гендиректор "Спартака" Карпин - хулиган-рецидивист

Apr 20, 2011 20:56


Хулиганский поступок главного тренера московского «Спартака» снова стал достоянием общественности. Полная безнаказанность превратила Валерия Карпина за полтора года работы в России в настоящего рецидивиста - злостного хулигана, подрывающего доверие к судебной системе страны.

В Интернет попала очередная видеозапись, запечатлевшая злоупотребление Карпиным обсценной лексикой при общении с болельщиками. Хоть на этот раз постыдный инцидент произошел не на пресс-конференции (из зала которой уже вошло в историю двустишие Карпина про игру, которая «была равна»), а на улице, у самых стен стадиона - проступок главного тренера «Спартака» не стал ни менее публичным, ни менее оскорбительным. Особенно, если учесть, что в круг обязанностей Карпина как гендиректора футбольного клуба входит контроль за дисциплиной и наказание за ее нарушение, в т.ч. и мат, среди всех работников клуба - от футболистов до главного тренера.

Можно по разному трактовать мотивы, почему ни милиция, ни суд, ни дисциплинарный комитет РФС не пытаются привлечь Карпина к ответственности по статье 20.1 КоАП РФ и ее специализированным аналогам. В любом случае мы наблюдаем публичную дискредитацию кодекса РФ, профанирование попыток создать правовое общество, развращение социума.

Не будет преувеличением сказать, что именно мат Карпина, так же как и уголовная лексика отдельных политиков, является настоящим актом экстремизма, а вовсе не тот оппозиционный инфантилизм, благодаря которому правоохранительные органы набирают статистику по 282 статье УК РФ.

В том, что общество предпочитает руководствоваться понятиями вместо законов, и предпочитает силовые методы воздействия вместо правовых, во многом вина лежит именно на власти, которая использует в общении с этим народом ненормативную лексику. Блатная риторика по самой своей природе всегда сигнализирует о том, что в границах ее употребления приоритет имеют неформальные правила.

Конечно, нельзя повесить на Карпина всю вину за то, что именно он спровоцировал ощущение вседозволенности у болельщиков «Спартака». Однако не стоит игнорировать тот факт, что мат почти всегда предвосхищает или сопровождает насилие (от бытовой драки до войны).

Манифестации на Чистых прудах в июле и на Манежной площади в декабре прошлого года во многом стали следствием выбора Карпиным примитивных и агрессивных аргументов (зачастую ограничивающихся емким оскорблением своих и чужих игроков) для объяснения причин проблем, испытываемых командой. Если официальное лицо клуба не утруждает себя формулированием конструктивных ответов на острые вопросы, то у болельщиков тем более нет резона сомневаться при выборе простейших силовых методов для достижения своих целей.

При этом Карпин как публичное лицо, представляющее популярнейший российский клуб, участвует в формировании субкультурного языка общения. Это исключительно ответственное дело: на каком языке мы будем говорить - с тем и станем иметь дело.

Еще в XIX веке стало известно, что формулирование явления предвосхищает его реальное формирование. Сначала типаж романтической барышни был описан Тургеневым, затем «тургеневские девушки» стали массовой субкультурой, сначала философы и ученые западного мира обсуждали понятия демократии, толерантности, равноправия - и только затем появлялись соответствующие законы, люди понимали моральную ущербность ряда поступков.

Большая часть норм западного общества у нас отсутствует потому, что нет подходящих слов для их определения. Что нельзя описать - того не существует. Поэтому разнообразие нашего мата вовсе не является проявлением языкового богатства. Наоборот - этот примитивный языковой суррогат компенсирует отсутствие нормальных терминов. Например, обилие сексуальноцентричного мата - следствие того, что до XIX века у нас фактически не существовало даже слова «любовь». В результате, правовые нормы, регулирующие межполовые отношения (в т.ч. равноправие, ответственность мужчины и женщине в браке и после развода), у нас до сих пор являются едва ли не самыми слабыми, дисгармоничными и недоработанными во всем законодательстве.

Мы готовимся проводить Чемпионат мира по футболу, синхронизируем сроки национального первенства с Европой, пропагандируем цивилизованные взаимоотношения на трибунах. О перспективах всех этих начинаний можно судить по тому, как упоенно Карпин нарушает поддержанную им же программу борьбы с матом на трибунах. И как безразличны к этим нарушениям все остальные высокопоставленные лица - вплоть до президента РФС Сергея Фурсенко - инициатора «антиматерной» кампании.

Глядя на это, рядовые исполнители понимают, что все озвучиваемые программы - лишь популизм и прикрытие для реализации личных меркантильных интересов. Все это не всерьез, так что не стоит поддаваться на пустые лозунги, если не хочешь показаться идиотом.

Есть версия, что матерщина Карпина с тренерской скамьи - сублимация его бессилия: когда нечего посоветовать, нет действенной стратегии, не знаешь, что говорить по делу - остается только ругаться.

Есть версия, что экспансия нецензурной лексики, овладевающей бытовым языком всех слоев социума - является реакцией общества на политику тотального унижения, которой последовательно подавляется воля народа телевидением, чиновниками, поп-звездами. Якобы, именно мат помогает людям самоутвердиться.

Есть версия, что пренебрежение судами и милицией статьей о хулиганстве в отношении матерщинников - воплощение бессилия законов, которые чаще всего применяются лишь как рычаги для реализации интересов конкретных личностей, но не являются самостоятельным регулятором правового поля страны.

Есть версия, что блатная лексика политиков - защитная реакция: попытка вызвать инстинктивную симпатию у толпы в тот момент, когда угроза провала всех стратегий и планов становится особенно велика.

Есть версия, что тотальный мат, словно вирус, пожирающий русский язык, - симптом болезни общества, приближающий взрыв тотального насилия и распад.

Наилучшим образом, пожалуй, роль мата в русском языке иллюстрирует скоморох Петрушка - один из главных народных героев. Почти во всех своих сценках, он всегда отчаянно матерится, даже перед детьми. По мнению искусствоведа Ирины Уваровой, это связано с погребальным обрядом, в котором участвовали скоморохи. На санскрите «скоморох - это человек, который стоит возле того, у кого в глазах больше нет солнца»: то есть, Петрушка разговаривает со смертью. Поскольку в потустороннем мире все перевернуто, то и речь переворачивается.

Мат - язык смерти культуры, в том числе и правовой, язык перевернутого мира, перевернутых законов. Чтобы остановить превращение российской реальности в потусторонний мир, необходим какой-нибудь прецедентный процесс - например, над Валерием Карпиным.

Источник:http://0phion.livejournal.com/32231.html
Previous post Next post
Up