Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще /Альберт Эйнштейн
Градостроительство в России, за последнее столетие претерпело ряд серьезных изменений, значительно повлиявших на облик наших городов и вектор их развития в целом.
Практика архитектурно-градостроительного просвещения руководящих кадров СССР на базе ВПШ, при всем своем классическом уклоне, крайне позитивно отразилась на архитектуре и градостроительстве до и после войны. Партийные управленцы имели представление об архитектуре не зависимо от главных архитекторов, что позволяло совершать обдуманные решения. Города росли относительно равномерно формируя градостроительные ансамбли, улицы и набережные. Качество среды сформированной в те годы, можно оценить по фотографиям путешественника Брэнсона Деку:
По Советскому Союзу 1930-х годов "Москва 1931" фото Брэнсон Деку (ЖЖ nikolas11)"Одесса 1931" фото Брэнсон Деку"Ленинград 1931" фото Брэнсон Деку В 1955 году все было переведено на рельсы массовой застройки и унификации планировочных единиц в пределах всей страны. Градостроительство уступило место экономике и экономии. В этом русле архитектура и градостроительство поистине стремительно обеспечили людей доступным жильем, но это сформировало тупиковый путь развития способный существовать лишь в идеальных условиях быта внутри микрорайонов.
Послевоенная Москва Москва сталинская, Москва послевоенная (ЖЖ FELBERT) С ростом этажности новые микрорайоны заполнялись все большим количеством людей, и при довольно разряженной дорожной сети, города с более чем тысячелетней историей стали заложниками своих исторических центров. Привлекая людей из густонаселенных окраин, центры постепенно наполнялись общественными зданиями городского масштаба, усугубляя будущие проблемы.
И наконец, в 1991 году с изменением "экономических правил" и политической жизни, процесс роста городов стал апокалипсическим. Возможно, никто даже и предполагал, что самоорганизация в подобных условиях приведет к таким последствиям. Но города стали расти внутри себя и высоту увеличивая тем самым плотность населения и нагрузку на дорожные сети. И наконец, с возросшей автомобилизацией центры городов стали огромными пробками.
И в этой ситуации несмотря на мировой опыт, и наличие понятных путей решения дорожного вопроса, мы продолжаем осуществлять курс взятый 50 лет назад.
"Воспоминания Эрнеста Кондратовича