Ну, например, если естественный спутник вращается ниже предела Роша, то он неустойчив и, вероятно, в скором времени разрушится. Насколько я понимаю, это позволяет достаточно уверенно объявить некоторые ситуации невозможными (ну, скажем, вращение спутника размером с Луну вокруг планеты размером с Землю на орбите высотой всего в несколько тысяч километров в течение 100 миллионов лет). Конкретно за чайник не знаю, но в принципе, насколько я понимаю, в физике небесных тел вполне бывают запрещенные варианты, там возможно отнюдь не все подряд. Иное дело, что Рассел, скорее всего, понимал это и подразумевал, что вращение его чайника не запрещено никакими законами механики.
Разумеется, есть варианты орбит чайника, противоречащие законам небесной механики. Разумеется, есть такие гипотезы, которые таки можно опровергнуть. Какое это отношение имеет к утверждению Рассела о существовании гипотез, которые опровергнуть нельзя, непонятно.
Отношение - эвристическое. Прежде чем утверждать, что такую-то гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть нельзя, стоит очень хорошо подумать: а может быть, все-таки можно? Не более того.
Тут, если угодно, должна быть своего рода презумпция того, что МОЖНО. И признавать неопровержимость стоит только после того, как все мыслимые варианты рассмотрены и отброшены. А то, например, Любарский приводит потрясающий пример, когда некий биолог, отказываясь рассматривать эволюционные причины возникновения неких признаков у некоего животного, сказал по этому поводу цитату из Окуджавы: "Так природа захотела, почему - не наше дело..."
То есть, с моей стороны это не возражение против чайника Рассела, а морализаторство на основе чайника Рассела.
Даже если орбита не устойчива, то это никак не опровергает гипотезу "между орбитами Земли и Марса обращается фарфоровый чайник". Просто его орбита неустойчива.
Есть такие астероиды, которые вращаются в том числе и между Землёй и Марсом, называются Амуры. Среди них вполне может оказаться и чайник Рассела.
ИМХО, "чайник" приводится как пример не НЕВОЗМОЖНОСТИ доказать отсутствие, а НЕНУЖНОСТИ этого.
То есть, хотя чайник вполне мог бы там вращаться, мы по умолчанию должны считать, что его там нет, поскольку никаких оснований предполагать его наличие -- не имеется.
Присоединяюсь к идее о "презумпции неопровержимости". Теоретически можно себе представить, что настанет время, когда гипотеза Чайника Рассела станет опровержимой, - когда технические возможности человечества дадут возможность просматривать пространство на таком расстоянии от Земли с большей детальностью. Триста лет назад на земной поверхности вполне можно было "спрятать" объект размером, скажем, с дом. И его существование где-нибудь посреди Сахары было неопровержимым. А сейчас, когда Земля просматривается спутниками с большим разрешением - нельзя. А тысячу лет назад, наверное, неопровержимой была гипотеза о том, что Луна состоит из сыра. Так что чайник, наверное, хоть и классический пример, но не самый удачный - его неопровержимось - это всего лишь практическая неопровержимость на данный момент, но не принципиальная. А вот существование объекта невидимого, неслышимого, неосязаемого и никак себя не проявляющего (или проявляющего не специфическими для него явлениями, а объяснимыми другими силами) - тут неопровержимость принципиальная.
никак не влияющий на нашу вселенную объект никак не может повлиять на нашу вселенную, и тогда что толку его постулировать? никакого предсказания на основании этой гипотезы мы все равно сделать не сможем. А вот гипотеза чайника дает предсказания.
Comments 46
Reply
Reply
Разумеется, есть такие гипотезы, которые таки можно опровергнуть.
Какое это отношение имеет к утверждению Рассела о существовании гипотез, которые опровергнуть нельзя, непонятно.
Reply
Тут, если угодно, должна быть своего рода презумпция того, что МОЖНО. И признавать неопровержимость стоит только после того, как все мыслимые варианты рассмотрены и отброшены. А то, например, Любарский приводит потрясающий пример, когда некий биолог, отказываясь рассматривать эволюционные причины возникновения неких признаков у некоего животного, сказал по этому поводу цитату из Окуджавы: "Так природа захотела, почему - не наше дело..."
То есть, с моей стороны это не возражение против чайника Рассела, а морализаторство на основе чайника Рассела.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
ИМХО, "чайник" приводится как пример не НЕВОЗМОЖНОСТИ доказать отсутствие, а НЕНУЖНОСТИ этого.
То есть, хотя чайник вполне мог бы там вращаться, мы по умолчанию должны считать, что его там нет, поскольку никаких оснований предполагать его наличие -- не имеется.
Reply
А конкретно - Амуры I.
Reply
Так что чайник, наверное, хоть и классический пример, но не самый удачный - его неопровержимось - это всего лишь практическая неопровержимость на данный момент, но не принципиальная. А вот существование объекта невидимого, неслышимого, неосязаемого и никак себя не проявляющего (или проявляющего не специфическими для него явлениями, а объяснимыми другими силами) - тут неопровержимость принципиальная.
Reply
Reply
Reply
никакого предсказания на основании этой гипотезы мы все равно сделать не сможем.
А вот гипотеза чайника дает предсказания.
Reply
Leave a comment