«Однажды Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.
Пушкин написал:
Кн. П.П.Вяземскому
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
В шести строчках - все искусство воспитания!
"Душа моя Павел" - люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.
"Павел", "Кн. П.П.Вяземскому" - обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже большой - Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда "уже большие". И как бы ты ни любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: "Душа моя", но "Павел".
"Держись моих правил" - сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами - без них к ребенку лучше и не подходить. И это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно. Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, "держись моих правил" - слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское: "держись". Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном "держись" поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.
"Люби то-то, то-то..." - люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание - это не запреты, воспитывать - пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства - люби.
"Не делай того-то" - сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: "не делай" - относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил - "не делай", это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. "Не делай" - закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю - не в моих правилах. "Не делай" и "люби" - двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: "не делай", а верхней границы нет, она бесконечна - "люби!".
"Кажись, это ясно" - ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого - не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных. И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! "Кажись, это ясно..." Он открывается перед мальчиком. Он не просто подчеркивает равенство обращением "Павел", он в самом деле чувствует себя равным с мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит не заученное, а только что самим открытое.
"Прощай, мой прекрасный" - прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви - и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.
И словно кольцо замыкается: "Прощай, мой прекрасный". Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: "Мой прекрасный" - тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, "душа моя" и "мой прекрасный", заключено все искусство воспитания детей. »
/С.Л. Соловейчик. Педагогика для всех/
Скопировано
отсюда, где по ссылке 'назад' есть ещё некоторое количество прекрасного по педагогической теме.
В дополнение к этому подробному анализу всё равно хочу ещё обращать внимание на такую мелочь, как употребление местоимений 'то' и 'того'. Мне кажется совершенно гениальным то, как поэт предоставляет читателю самому заполнить форму содержанием: 'Кажись, это ясно' - незачем лишний раз повторять говоренное. Что такое хорошо и что такое плохо, ребёнок иногда может и сам сформулировать, причём с примерами и доказательствами. Зато шутливость тона, комичные 'то-то' и 'того-то' (взрослый как бы прикидывается дурачком, который и сам-то не знает, что к чему) могут спровоцировать самостоятельное осмысление и творческую переработку абстрактных правил в сознательную личную этическую позицию.
Кстати,
ребёнок, по-момему, вырос вполне достойным гражданином.