипостаси. При условии, конечно, что всё в системе останется, как прежде - непонятное количество непонятно чему и кого учащих вузов (это касается как частных, так и государственных заведений; опять показывает, что в ряде случаев хрен редьки слаще не оказывается). Сама двухуровневая система не призвана и не предназначена к борьбе с коррупцией в системе образования, возле неё и в государстве в целом, не предназначена она и для повышения учебной дисциплины в вузах, и, конечно же, ничего не сможет она сделать с призывами, звучащими из уст премьер-министра, о том, что, дескать, нечего, ребята, надеяться на повышение стипендии, топайте-ка вы вместо учебы на заработки. Если такая политика становится государственной, то государству этому никакая система вообще помочь не сможет.

Но вот чему, действительно, двухуровневая система может содействовать, так это более рациональному распределению государственных средств, отпускаемых на образование. Поэтому тем более было странно слышать от премьера о таких перспективах для учащихся (хотя, говорят, он обращался к учащимся ПТУ, но кто ж теперь будет разбираться?). Действительно, у нас сейчас нет необходимости готовить такое количество специалистов, которое выпускает нынешняя система, по пятилетним программам. Поэтому переключение большей части ежегодного потока абитуриентов на 4-летнюю программу будет способствовать более рациональному распределению средств и времени, отпускаемых на подготовку студентов (и средств как государственных, так и частных; и времени как преподавательского, так и студенческого).

Что же касается бизнеса и его выгод от внедрения данной системы, то сейчас сложно о чем-то конкретном говорить. Вряд ли новая система как-то скажется на рынке труда в смысле увеличения предложения. Во-первых, в последующие годы предложение будет снижаться (со стороны выпускников) по демографическим причинам. Мы сейчас проходим количественный пик, и в дальнейшем количество абитуриентов будет снижаться. Во-вторых, ожидания, что предложение увеличится, также не совсем правомерны, так как ожидаемое увеличение предложения за счет сокращения периода учебы с 5 до 4 лет будет в той или иной мере нивелироваться тем, что какая-то доля выпускников сразу по окончании пойдет в магистратуру (это ещё плюс два года). С другой стороны, бизнес и сейчас не отказывает в приему студентам старших и средних курсов, поэтому сложно с первого взгляда усмотреть те выгоды, которые бизнес может получить от новой системы.
И как уже говорилось выше, менее всего бизнесу стоит надеяться на то, что внедрение новой системы само по себе приведет к повышению образовательного уровня выпускников.

Ровно по этой же причине выпускникам, отучившимся по новому порядку, не стоит особо обольщаться насчет своей даже потенциальной востребованности на рынках труда развитых стран. Формально новый диплом ни в коей мере не служит гарантией того, что человек будет беспрепятственно принят на работу в тех же странах Европы.

Вывод из всего сказанного простой. Не будет большей ошибки со стороны тех, кто сейчас успокоится в ожиданиях лучшей участи. Любая реформа подразумевает ещё большие усилия, направленные даже не на улучшение ситуации как таковое, а просто на то, чтобы преодолеть сопротивление и заставить новый порядок работать. Причем, усилия потребуются от всех участников процесса. Зная, как у нас осуществляются реформы, можно ожидать ещё массу подводных камней и течений на пути, прежде чем наметится хоть какая-то картина хоть насколько-то приближенная к желаемому результату.

Более своевременной на данном этапе была бы помощь от бизнеса, чем его пока ещё необоснованные радости. И помощь не столько материального свойства, сколько коммуникационного...помощь, содействующая обеспечению обратной связи между производителем и потребителем рабочей силы.
 Автор блога здесь

образование, университет, болонский процесс, education, university, shilyaev, вуз, bologna process, шиляев

Previous post Next post
Up