Jan 03, 2013 01:51
«Онегин» оставил у меня неприятный осадок. Какая-то тоска и безысходность. Пушкин наказал своих героев. Оставил их без права выбора. Конечно, можно пофантазировать и сказать, что они сами обрекли себя на мертвую жизнь, лишенную радости любви. Татьяна, которая придумала в столь юном и романтичном возрасте образ идеального мужчины. И потом впихнула Онегина в этот образ. Она вообще по своей натуре склонна к страданиям. В какой-то мере ее склонность к страданиям определила ее влюбленность в Онегина. Такой удобный вариант для того, чтобы всю оставшуюся жизнь чувствовать себя несчастной. Онегин, который не был способен любить, а потом вдруг был покорен неприступностью и холодностью повзрослевшей Тани.
Два незрелых человека, которые делали друг друга несчастными и априори не могли быть вместе.
Даже если бы они рискнули и дали друг другу шанс, все равно вряд ли бы у них что-то получилось. Уж слишком незрелые они были. Онегин, не способный любить. Татьяна, живущая в своих фантазиях.
И эта безысходность и разочарование самого Пушкина. Мне было поразительно открывать для себя, каким же несчастным и незрелым был сам Пушкин. Разочарованный в себе и в мире он написал историю любви, где любви нет места. Сплошные иллюзии, фантазии и проекции. Ни единого шанса для настоящих чувств.
И в то же время это гениальное произведение рассказывает о том, как «любят» многие из нас. Едва увидев более-менее подходящего человека, мы создаем вокруг него некий образ, который обычно не соответствует действительности. И мы любим этот образ. Лелеем и холим его. Наполняем его своими фантазиями и вымыслом. И нам все равно, какой человек находится под этим образом на самом деле.
Мы всеми силами стараемся удержать иллюзию. Ведь в конечном итоге нас ждет либо жестокое разочарование, либо суровая реальность. Ни того, ни другого мы не хотим.
Вот и Таня Ларина продолжала любить иллюзию об Онегине. Другой вопрос, зачем. Но это уже не так важно. Хотя ответ прост: она не умела любить по-настоящему.
Онегин точно также был очарован ее образом неприступной и холодной дамы. Но если бы Татьяна дала слабину хотя бы на секунду, его интерес тут же бы пропал.
Печальная история двух людей, которые стали заложниками своих иллюзий.
Теперь думаю, что бы еще перечитать из классики. Возможно, следующим будет «Портрет Дориана Грэя»
книжное