Депутаты Госдумы поддержали сегодня в третьем, окончательном чтении закон о введении двухуровневой системы высшего профессионального образования. Соответствующие поправки вносятся в ряд законодательных актов РФ.
Документ предусматривает переход на два уровня высшего образования в РФ: бакалавриат - первый уровень, магистратура либо специалитет (подготовка специалистов) - второй уровень. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.
Лицензирование, аттестацию и госаккредитацию вузов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов также предлагается проводить раздельно. Нормативный срок обучения в бакалавриате составит от 3 до 4 лет в зависимости от направления, в магистратуре на базе бакалавриата - 2 года, а по программам подготовки специалистов - не менее 5 лет.
Разработчики закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить в магистратуре или специалитете.
При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.
В ряде областей будет сохранена пяти- и шестилетняя система обучения. В частности, это касается специалистов в области здравоохранения и госбезопасности. На первоначальном этапе обучение будет построено по системе "4+2" или 5 лет. В дальнейшем возможен переход на 3-летний бакалавриат. Однако это должно быть сопряжено с увеличением сроков обучения в общеобразовательных школах.
В ходе второго чтения депутаты поддержали ряд поправок в закон. В частности, срок обучения по бакалавриату был увеличен с 3 до 4 лет. Кроме того, была прописана отсрочка от призыва в армию. Также депутаты сняли ограничение по привязке обучения в магистратуре к городу, где было обучение по системе бакалавриата. Теперь можно будет поступать в магистратуру в любом городе.
За принятие документа высказались 325 депутатов, против - 87, воздержавшихся не было.
Одним из плюсов новой системы образования станет признание российских дипломов в странах Болонской конвенции. Сейчас уже более 50 стран, в том числе почти все европейские, подписали Болонскую конвенцию.
Болонская конвенция - соглашение, подписанное главами департаментов образования 29 европейских государств в 1999г. Цель соглашения - создание единого образовательного пространства, единой системы высшего образования в Европе. По мнению участников процесса, выравнивание образовательных моделей расширит практику студенческих обменов и сделает европейские университеты центром мировой интеллектуальной элиты. Россию приняли в Болонский процесс вместе с Сербией, Македонией, Боснией, Герцеговиной, Албанией и Андоррой в 2003г., после полутора лет ожидания.
11 октября 2007 г.
Источник: РБК
оригинал статьи
здесь Пока вот на что обратим внимание. Цитата:
"За принятие документа высказались 325 депутатов, против - 87, воздержавшихся не было."
Учитывая расклад нынешней Думы, приходится отметить, что вопросов и неожиданностей и по закону(ам), и по процессу перехода на новую систему следует ожидать ещё очень много. Очевидно, что не всё пойдет гладко. Но ещё очевиднее то, что внедрение уровневой системы само по себе не решит основных проблем нынешней системы образования.
Новая система никак не решит проблему коррупции в системе образования, не решит она проблемы отношения к образованию со стороны абитуриентов и студентов, не решит она проблемы отношения к учебному процессу во многих и многих вузах и у многих и многих преподавателей.
В таком случае признание наших дипломов в странах-участницах конвенции останется лишь декларацией на бумаге и формальностью. Все достаточно быстро поймут, что даже при новой системе качество нашего образования "и рядом не стояло" с таковым в других странах. При том, что образование у нас давно уже не является самым дешевым.
Таким образом,
1. трудоустройство для наших специалистов в массе своей в других странах-участницах так и останется лишь гипотетически возможным и
2. по мере дальнейшего роста цен в наших вузах и по мере дальнейшего улучшения своего финансового положения российские граждане предпочтут получать образование за рубежом.
См. также здесь
http://www.rb.ru/community/index.php?automodule=blog&blogid=1245&showentry=176456 Автор блога
здесь