24 ноября сего года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете". Это означает, что с этого момента данные два университета начинают жить "по-новому".
(Полный текст закона можно взять
здесь).
Первое впечатление от закона? Никакого. Очень такой себе мутный и обтекаемый законишко. Коротенький и, по большому счету и на первый взгляд, ни о чём. Однако...
Обращают на себя внимание эпитеты и экивоки, сделанные в адрес университетов, в п.1. статьи 1 закона:
- ведущих классических университетов Российской Федерации;
- как уникальных научно-образовательных комплексов, включающих в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица;
- старейших высших учебных заведений страны, имеющих огромное значение для развития российского общества.
Вот так вот. Не больше и не меньше. К чему только всё это, и как дальнейшему упрочению уже имеющихся достижений будет способствовать новый статус вузов - ни слова, ни полслова.
Согласно закону учредителем универиситетов теперь выступит Правительство РФ, оно же, естественно, утверждает их уставы. Но это всё пока цветочки.
А вот и ягодки - п.5 ст. 2 гласит: "Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации."
Вот не иначе как президентом должны назначаться ректоры этих двух университетов. Никак они без этого не проживут. Или президент без этого никак не проживет? (Можно предложить издать аналогичные законы, например, по поводу того, что тренера сборной России по футболу должен назначать тоже не кто иной, как президент, да и ин-та им. Склифософского тоже - почему бы нет (он у нас всё более и более заметную роль играет на фоне происходящих событий, очень востребованное заведение)?, а уж директора Мосфильма сам Бог велел - что там Ленин говорил про роль кино?). А если чуть серьёзнее, то два больших абзаца уделено тому, на сколько сроков и при каких условиях президент может назначать ректоров, о том, что, естественно, он же может их освободить от занимаемой должности. Но раз уж такое внимание и почёт этим должностям, то можно ведь было бы сказать, из кого назначают ректоров (из академиков, из бывших и настоящих министров образования, заваливших весь свой департамент), кто и с какими достижениями имеет право вообще быть рассмотренным в качестве кандидата на эту должность? Ни слова.
Следующий тонкий момент есть в законе: "...входят филиалы, представительства, факультеты и иные структурные подразделения без прав юридического лица". Ключевые слова здесь - последние. И если данные положения понимать так, как написано в законе, а иных разъяснений в нём по этому поводу никаких больше нет, то данная клауза подразумевает существенное ограничение автономии университетов и их подразделений. Потому что, например, всё новейшее время факультеты в МГУ (не знаю, как в СПбГУ) имели статус юридических лиц с соответствующими правами и обязанностями, что, однако, не мешало им действовать в рамках уставов вузов.
П.6 ст. 3 определяет, что "деканы факультетов, заведующие кафедрами Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета избираются в порядке, установленном уставами этих университетов". Казалось бы, хоть тут щелочку приоткрытой оставили. Но... не будем забывать, кто является учредителем университетов, и кто утверждает их уставы. И перестаём обольщаться на ровном месте.
Вот что, действительно, хорошо и важно:
п.1 ст. 4: "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет реализуют образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований."
и п.4: "...вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям)".
Это, по крайней мере, оставляет место для преподавательского и научного творчества, без которого ни один нормальный университет просто немыслим, но которое не приветствуется в российских вузах в силу ряда институциональных чиновничьих насаждений последнего времени.
П.5 ст. 4 про дипломы, "формы которых утверждаются соответственно этими университетами". Это вообще на какую-то подачку больше похоже. Да сто лет в обед нужно было университетам заниматься разработкой каких-то специальных форм! Всю жизнь те же самые бланки дипломов использовали и выдавали, и никто по этому поводу не плакал. Вот уж, действительно, можно подумать, что без этих "приятных" мелочей наши "уникальные научно-образовательные комплексы" дальше ни жить, ни быть не смогут. Какая-то игра в бирюльки! На уровне федерального закона.
Как и следовало ожидать, больше всего тумана в статье, посвященной финансовым вопросам: "Статья 5. Финансирование Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета". Мало того, что там больше всего тумана, так она ещё одна из самых коротких, если не самая. Надо же умудрится так написать ни о чём. Где этому учат? Уж не в МГУ ли?
Впрочем, вот она вся целиком:
"1. Финансирование Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
2. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет вправе осуществлять определенные виды деятельности в соответствии с государственными заказами."
Остается непонятным, то ли университеты сами могут себя финансировать за счет "иных не запрещенных законодательством...источников", то ли это правительство может? Если правительство, то интересно было бы узнать, что это за источники, насколько они велики и т.д.? Что же касается госзаказов, то опять же вопрос возникает: хорошо, "определенные виды" в соответствии с госзаказами вправе осуществлять, а другие заказы можно осуществлять? А что это за "определенные виды"? А как раньше было в этой части и почему возникла необходимость об этом отдельно в законе упоминать? Сплошной туман.
П.1. ст. 6: "Избранные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета осуществляют свои полномочия до назначения Президентом Российской Федерации соответственно ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ректора Санкт-Петербургского государственного университета в соответствии с настоящим Федеральным законом."
Что же, закон в силу вступил. Ждём-с.
P.S.: Очевидно, что большая часть "сопровождающих" деятельность ведущих вузов страны документов и актов ещё будет разработана во исполнение федерального закона, в т.ч. уставы. Там и следует искать соответствующие разъяснения и уточнения. А крайняя размытость и неопределённость положений закона вручает во власть чиновников все полномочия и возможности относительно того, какими эти будущие документы будут на самом деле, и что и как в них будет прописано. И как будут жить в дальнейшем "старейшие высшие учебные заведения страны, имеющие огромное значение для развития российского общества" с их многотысячными коллективами, историей и той ролью, что они играли для этого общества прежде с самого момента своего образования.
Только вот будет ли эта жизнь менее тревожной и более размеренной и обустроенной, на что вполне могут уже рассчитывать столь почтенные заведения - это вопрос, на который ни один наш закон не может дать утвердительного ответа.